Этапы и структура маркетинговых исследований. Полевые исследования
Результаты, полученные при обработке вторичной информации, позволяют перейти к подбору и анализу первичной информации. Как уже отмечалось, сбор первичной информации производится в ходе как кабинетных, так и полевых исследований, однако полевые исследования в маркетинге имеют приоритет. Для сбора первичных данных желательно разработать план сбора первичных данных.
Полевые исследования проходят в несколько этапов:
□ Выявление в ходе кабинетных исследований желаемых контактов.
□ Определение круга вопросов, по которым нужна информация.
□ Разработка краткого вопросника по интересующим проблемам.
□ Установление связи с контактом: по почте, телефону, через вторичных участников процесса маркетинга.
□ Рассмотрение поставленных вопросов в диалоге с отобранными контактами путем переписки, телефонных переговоров или в ходе командировки.
□ Обработка результатов рассмотрения вопросов.
□ Подготовка отчёта о результатах исследования с выводами и рекомендациями по последующим действиям.
Рассмотрим некоторые из этих этапов более подробно.
1. Выявление желаемых контактов.
Среди этих контактов будут не только прямые потребители или покупатели товара, в отношении которого проводится исследование, но и их окружение: банки, страховые компании, потребительские общества, потребители продукции покупателей, разного рода ассоциации и палаты.
2. Определение круга вопросов для обсуждения.
Круг вопросов не должен замыкаться на требованиях к товару (услуге). В него входит и информация о финансовой надёжности покупателей, степени их удовлетворенности обслуживанием, предоставляемым конкурентами и другая информация, подходящая к случаю. Разработка круга вопросов, подлежащих обсуждению, требует тщательности и времени.
3. Подготовка вопросника. Задачей этого вопросника служит информирование контакта об интересе к его проблемам. Отсюда требования к вопроснику:
· он должен быть кратким и ясным;
· поставленные вопросы должны предполагать однозначный ответ: да, нет;
· форма постановки вопросов должна побуждать отвечающего к продолжению дискуссии, а не отталкивать его;
· наконец, в вопроснике должно содержаться сообщение о том, что от него не требуют немедленного ответа по существу, но просят подтвердить, что предлагаемые вопросы могут быть приняты за основу для дальнейших обсуждений.
4. Установление контакта.
Адреса, телефоны, номера телекса и факса желательных контактов устанавливаются в ходе кабинетных исследований. Не обязательно это будут конечные покупатели или потребители. Во многих случаях при организации полевых исследований выходят на министерства, торговые или профессиональные палаты, ассоциации и т.п. В таких случаях интервьюер просит эти организации оказать ему содействие в установлении контактов и, в случае предполагаемой командировки, в разработке программы визитов.
Контактам высылается вопросник, о котором говорилось выше. При этом обычно просят дать свои комментарии, если они появятся.
5. Диалог с установленными контактами.
Имеется ряд правил, которым должен следовать человек, берущий интервью:
· интервьюируемый должен иметь доступ к желательной информации;
· интервью надо проводить в располагающей к доверию обстановке;
· вопросы следует ставить так, чтобы получать ответы, не допускающие двойного толкования;
· желательно вести запись интервью на магнитофон, с согласия интервьюируемого;
· в зарубежной практике допускается «вознаграждение» интервьюируемого за проведенное интервью.
Кроме интервью широко практикуются визиты на предприятия и в организации с целью ознакомления с порядком работы, структурой и применяемыми рабочими приёмами. При визитах на промышленные предприятия оценивается также технологический уровень и выявляются слабые места производства.
Установленные таким образом контакты могут потребовать продолжения в виде направления на предприятие (в организацию) специальной миссии для разработки плана мероприятий по совершенствованию производства.
При работе в другой стране вся эта деятельность происходит в ходе загранкомандировок.
6. Обработка результатов рассмотрения вопросов.
Полученные в ходе сбора первичной информации данные обрабатываются аналогично вторичной информации, сводятся в таблицы, на основе информации строятся графики, диаграммы и т.д. Этот материал используется для подготовки отчёта.
7. Подготовка отчёта с выводами и рекомендациями.
Отчёт должен состоять из трёх частей:
□ Описание проделанной работы с фактическим материалом;
□ Выводы и рекомендации;
□ Краткая характеристика контактов, их адреса, телефоны, телексы, телефаксы и другая полезная информация о них.
Приложения: фактический и другой дополнительный материал.
Результаты кабинетных и полевых исследований сводятся вместе и используются при разработке стратегических маркетинговых планов и оперативных (тактических) программ.