Оценка ранжирования показателей по степени их значимости для потребителей

Параметр Оценка в баллах
Интервалы значений
Мощность, л.с До 5 6-8 9-10 Свыше 10
Количество операций До 10 11-15 16-20 Свыше 20
Ресурс работы, час До 1000 1001-1500 1501-2000 Свыше 2000
Надежность, отк./час Свыше 0,01 0,008-0,01 0,006-0,007 Менее 0,006
Цена, тыс. руб. До 10 10-16 17-22 Свыше 23
               

1.3. Составляется функциональная карта для исследуемого изделия, которая позволяет выявить, какие именно параметры могут быть привлекательными для потребителей: на какой сегмент рынка рассчитано данное изделие, какие его функциональные параметры нужно усовершенствовать с тем, чтобы изделие отвечало запросам покупателей.

Таблица 4

Функциональные параметры Сегменты рынка по группам покупателей Исследуемое изделие
Мощность  
Количество операций  
Ресурс работы  
Надежность  
Цена  
Потенциальный спрос, тыс. шт  

1.4. Проводится анализ функциональной карты, необходимый для определения: целевого сегмента рынка для исследуемого изделия (запросы потребителей в целевом сегменте, выраженные в баллах не должны превышать соответствующих оценок исследуемого изделия); параметров изделия, которое нуждаются в доработке для повышения конкурентоспособности продукции.

Необходимо сделать вывод о соответствии (или несоответствии) исследуемого изделия одному из сегмента рынка.

Оценка конкурентоспособности изделия

2.1. В рассматриваемом примере анализируются шесть технических параметров. Определяется сводный индекс конкурентоспособности изделия по техническим параметрам:

, (1)

где - вес, значимость j-го параметра в оценке потребительских свойств изделия; - относительный (безразмерный) показатель качества по j-му параметру; n- число единичных показателей качества.

Оценка весомости показателей изделия осуществляется на основе экспертных оценок. Наиболее прост в использовании метод попарных сравнений, при котором результаты экспертизы представляются в виде матрицы (табл. 5), где на пересечении строки и столбца фиксируются порядковые номера тех параметров, которые при попарном сравнении являются более важными в оценке потребительских свойств, а значит и качества изделия. Количественная оценка значимости j-го параметра может быть определена по формуле:

, (2)

где ─ количество предпочтений при попарном сравнении, отданных j-му параметру.

Сводный индекс конкурентоспособности по техническим параметрам определяется по формуле:

, (3)

где m - количество рассматриваемых технических параметров.

Таблица 5

Пример матрицы попарного сравнения параметров

/ Номера параметров
0,1
0,14
0,19
0,24
0,29
0,04
 

При расчете определяются относительные показатели качества по каждому j- му параметру по формулам

, (4)

где , - количественные значения j- го параметра, соответственно для анализируемого изделия и изделия-конкурента (см. табл. 2).

Результаты расчетов по исследуемому товару и товарам двух конкурентов следует представить в табл.6.

Таблица 6

Пример расчета показателей конкурентоспособности

по техническим параметрам

Параметр
               
               
…..                
  (1) = (1) =

Сделать выводы по результатам расчетов.

2.2. Определяется сводный индекс конкурентоспособности изделия по экономическим параметрам (по формулам 5-8) и записывается в табл. 7.

, (5)

где - доля j-х издержек в цене потребления; - индекс затрат для анализируемой модели относительно лучшего значения изделия-конкурента.

, (6)

где - величина j-х эксплуатационных затрат; - цена потребления, включающая совокупность эксплуатационных затрат и стоимости покупки:

, (7)

где - амортизационные отчисления за расчетный период.

, (8)

где , - величина j-х издержек в исследуемом и конкурирующих изделиях, руб.

Таблица 7

Параметр
Амортизация                  
Расходы на топливо                  
Расходы на техобслуживание и ремонт                  
Цена потребления    


Сделать выводы по результатам расчетов.

2.3. Определяется интегральный показатель конкурентоспособности (потребительский эффект на единицу затрат) между исследуемым товаром и конкурентами (товар/конкурент № 1, товар/конкурент № 2). Сделать выводы по результатам расчетов.

Наши рекомендации