Три хитрости для участников Facebook
Рэнди Цукерберг, глава отдела креативного маркетинга, вирусных акций, политических и социальных проектов Facebook
Стремительное распространение. Скорость распространения информации в Facebook определяется количеством ссылок. Ссылки на новости друзей и любимые страницы появляются в лентах новостей пользователей, что позволяет другим участникам Сети, в свою очередь, делиться этой информацией. Ленни Кравиц платит фотографам, чтобы те снимали фанатов на его концертах, затем выкладывает эти снимки на свой сайт, разрешая поклонникам свободно ссылаться на них, тем самым привлекая посетителей на свою страницу.
Видео. Размещайте на Facebook видеоматериалы, а не просто ссылки на ролики, выложенные на YouTube. Это заставит людей оставаться на вашей странице, вместо того чтобы уходить на другие сайты и не возвращаться обратно. Прямая трансляция инаугурации Обамы на Facebook позволила его виртуальным друзьям одновременно смотреть церемонию и обсуждать ее.
Понимание аудитории.Предлагая инструментарий для оценки аудитории, включая измерение числа хитов по регионам, Facebook дает организациям и фирмам возможность понять, кто такие их клиенты, что их волнует и как наладить с ними контакт. В результате выбор целевой аудитории и ее сегментация могут быть осуществлены на совершенно новом, ранее недостижимом уровне.
Быть может, вы переживаете, что одна-единственная цель, к которой вы стремитесь, слишком незначительна, и даже если вы ее достигнете, это вряд ли изменит что-либо в сложившемся порядке вещей. Но это неверно. Если вы добьетесь успеха, у вашей цели наверняка хватит «волнового потенциала» для того, чтобы в той или иной степени изменить мир, — как у команды Самира, которая ставила себе целью спасти одну жизнь, а спасла в итоге сотни. Или как у организаторов проекта «Монтана против метамфетамина»: их тщательно проведенные исследования позволили распространить накопленный опыт на другие штаты и значительно снизить употребление метамфетаминов как среди взрослых, так и среди подростков, а также уменьшить число преступлений, связанных с наркотиком. Или как у команды Обамы, чья тщательно выстроенная программа действий заставила переписать политическую историю США.
Предвыборная кампания Обамы — наиболее впечатляющий пример того, как старания его команды вовлечь в работу как можно больше сторонников, возбудив в них желание потратить время на поддержку кандидата (при этом не пытаясь собрать с них деньги или голоса), принесли ему в итоге не только время, но и деньги и голоса избирателей. Секрет этой, казалось бы, невероятной удачи заключался в том, что команда Обамы оставалась верной своей первоначальной цели, несмотря на все изменения, вносившиеся по ходу кампании. Они знали, что вовлеченность заставит людей прикладывать усилия, а отсюда уже рукой подать до создания целого движения. «В первый раз занявшись сбором пожертвований, мы сфокусировались на том, чтобы вовлечь как можно больше людей, а не на сумме, которую нам хотелось бы собрать», — рассказывает Роспарс.
В общей сложности 3 миллиона доноров пожертвовали на кампанию Обамы 639 миллионов долларов. И хотя кое-какие средства удалось привлечь с помощью профессиональных сборщиков пожертвований, большая часть денег была собрана через Интернет. (41) Волонтеры, работавшие на личном сайте Обамы «Майбо», с помощью 70 тысяч личных страниц, посвященных сбору средств, привлекли, в общей сложности, 30 миллионов долларов. (42)
Кампания Обамы — прекрасная иллюстрация того, сколь мощным и значимым подспорьем могут стать социальные сети в привлечении молодежи к тому или иному виду деятельности. Как же именно организаторы сумели с помощью новых технологий изменить лицо кампании? Они не просто создали страницу на Facebook и учетную запись на YouTube, ожидая, что дальше все пойдет само собой, — они создали энергию вовлечения, энергию участия, подарили своим сторонникам ощущение значимости стоящей перед ними цели, — причем проделали все это с помощью социальных сетевых технологий. Можно сказать, что информация, распространявшаяся по сетям, была не посланием, а двигателем. Виртуальная реальность мгновенно связывала друг с другом реальных людей с их неподдельным энтузиазмом и дарила им легкий и доступный способ продемонстрировать поддержку грядущим переменам. Основной слоган кампании Обамы звучал так: «Перемены, в которые мы можем поверить». Оглядываясь назад, понимаешь, что не хуже подошел бы и другой слоган: «Перемены, частью которых мы можем стать».