Что можно сказать об этих 12 категориях?
Какие эффекты воздействия на ребенка имеют эти 12 категорий? Прежде всего, вербальные ответы содержат больше, чем одно значений в каждом сообщении.
Например, сообщение о том, что ребенок терпеть не может школу, родитель отвечает: "Мы все тоже когда-то чувствовали то же самое по поводу школы - это пройдет".
Ребенок может "услышать" какое-либо (или все) скрытое сообщение:
"Ты не считаешь мои чувства важными".
"Ты не принимаешь меня с этими моими чувствами".
"Ты чувствуешь, что дело не в школе, а во мне".
"Ты не принимаешь меня всерьез".
"Тебе все равно, что я чувствую".
Когда родители говорят что-то ребенку, они часто говорят что-то о нем. Вот почему коммуникация с ребенком так влияет на него как на личность и, в конце концов, на отношения между людьми. У ребенка создается картина того, как вы его воспринимаете как личность.
Беседа может быть конструктивна и деструктивна.
Один из путей, с помощью которого мы даем понять, как эти 12 ответов могут быть деструктивны, состоит в том, что их просят вспомнить собственные реакции, когда они делятся своими чувствами с друзьями. Большинство сообщает, что 12 ответов обладает деструктивным эффектом на их отношения с человеком, с которым они делятся своими проблемами (перестают говорить, вызывают сопротивление, атаку, неадекватность, гнев, вину, чувство недоверия к другому, чувство, что обращаются как с ребенком и прочее).
Родителя тогда понимают, что если 12 ответов так влияют на них, они, возможно, также влияют на детей.
В приложении к книге дан подробный каталог деструктивных эффектов этих сообщений.
Каковы же альтернативные ответы?
§ Простые "открытые двери"
Один из наиболее эффективных и конструктивных путей ответа на сообщения детей о своих чувствах или проблемах - это "открытая дверь" или "приглашение сказать больше". Это ответы, которые не передают никаких собственных идей, суждений, чувств слушателя, но в то же время приглашают ребенка поделиться своими чувствами, идеями, суждениями. Они "открывают ему дверь". Простейшие из них: "Я вижу", "Интересно", "правда", "неужели", "не шутишь" и т.п.
Другие более явно передают приглашение сказать больше:
"Расскажи мне об этом".
"Я хочу услышать об этом".
"Мне интересна твоя точка зрения".
"Давай обсудим это".
"Похоже, что это важно для тебя".
Эти сообщения побуждают людей начать или продолжать говорить. Они не создают эффекта, что у него "отняли мяч", как бывает при таких ваших сообщениях, как задавание вопросов, советах, морализировании и т.п. "Открытая дверь" оставляет ваши мысли и чувства вне коммуникации. "Открытая дверь" передают принятие ребенка, его уважение как личность, например:
"Ты имеешь право выражать свои чувства".
"Я уважаю тебя как личность с твоими мыслями и чувствами".
"Я могу научиться чему-то у тебя".
"Я действительно хочу узнать твою точку зрения".
"Твои идеи (мысли) стоят того, чтобы их выслушать".
"Я заинтересован в тебе".
Кто не отреагирует благосклонно на эти аттитьюды? Как взрослый, так и ребенок.
Активное слушание (АС)
"Открытая дверь" только приглашает ребенка к разговору. Нужно знать, как держать дверь открытой.
Гораздо более эффективное, чем пассивное слушание, активное слушание - замечательный путь и вовлечение того, кто посылает сообщение в беседу с реципиентом. Реципиент, так же как и "посыльщик", активен в разговоре. Чтобы понять, как происходит активное слушание, рассмотрим несколько диаграмм.
Когда бы ребенок не захотел сообщить что-то своему родителю, он делает это, потому что у него есть потребность. Например, голод. Чтобы сообщить о нем, он выбирает сигнал, который, по его мнению, репрезентирует "я голоден" другому человеку. Этот процесс выбора сообщения называют кодированием. Например, "Когда будет готов обед?". Когда родитель получает сообщение, он декодирует его, так что он может понять его в терминах того, что происходит внутри ребенка (раскрывает мотив).
Если мать точно декодирует, она поймет, что ребенок голоден. Но если она декодирует, что ребенок беспокоится о том, чтобы поесть и идти гулять, она поймет неправильно. Процесс коммуникации будет нарушен, при этом ребенок не знает этого. Вот что часто нарушает процесс коммуникации: неправильное понимание сообщения "посыльщика" со стороны реципиента и при этом взаимное непонимание, что это произошло.
Предположим, что в этом примере мать решила проверить свою точность декодирования, чтобы быть уверенной, что она поняла правильно и сказала ребенку: "Ты хочешь поесть, чтобы успеть поиграть перед сном". Получив обратную связь от матери, ребенок может сообщить матери, что она поняла неправильно.
Диалог:
Ребенок: Нет, я хотел сказать, что я действительно хочу есть.
Мать: Я вижу, ты правда хочешь есть. Я дам тебе… то-то и то-то. Мы не можем обедать, пока отец не вернулся. Это будет через час.
Ребенок: Хорошо.
Когда мать в первый раз послала обратно свое понимание первоначального сообщения ребенка, она участвовала в активном слушании. В данном случае она сначала неправильно поняла сообщение ребенка, но ее обратная связь сообщила ему это, так что ребенок послал новый код, который в конце привел к действительному пониманию его сообщения.
Если процесс декодирования с самого начала был бы точен, то это бы было изображено на диаграмме следующим образом:
Пример АС
1) Ребенок (плачет): Джимми отнял мой грузовик.
Родитель: Тебе действительно это неприятно ‑ тебе не нравится, когда он делает это.
Ребенок: Да, верно.
2) Ребенок: В этом году у меня противная учительница. Она мне не нравится.
Родитель: Ты действительно разочарован своей учительницей.
Ребенок: Да, конечно и т.п.
В этих примерах родитель точно декодировал чувстве ребенка, ‑ то, что было "внутри ребенка". В каждом случае ребенок далее верифицировал точность процесса декодирования сообщения родителя с помощью выражения, указывающего "Ты понял меня верно".
В АС реципиент (получатель) старается понять, что чувствует посылающий, или что означает его сообщение. Затем он переводит свое, понимание в слова (кодирует) и посылает их обратно (дает ОС) для верификации того (уточнения того), что оказал посылающий. Получатель не посылает свое сообщение‑ такое как оценка, мнение, совет, анализ, вопрос, вывод. Он дает (посылает обратно) в виде ОС только то, что как он чувствует, означает сообщениепосылателя, ни больше, ни меньше. (Далее пример беседы родителя с дочерью, где отброшены все собственные мысли и чувства родителя ("Я-сообщение") для того, чтобы слушать, декодировать, понимать мысли и чувства ребенка. Отметить, что ОС родителя начинается с "ты".
Пример стр. 54-55. Салли (С), Отец (О).
С: Я не хочу ходить в школу каждый день. Меня тошнит от нее.
О.: Ты действительно устала от школы.
С: Иногда я ненавижу ее.
О.: Тебе она не просто не нравится, иногда ты действительно ее ненавидишь.
С: Верно, я ненавижу домашние задания, уроки, учителей.
О.: Ты просто ненавидишь все, связанное со школой.
С: Я не всех учителей ненавижу, только двух. Одну я не выношу. Она хуже всех.
О.: Ты ненавидишь какую-то одну. Так?
Для чего нужно учиться АС?
Часто родители говорят:
"Это мне кажется неестественным".
"Так люди не говорят".
"Для чего АС?".
Это понятные реакции, потому что родители привыкли к неэффективным сообщениям.
Многие люди думают, что можно избавиться от своих чувств, подавляя их, забывая о них или думая о чем-либо другом. В действительности, люди освобождают себя от беспокоящих чувств, когда их побуждают выразить их открыто.
АС благоприятствует этому роду катарсиса. Оно помогает детям обнаружить точно то, что они чувствуют.
АС помогает детям меньше бояться негативных чувств. "Чувства дружественны" с точки зрения автора. Когда родитель показывает, что он принимает чувства ребенка, это помогает ребенку самому принять их.
АС создает отношения теплотымежду родителем и ребенком. Когда один человек слушает другого с эмпатией и внимательно, он приходит к пониманию другого человека, к тому, чтобы ценить его взгляд на мир - в известном смысле, он становится тем человеком, когда "влезает в его шкуру". В таком случае, позволив себе проникнуть в другого человека, мы испытываем чувства близости, заботы, любви. Испытывать эмпатию к другому человеку, означает рассматривать его как отдельного от нас человека и в то же время хотеть быть с ним, присоединиться к нему.