Тема 1. Современные концепции маркетинга. Цели и сущность маркетинга
ТЕМА 2
ТЕМА 3
АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Теоретики и практики маркетинга выделяют изучение среды в числе обязательных маркетинговых исследований рынка. Анализ среды необходим для разработки стратегических маркетинговых действий и для оперативного маркетинга. Обычно выделяют внешнюю и внутреннюю среду предприятия.
Внешнюю среду(или внешнее окружение) часто называют макросредой в отличие от микросреды (или внутренней среды) предприятия.
К внешней среде относятся факторы, которые не поддаются контролю со стороны предприятия, и оно вынуждено к ним приспосабливаться. К таким факторам относятся: государственно-административные, социально-демографические, культурные, экономические, международные, природно-экологические и научно-технические факторы.
Внешнее окружение можно разделить на уровни: мезосреда - непосредственное окружение предприятия (поставщики, потребите ли, посредники, кредитно-финансовые учреждения и т.д.); макросреда — косвенное окружение; мегасреда, отражающая глобальные мировые процессы и тенденции.
Внутренняя средапредприятия включает в себя все составляющие его деятельности: производство и технологию, исследования и разработки, финансы, персонал, управление и маркетинг (иногда сюда относят внутреннюю культуру предприятия).
Анализ внешней среды предприятия
Предприятия по-разному ощущают влияние внешней среды, в связи с чем сила воздействия этих факторов неодинакова. Например, для предприятия — импортера продовольственных товаров ключевыми группами факторов будут экономические, государственно-административные и международные. Для предпринимателя, владеющего мини-пекарней, определяющими внешними факторами будут экономические (спрос, конкуренция); государственно-административные (налоги, требования к качеству); технологические (снижение затрат на единицу продукции).
Вторым этапом анализа будет определение факторов внутри выделенных групп, их ранжирование или балльная оценка.
На третьем этапе анализа проводится количественная и качественная оценка параметров выявленных факторов и определяются тенденции их изменения.
На четвертом этапе выясняется степень влияния факторов на предприятие, выраженная как в количественной (например, 25% влияния всех внешних факторов данной группы), так и в описательной форме.
На пятом этапе составляется план уменьшения влияния неблагоприятных для предприятия изменений во внешней среде и увеличения максимального эффекта от благоприятных.
На шестом, заключительном этапе анализа составляется прогноз развития внешней среды.
Основные группы факторов внешней среды
Экономическая среда
Объем ВНП за последние пять лет, в том числе на душу населения, по регионам, по периодам.
Производство продукции по отраслям, в том числе в постоянных ценах.
Розничный и оптовый оборот.
Индексы цен — оптовых и розничных, по отдельным товарам (услугам), периодам, регионам.
Внутреннее потребление товаров, в том числе по периодам, регионам, на душу населения.
Уровень безработицы.
Доходы и расходы населения.
Распределение национального дохода на потребление и накопление.
Объем инвестиций, в том числе иностранных.
Политическая и государственно-административная среда
Основные программные направления политики, соотношение сил на политической арене страны и в регионах.
Перечень законов: национальные законодательные и нормативные акты, международное законодательство, в том числе по отраслям — таможенное законодательство; законодательство о промышленности, строительстве, торговле, труде, земле и т.д.
Перекрестное влияние законодательных актов.
Тенденции в законотворчестве: ужесточение, демократизация и т.д.
Отсутствие законов по отдельным направлениям деятельности предприятия на рынке.
Государственные стандарты на рынке товаров и услуг.
Регулирование различных рыночных процессов.
Природная среда
Природно-климатические изменения.
Состояние экологии страны, в том числе регионов.
Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие вопросы экологии.
Степень влияния экологических движений на состояние окружающей среды.
Международная среда
Объем деятельности, связанный с поставками за рубеж и закупками за рубежом.
Оценка экономической стабильности в странах-контрагентах.
Влияние интеграционных процессов на положение на рынке.
Последствия развития единого европейского рынка.
Глобализация товарных рынков.
Влияние глобальных циклов и трендов.
ТЕМА 4.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА
Рынок как сложная социально-экономическая категория может быть охарактеризован многочисленными показателями в зависимости от цели исследования. Нас интересует рынок и положение предприятия на нем, а также воздействие на предприятие рыночной среды.
Анализ рынка позволяет:
•определить параметры рынка, выявить положение предприятия на нем;
•определить конкурентов в отрасли и оценить уровень конкуренции;
•изучить потребность и спрос потребителей на товар (услугу);
•изучить товар, его место на рынке и степень удовлетворения им потребностей покупателей;
•прогнозировать (моделировать) перспективы товара;
•определять направления деятельности с целью удовлетворения меняющихся потребностей покупателей.
Анализ рынка — основа для разработки тактики и стратегии предприятия (как в настоящем, так и в будущем), прогноза конъюнктуры рынка и состояния конкуренции — наиболее важных элементов анализа.
Прогноз конъюнктуры рынка представляет возможные варианты изменений в структуре и объеме потребления, которые сопоставляются с оценками развития производства товара, что позволяет получить прогнозы объема продаж, спроса, предложения и соотношения между ними.
При составлении прогноза рынка как части общего маркетингового прогноза используют информацию из разнообразных аналитических маркетинговых исследований (среды, потребителя, товара, предприятия).
ТЕМА 6.
Сегментирование рынка
Одним из наиболее важных маркетинговых решений предприятия является определение и выбор сегментов рынка, на которых оно собирается работать. Выбирая сегменты рынка, предприятие прежде всего выбирает своих потенциальных покупателей (клиентов).
Сегмент рынка —это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют не которые общие признаки. Под сегментированиемпонимают разделение конкретного рынка (или его составных частей) на сегменты, различающиеся по своим параметрам, или по реакции на те или иные виды деятельности, или еще по каким-либо признакам.
Выделение базового рынка обычно выполняется в два этапа, которые соответствуют двум уровням разделения рынка. На первом этапе, который называют макросегментированием,проводят идентификацию рынка товара. На втором этапе, который называют микросегментированием,внутри каждого идентифицированного рынка выделяют сегменты потребителей.
Сегмент потребителей на рынке товаров характеризуется схожими потребностями, поведенческими или мотивационными характеристиками, что создает для предприятия благоприятные маркетинговые возможности.
Главная цель сегментирования — обеспечить адресность разрабатываемого, выпускаемого и реализуемого товара. В результате сегментирования реализуется основной принцип маркетинга — ориентация на потребителя.
Первым шагом при сегментировании является выбор признаков — показателей способа выделения данного сегмента на рынке. Признаки сегментирования рынков потребительских товаров, продукции производственно технического назначения и услуг могут существенно различаться.
Различают сегментирование спроса и предложения. Сегментирование спроса — это концепция, описывающая разнообразие спроса, а сегментирование предложения — это концепция, описывающая разнообразие предложения. Сегментирование спроса основано на разнообразии потребностей потенциальных покупателей, которые представляют рынок, а сегментирование предложения — на разнообразии товаров, если эти товары (сегменты), с точки зрения покупателей, представляют различное решение их проблем.
При сегментировании спроса на рынке потребительских товаровнаиболее часто используют следующие признаки:
•географические — континенты, страны, регионы, районы, округа, области и т.д.;
•социально-демографические — возраст, пол, этап жизненного цикла семьи, размер семьи, профессия, уровень дохода, религиозные убеждения, раса, национальность;
•психографические — социальный слой, стиль жизни, тип личности;
•поведенческие — повод для совершения покупки, статус пользователя, искомые выгоды, интенсивность потребления, степень приверженности и готовности к восприятию товара, отношение к товару.
Важным психографическим признаком является деление на социальные классы — относительно постоянную, однородную часть общества, к которой можно отнести группы людей, имеющих близкие ценностные ориентации, интересы и поведение. Для различных социальных классов характерны явные предпочтения товаров и марок одежды, хозяйственных принадлежностей, автомобилей, проведения досуга и др. Часто участники рынка фокусируют свои усилия на определенном социальном классе, которым, как правило, является средний класс.
Позиционирование товара
После выбора целевого сегмента предприятие должно решить, какую позицию ему следует занять в каждом сегменте.
Позиция товара —это мнение целевых рыночных сегментов относительно важнейших характеристик товара. Позиция характеризует место, занимаемое конкретным товаром в сознании потребителей по отношению к товару конкурентов. Целевой потребитель должен воспринимать товар как имеющий четкий имидж, отличающий его от товаров конкурентов. При этом на позицию товара влияют репутация и имидж самого предприятия.
Позиционирование —это определение места предложения товара на рынке, создание такого имиджа товара, который позволит ему занять в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров-конкурентов.
Процесс позиционирования может идти двумя путями.
1. Правильный путь:
•установка на выбранный сегмент рынка;
•определение стратегии позиционирования в зависимости от особенностей сегмента;
•определение средств маркетинга (в том числе вида рекламы и ее содержания).
2. Неправильный путь:
•определение средств маркетинга (в том числе вида рекламы и ее содержания);
•определение стратегии позиционирования в зависимости от содержания рекламы;
•целевая установка на сегмент рынка в зависимости от содержания рекламы.
При позиционировании товаров нужно использовать только те характеристики, которые отвечают потребностям рынка, т.е. важны для потребителей, и на базе которых они осуществляют свой выбор.
Позиционирование товара основано, в частности, на:
•отличительном качестве товара;
•выгодах (в частности, цене) или решении проблемы;
•определенной категории потребителей;
•образе жизни;
•особом способе использования товара;
•отношении к конкурирующему товару;
•чувстве патриотизма.
При построении карт позиционирования используют (в зависимости от вида товара) различные пары характеристик: цена — качество; качество — надежность; уровень услуг — стоимость услуг; экологическая чистота — цена; калорийность — полезность; другие пары характеристик.
ТЕМА 7. ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА
Товар —любое средство, которое можно предложить на рынке (физические предметы, услуги, предприятия, виды деятельности, идеи) для приобретения или использования с целью удовлетворения потребностей.
С маркетинговой точки зрения товар — это решение для удовлетворения потребности.
В маркетинге, как правило, используется трехуровневая структура товара. Выбор, который делают покупатели,— компромисс между этими уровнями:
1) товаром по замыслу (основная выгода от приобретения товара);
2) товаром в реальном исполнении (внешнее оформление, упаковка, маркировка, ассортимент, качество, марочное название);
3) товаром с подкреплением (гарантия, послепродажное обслуживание, монтаж (установка), поставки и кредитование).
Товар обладает определенным качеством — совокупностью свойств и характеристик, которые определяют его способность удовлетворять требованиям в соответствии с назначением этого товара. Показатели качества товара представляют собой конкретные характеристики продукции применительно к определенным условиям ее, производства, эксплуатации и потребления.
С точки зрения производителя, товар считается качественным, если он соответствует требованиям нормативно-технической документации (ГОСТУ, ОСТУ, ТУ, сертификату соответствия). В маркетинге качество товара определяется уровнем удовлетворения потребностей покупателей. Если потребитель доволен выбором, то товар, который он приобрел, качественный. Предприятие должно давать только то, что хочет потребитель, и не более того. Все, что предприятие предлагает сверх этого, становится для него невыгодным.
Товар выполняет несколько функций: потребительскую, символическую и эмоциональную.
Жизненный цикл товара
Жизненный цикл товара (ЖЦТ) — время с момента первоначального появления товара на рынке до прекращения его реализации.
Типовая кривая ЖЦТ представлена на рис. 8.1.
Рис. 8.1.Жизненный цикл товара
Любое предприятие стремится увеличить время жизни товара на рынке, используя следующие маркетинговые мероприятия:
•повышение качества товара в глазах покупателей с помощью придания ему дополнительных потребительных свойств;
•проникновение в новые сегменты существующего рынка;
•подготовка рекламы о товаре с мотивацией, стимулирующей его приобретение;
•привлечение новых каналов сбыта;
•продуманная ценовая политика для привлечения дополнительных покупателей на существующем рынке;
•поиски новых рынков сбыта.
Товарный ассортимент
Предприниматель или торговое предприятие должны, прежде всего, определить перечень выпускаемой и продаваемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и маркам, т.е. ассортимент.
Основными характеристиками товарного ассортимента являются:
•глубина и широта;
•принцип формирования;
•структура;
•поведение товара на рынке.
Глубина и широта ассортимента важны для формирования предложения и распределения степени риска. Широкий ассортиментоснован на количестве предлагаемых ассортиментных групп; глубокий ассортимент —на количестве позиций в каждой ассортиментной группе. Сбалансированный ассортиментбазируется на соотношении между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения конечного использования, каналов распределения, групп потребителей и диапазона цен.
При широком ассортименте у потребителей создается впечатление разнообразия и дополняемости товаров, что привлекает разные категории покупателей. Предприятие лучше приспосабливается к неожиданным изменениям рыночного спроса, но управлять таким ассортиментом сложно, можно пропустить изделия, пользующиеся малым спросом. При узком ассортиментевнимание менеджера сконцентрировано на небольшом количестве товара; для этого требуются менее сложные административные, производственные и торговые структуры.
Принцип формирования товарного ассортимента может быть следующим:
•функциональным (офисная мебель, продовольственные товары, молочные товары);
•потребительским (детские товары, военные товары);
•сбытовым (товары, продающиеся в универмаге, универсаме, на мелкооптовом рынке);
•ценовым (дешевые товары, товары класса «люкс»).
Очень важна возрастная структура товарного ассортимента. Между старыми и новыми товарами должно быть гармоничное равновесие. Если ассортимент устарел, он будет находить все меньше покупателей. Если он слишком нов, то потребуется длительное время для достижения достаточного спроса, и издержки по производству и продаже товаров будут перекрывать прибыль.
По поведению товаров на рынке их различают как лидеров, локомотивы, зазывные, тактические, внедряемые и уходящие. Желательно, чтобы большую часть товарного ассортимента представляли товары-локомотивы, обычно находящиеся на стадии «зрелости» товара.
Рассмотрим особенности каждой группы.
Товары-лидерыопределяют успех предприятия, широкую клиентуру, прибыль. Обычно появляются как товары-новинки.
Товары-локомотивытянутза собой другие изделия предприятия, способствующие утверждению фирменной марки.
«Зазывные» товарыпривлекают покупателей дешевизной, это хорошо известные товары, которые продаются по более низким ценам, чем в других местах. Их низкие цены покупатель распространяет и на другие товары предприятия. Имиджевые товары могут иметь высокую зазывную цену.
Тактические товарыдополняют имеющийся ассортимент, чтобы клиент не обращался к конкуренту. Это рентабельные товары.
Внедряемые товарынуждаются в поддержке и в благоприятном моменте для выхода на рынок.
Уходящие товарытребуют модификации или ухода с рынка.
Товарный знак
Выпуская товар на рынок, предприятие должно позаботиться оего узнаваемости, индивидуальном рыночном лице. Для этого используют товарно-знаковую символику и информацию.
Товарный знак (торговая марка) — зарегистрированное в установленном порядке обозначение, присвоенное товару для его отличия от других и указания производителя.
Существует четыре типа обозначения товарного знака:
1) фирменное имя (слово, буква или группа слов, букв, которые могут быть произнесены);
2) торговый образ (персонифицированная торговая марка);
3) фирменный знак (символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение);
4) торговый знак (фирменное имя, фирменный знак, торговый образ или их сочетание, защищенные юридически).
При использовании товарный знак сопровождается специальным обозначением. Фирменное имя, фирменный знак и торговый образ представляют собой маркетинговые обозначения и не обеспечивают юридической защиты от использования конкурентами, если не зарегистрированы как товарные знаки.
Товарный знак предусматривает гарантию качества, индивидуализацию товара предприятия, создание спроса, рекламу, юридическую охрану собственности.
Использование товарного знака позволяет:
•облегчить идентификацию товаров;
•гарантировать определенный уровень качества при повторных покупках;
•обеспечить ответственность предприятия за товар;
•ориентироваться в определенном диапазоне цен (только среди маркированной продукции, которая всегда стоит дороже);
•установить взаимосвязь товарного знака и рекламы в глазах покупателей;
•увеличить престиж товаров;
•уменьшить риск приобретения товара с известным товарным знаком;
•облегчить сегментацию рынка;
•обеспечить привлекательность для каналов сбыта;
•выйти в новую продуктовую категорию.
Долгосрочное покупательское предпочтение данной торговой марки, известность на рынке среди конкурирующих товаров выражаются спомощью брэнда. Сточки зрения воздействия на покупателя различают брэнды как словесную часть марки (или словесный товарный знак) и визуальный образ марки, формируемый рекламой в восприятии покупателя.
Тема 1. Современные концепции маркетинга. Цели и сущность маркетинга
Термин «маркетинг» возник в экономической литературе США на рубеже XIX — ХХ столетий. Содержание и терминология маркетинга постоянно обновляются, но первоначально они были связаны с появлением товарно-денежных отношений, развитием процессов обмена, форм сбыта и взаимодействием производителей с потребителями продукции, товаров и услуг.
В начале ХХ в. под маркетингом понимали метод сбыта, цель которого состояла в том, чтобы найти покупателя для продукции, которую производитель намерен выпускать. С середины ХХ в. маркетинг рассматривается как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятия, направленные на изучение потребительского спроса и его удовлетворение. В настоящее время маркетинг является системой организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров, предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли.
Базовый принцип современного маркетинга можно сформулировать следующим образом: выявление потребностей рынка, разработка и реализация маркетинговых стратегий, обеспечивающих удовлетворение этих потребностей на более качественном уровне, чем у конкурентов. Стратегия предприятия в условиях непрерывно меняющейся рыночной среды должна строиться таким образом, чтобы предприятие могло сохранить или увеличить свою долю рынка за счет новых товаров, выхода на международные рынки, повышения качества и ассортимента товаров и услуг, обеспечения информационного обмена с потребителями при помощи рекламы и стимулирования сбыта.
Маркетинг является инструментом, позволяющим предприятию достичь желаемого результата.
Существует множество определений маркетинга, наиболее известное из которых сформулировано Американской ассоциацией маркетинга: «Маркетинг — это процесс планирования и реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг с целью обеспечения обмена, удовлетворяющего потребности индивидуумов и организаций».
В каждой стране маркетинг развивался по-своему, и на каждом этапе развития рыночных отношений формировалась особая его концепция. Можно назвать семь основных концепций маркетинговой деятельности:
1) совершенствования производства;
2) совершенствования товара;
3) интенсификации коммерческих усилий (сбыта);
4) «чистого» маркетинга;
5) социально-этического маркетинга;
6) экологического маркетинга;
7) маркетинга партнерских отношений.
Эти концепции отражают эволюцию маркетинга в развитых странах, и предприятия могут выбрать для себя наиболее эффективные модели его реализации.
Согласно концепции совершенствования производствапредприятие наращивает объем выпуска традиционных для себя товаров и услуг, имея конкурентное преимущество — постоянное снижение издержек производства и реализации товара, что дает ему возможность реализовать товар по доступным для потребителя ценам.
Применение этой концепции возможно в двух ситуациях:
1) когда спрос на товары и услуги превышает предложение;
2) когда себестоимость товаров и услуг слишком высока и ее необходимо снизить за счет высокой производительности труда, которая может быть достигнута в результате технического совершенствования производства.
Использовать эту концепцию можно только временно, так как всегда существует риск снижения спроса из-за активизации конкурентов, насыщения рынка, появления товаров-заменителей и пр.
В соответствии с концепцией совершенствования товаравостребованы будут товары или услуги с наилучшими потребительными свойствами, поэтому предприятие непрерывно совершенствует свои товары и услуги. Однако применение этой концепции может привести к «маркетинговой близорукости», поскольку совершенствование товара без анализа потребительских предпочтений может снизить его конкурентоспособность и товар останется невостребованным.
В основе концепции интенсификации коммерческих усилий (сбыта) лежит предположение о том, что успешно продавать товары можно только при значительных усилиях, направленных на сбыт, рекламу и стимулирование потребителей. Что касается сбыта, то эти усилия сосредоточены в основном на соблюдении интересов продавца.
Согласно концепции «чистого» маркетингаусилия предприятия направлены в первую очередь на удовлетворение потребностей клиента. Успех предприятия зависит от того, насколько эффективно оно изучает запросы потребителей и достаточно полно их удовлетворяет, чем отличается от конкурентов. Это касается всех сотрудников, как выполняющих маркетинговые функции, так и занятых в производстве и непроизводственных подразделениях.
Данная концепция базируется на трех взаимосвязанных принципах:
1) обязательное удовлетворение запросов потребителя;
2) интеграция и координация всех усилий предприятия;
3) нацеленность на долгосрочный успех деятельности.
Концепция социально-этического маркетингаоснована на том, что должны быть удовлетворены запросы потребителей, требования самого предприятия, долгосрочные интересы общества, а также учтена необходимость защиты окружающей среды и заботы о здоровье потребителей. Основными требованиями при этом являются:
•удовлетворение потребностей покупателей, постоянное обновление и совершенствование товара в соответствии с растущими запросами потребителей;
•отказ от производства и продажи товаров, которые могут принести вред потребителю и обществу в целом;
•использование экологически чистых технологий для производства нужного обществу товара;
•внедрение программ социально-экономического развития предприятия, полезных для социального развития региона, в котором оно работает;
•соблюдение соответствующих этических и моральных принципов при принятии производственных решений.
Эта концепция получила развитие в последние годы в связи с необходимостью решения проблем защиты окружающей среды, нехватки ресурсов и т.д.
Концепция экологического маркетингасвязана с проблемами защиты окружающей среды и нехватки ресурсов. Сегодня учет экологических аспектов деятельности и уровня экологической безопасности выпускаемых организацией товаров становится важным фактором конкурентоспособности.
Согласно концепции маркетинга партнерских отношенийпо мере развития производства и потребления меняется механизм этих отношений. В настоящее время некоторые авторы, например, Ян Х.Гордон и О.А. Третьяк говорят о новом лице маркетинга.
Ян Х. Гордон трактует маркетинг партнерских отношений как непрерывный процесс определения и создания вместе с индивидуальными покупателями новых ценностей, а затем совместного получения и распределения выгоды от этой деятельности между участниками взаимодействия. Этот процесс включает понимание, фокусирование внимания и управление текущей совместной деятельностью поставщиков и избранных покупателей для взаимного создания и совместного использования ценностей. Концепция и практика такого маркетинга ориентирована не на рыночные сегменты, а на индивидуальных покупателей.
ТЕМА 2