Идея, модель, тестирование — измерения, измерения, измерения
Вы должны иметь представление об эффективности любой презентации или кампании — а значит, придется научиться измерять, насколько успешно вы привлекли внимание аудитории. Показатели успеха будут различными для разных кампаний, поэтому вам придется следить за несколькими цифрами. Возможно, это будет чисто уникальных посетителей сайта, количество подписчиков, сумма пожертвований, количество времени, которое проводит посетитель на главной странице сайта (если речь идет о сайте) или число случаев пересылки либо упоминания вашего послания (если вы используете электронную рассылку).
Очень важно создать систему показателей успеха еще до того, как вы начнете реализовывать свой план, и в дальнейшем постоянно следить за прогрессом, соотнося достигнутое с поставленными целями и намеченными показателями. Также необходимо отметить точку, с которой вы стартуете, чтобы именно от нее отмерять достижения на пути к цели.
Google и Twitter помогут вам получить необходимые данные об успехе вашей кампании в Интернете. Google Analytics демонстрирует число посетителей на вашем сайте и измеряет вовлеченность аудитории и привлекательность вашей страницы, отслеживая время, которое посетители проводят на ней, а также число тех, кто немедленно ушел с вашего сайта, едва попав на него по ссылке. Точно так же сервис Twitter@ mentions (@ваше имя в Twitter) позволяет вам измерять активность аудитории в Twitter. Функция @mention дает возможность отследить, как аудитория отреагировала на вашу реплику, а также упоминания о вас в любом другом контексте. Как правило, чем больше эти цифры, тем лучше, так что вы можете сравнить себя с другими участниками сообщества по этому показателю. Еще один показатель — число читателей, однако, как и количество посетителей веб-сайта, эта цифра может сбить вас с толку. Гораздо лучше иметь 1000 «качественных» читателей, нежели 10000 «низкокачественных» (первые — это те, кто внимательно читает ваши записи; вторые, как правило, давно не используемые хозяевами аккаунты и роботы, рассылающие спам). Имейте в виду: многие пользователи увеличивают число читателей, автоматически внося в свою ленту всех, кто внес их в свою. Поэтому признаком наличия «низкокачественных» читателей будет большое количество такого рода взаимных контактов. Пропорция выше 0,5:1 уже будет поводом задуматься, особенно если вы оказались среди сотен или тысяч читаемых тем или иным пользователем, ведь на самом деле следить за сообщениями сотен авторов Twitter просто-напросто невозможно.
Вы можете оценить способность своей кампании привлекать внимание по тому, сумела ли она хоть в чем-то изменить жизнь социальной сети. Для этого, в свою очередь, вам следует определить, вызвала ли кампания цепную реакцию — процесс, когда информация, подобно вирусу, разлетается по всем социальным сетям. Показатель «изменения ситуации и цепной реакции» продемонстрирует вам, сумели ли вы найти путь к аудитории, которая способна распространить вашу идею. Можете, к примеру, спросить себя: попала ли моя тема на первую страницу digg.com? Активно ли ее обсуждают в Twitter? Попал ли мой ролик в первые строчки рейтинга YouTube? Если хотя бы на один из вопросов вы можете ответить «да», поздравляем! Вы сумели создать обсуждаемую тему и запустить цепную реакцию. В следующей части мы поговорим о том, как сохранить эту тенденцию и вовлечь аудиторию в вашу работу.
Учимся работать с Twitter
Twitter — это платформа для ведения микроблогов, позволяющая пользователям публиковать свои ответы на один простой вопрос: «Что происходит?» Особенность ресурса в том, что запись по объему не должна превышать 140 знаков.
С чего начать?Убедитесь, что информация, которую вы предоставили для своей страницы в Twitter, изложена интересно и остроумно. Подберите хороший фон и картинку — пусть они позволят легко идентифицировать вас и привлекают внимание. Оставьте ссылку на свой сайт, где пользователи смогут получить дополнительную информацию.
Определяемся с целевой аудиторией.Вы готовы? Тогда начните с поискового механизма Twitter http://search.twitter.com. С его помощью вы найдете людей, пишущих на темы, сходные с вашей. Посмотрите, кто использует в записях названия брэндов и иные ключевые для вашей темы слова. Оценив результаты поиска, прикиньте, стоит ли включать в свою ленту найденных пользователей. Обратите внимание и на тех, кто группируется вокруг их дневников, — у них могут быть схожие интересы, и они, вполне возможно, попадают в вашу целевую аудиторию или, быть может, имеют разветвленную сеть постоянных читателей, которые могут помочь в распространении вашего сообщения.
Набираем читателей.Помните, что вы хотите привлечь в свой блог как можно больше людей (ведь чем больше пользователей, тем больше информационный трафик), причем, по возможности, «высококачественных» (то есть влиятельных и интересующихся вашей темой). Мы, конечно, рискуем показаться непоследовательными, противореча сказанному ранее, но поначалу самым простым способом заполучить как можно больше друзей по Twitter будет включать в свою «ленту друзей» как можно больше народу, — это неплохой метод для начинающих. Существует множество людей, готовых вписать вашу фамилию в перечень своих друзей лишь потому, что вы отметили их в своем списке. Множество людей включают в свою ленту каждого, кто включает их в свою, а это значит, что, внеся их в список, вы автоматически приобретаете нового подписчика для себя.
Привлекаем внимание.Ну вот, подписчики у вас есть. Как же вы собираетесь привлечь их внимание? Лучший способ — использовать функцию @reply. Она помогает пользователям поднимать актуальные вопросы и комментарии и получать необходимую информацию. Постоянно следите за записями в блогах своих потенциальных союзников. Если они опубликуют в ленте комментарий или вопрос, по которому вы можете поделиться с ними ценной информацией, отвечайте им, используя функцию @reply. См. http://dragonflyeffect.com.
Ведем блог грамотно.Дневник должен выглядеть свежо и оригинально на фоне других микроблогов. Не оставляйте на странице ссылок на свой сайт безо всяких пояснений — это напоминает рекламу, которую люди ненавидят. Пусть ваши сообщения будут разнообразными. Размещайте картинки по теме — люди обожают картинки. Публикуйте «вопрос дня» или остроумные подписи. Проведите конкурс: опубликуйте вопрос дня вместе со ссылкой, чтобы людям хотелось поучаствовать в опросе. Процитируйте в своей ленте реплику из числа самых популярных записей Twitter и оставьте ссылки на другие записи из верхних строк рейтинга. Наконец, найденная вами (или присланная кем-то из друзей) интересная статья также окажется уместной, — если, конечно, она соответствует тематике вашего блога, а также если вы не будете злоупотреблять подобного рода материалами.
КРЫЛО 3
Вовлечение
Как заставить людей проникнуться вашими целями
«Чтобы преуспеть, вам необходимы поддержка, мотивация и вдохновение».
Тони Дорсетт
Ами Адьяхо, предпринимательница из Того, небольшой аграрной страны на западе Африки, нуждалась в займе на сумму 675 долларов для расширения бизнеса — торговли древесным углем и бататом в своей деревне. 39-летняя Дааримаа, жившая с тетей и двумя сыновьями в традиционной палатке кочевников в Увукханге, одной из областей Монголии, хотела получить займ в 2975 долларов на закупку тканей и фурнитуры для своего предприятия по пошиву одежды. А Маламину Диалло, 27-летнему предпринимателю, жившему вместе с большой семьей в рабочем пригороде в Мали, нужно было занять 1150 долларов для расширения своего магазина, предлагавшего семьям, живущим по соседству, продукты, туалетные принадлежности и платежные карты для мобильных телефонов. Еще несколько лет назад Адьяхо, Дааримаа и Диалло не могли рассчитывать на то, что деньги для расширения бизнеса найдутся. Сегодня эти люди — трое из тысяч предпринимателей по всему миру, получивших средства для развития собственного дела. Эти деньги предоставили им не местные ростовщики, не международные банки и не благотворительные организации. Эти деньги пришли от обычных людей — таких, как мы и вы.
Возможно, вы слышали о некоммерческом фонде Kiva (www.kiva.org), одной из первых в мире организаций взаимопомощи, предоставляющих микрокредиты для развития бизнеса. На своем сайте Kiva размещает просьбы о займах от предпринимателей из беднейших стран мира. Каждый желающий, вступив в сообщество, может выбрать любого из них и предложить ему кредит, помогая тем самым разорвать порочный круг нищеты, предоставляя людям возможность зарабатывать средства к существованию. В 2005 году, в первый год после создания, Kiva помогла предпринимателям получить займы на общую сумму в полмиллиона долларов. Эти средства поступили в основном от частных лиц, при этом суммы переводов начинались от 25 долларов. На второй год своего существования Kiva выдала кредитов более чем на 14 миллионов долларов, а на третий год — примерно на 50 миллионов. За время существования Kiva помогла, в общей сложности, 631 345 людям суммой 111 миллионов долларов.
Эти цифры, разумеется, впечатляют, однако на самом деле Kiva делает гораздо больше. Ее главная цель — изменить трагическую картину нищеты по всему миру с помощью вдохновляющих историй успеха и личных связей, которые помогают получить необходимую поддержку. Основатели Kiva — Джессика Джекли, в 2005 году работавшая в сельских районах Кении, Танзании и Уганды в составе организации Village Enterprise Fund, и Мэтт Фланнери, бывший программист в компании TiVo, — не понаслышке знали о том, как бедность держит в тисках целые семьи. Планируя открытие Kiva, они решили отказаться от традиционной для благотворительных организаций маркетинговой стратегии, построенной на абстрактной картине бедности. Основываясь на практическом опыте Джессики, они задумали сделать ставку на истории предпринимателей вроде Адьяхо, которая сумела обеспечить своих односельчан достаточным количеством топлива и продовольствия, и Диалло, с помощью своего магазина улучшившего качество жизни — своей и окружающих.
Благодаря подобным историям Kiva установила прочную связь между заемщиками и кредиторами. Эта связь оказалась удивительно мощной: за четыре года Kiva изменила жизнь 217 тысячам предпринимателей в 49 странах. Они не только получили займы, но и успешно их возвращают: деньги, переданные через Kiva, благополучно возвращаются кредиторам в 98 % случаев. (1)
Мало-помалу сама Kiva превратилась в легенду, которую люди с радостью передают из уст в уста. Экс-президент США Билл Клинтон упомянул о Kiva в своей книге Giving («Отдавать»). Корреспондент New York Times Николас Кристоф описал в редакционной статье свой опыт работы с Kiva, и эта статья в день своего появления стала одним из трех материалов, которые посетители сайта nytimes.com чаще всего пересылали своим знакомым. За последующие три дня читатели газеты предоставили через Kiva займов на 250 тысяч долларов. А когда о Kiva рассказала в своем телешоу Опра Уинфри, поток посетителей, хлынувших на страницу организации после этого сюжета, обрушил сайт на целых четыре дня.
Если привлечение внимания необходимо для того, чтобы о вашей идее узнали, то вовлечение аудитории необходимо на следующей стадии: оно заставит людей проникнуться вашей целью, быть может, даже влюбиться в нее. Наверное, это — самое сложное крыло нашей стрекозы: ведь любовь приходит не так уж часто, и заставить людей полюбить ваше дело — скорее искусство, нежели наука. Вовлеченность слабо зависит от логики. Вы можете приводить безупречные аргументы, объясняющие, почему люди должны поучаствовать в вашей затее, но если вы не сумеете затронуть их чувства, они не станут помогать вам. Как поняли сотрудники Kiva после упомянутого выше телешоу Опры Уинфри, средства массовой информации подчеркивают эмоциональную составляющую любого проекта (или выявляют ее недостаток).
Рассмотрим для примера теледебаты между Ричардом Никсоном и Джоном Кеннеди, которые в немалой степени помогли последнему добиться поста президента США. Благодаря им избиратели узнали нечто чрезвычайно важное, чего не могли разглядеть, слушая радио и читая газеты: характер и темперамент каждого из кандидатов. Никсон нервничал, Кеннеди же был энергичен и идеально соответствовал образу главы государства.
Социальные сети своим появлением упростили возможность передачи эмоций.