Оценка ранжирования показателей по степени их значимости для потребителей
Параметр | Оценка в баллах | ||||||
Интервалы значений | |||||||
Мощность, л.с | До 5 | 6-8 | 9-10 | Свыше 10 | |||
Количество операций | До 10 | 11-15 | 16-20 | Свыше 20 | |||
Ресурс работы, час | До 1000 | 1001-1500 | 1501-2000 | Свыше 2000 | |||
Надежность, отк./час | Свыше 0,01 | 0,008-0,01 | 0,006-0,007 | Менее 0,006 | |||
Цена, тыс. руб. | До 10 | 10-16 | 17-22 | Свыше 23 | |||
1.3. Составляется функциональная карта для исследуемого изделия, которая позволяет выявить, какие именно параметры могут быть привлекательными для потребителей: на какой сегмент рынка рассчитано данное изделие, какие его функциональные параметры нужно усовершенствовать с тем, чтобы изделие отвечало запросам покупателей.
Таблица 4
Функциональные параметры | Сегменты рынка по группам покупателей | Исследуемое изделие | |||
Мощность | |||||
Количество операций | |||||
Ресурс работы | |||||
Надежность | |||||
Цена | |||||
Потенциальный спрос, тыс. шт |
1.4. Проводится анализ функциональной карты, необходимый для определения: целевого сегмента рынка для исследуемого изделия (запросы потребителей в целевом сегменте, выраженные в баллах не должны превышать соответствующих оценок исследуемого изделия); параметров изделия, которое нуждаются в доработке для повышения конкурентоспособности продукции.
Необходимо сделать вывод о соответствии (или несоответствии) исследуемого изделия одному из сегмента рынка.
Оценка конкурентоспособности изделия
2.1. В рассматриваемом примере анализируются шесть технических параметров. Определяется сводный индекс конкурентоспособности изделия по техническим параметрам:
, (1)
где - вес, значимость j-го параметра в оценке потребительских свойств изделия; - относительный (безразмерный) показатель качества по j-му параметру; n- число единичных показателей качества.
Оценка весомости показателей изделия осуществляется на основе экспертных оценок. Наиболее прост в использовании метод попарных сравнений, при котором результаты экспертизы представляются в виде матрицы (табл. 5), где на пересечении строки и столбца фиксируются порядковые номера тех параметров, которые при попарном сравнении являются более важными в оценке потребительских свойств, а значит и качества изделия. Количественная оценка значимости j-го параметра может быть определена по формуле:
, (2)
где ─ количество предпочтений при попарном сравнении, отданных j-му параметру.
Сводный индекс конкурентоспособности по техническим параметрам определяется по формуле:
, (3)
где m - количество рассматриваемых технических параметров.
Таблица 5
Пример матрицы попарного сравнения параметров
/ | Номера параметров | |||||||
0,1 | ||||||||
0,14 | ||||||||
0,19 | ||||||||
0,24 | ||||||||
0,29 | ||||||||
0,04 | ||||||||
При расчете определяются относительные показатели качества по каждому j- му параметру по формулам
, (4)
где , - количественные значения j- го параметра, соответственно для анализируемого изделия и изделия-конкурента (см. табл. 2).
Результаты расчетов по исследуемому товару и товарам двух конкурентов следует представить в табл.6.
Таблица 6
Пример расчета показателей конкурентоспособности
по техническим параметрам
Параметр | ||||||||
….. | ||||||||
(1) = | (1) = |
Сделать выводы по результатам расчетов.
2.2. Определяется сводный индекс конкурентоспособности изделия по экономическим параметрам (по формулам 5-8) и записывается в табл. 7.
, (5)
где - доля j-х издержек в цене потребления; - индекс затрат для анализируемой модели относительно лучшего значения изделия-конкурента.
, (6)
где - величина j-х эксплуатационных затрат; - цена потребления, включающая совокупность эксплуатационных затрат и стоимости покупки:
, (7)
где - амортизационные отчисления за расчетный период.
, (8)
где , - величина j-х издержек в исследуемом и конкурирующих изделиях, руб.
Таблица 7
Параметр | |||||||||
Амортизация | |||||||||
Расходы на топливо | |||||||||
Расходы на техобслуживание и ремонт | |||||||||
Цена потребления |
Сделать выводы по результатам расчетов.
2.3. Определяется интегральный показатель конкурентоспособности (потребительский эффект на единицу затрат) между исследуемым товаром и конкурентами (товар/конкурент № 1, товар/конкурент № 2). Сделать выводы по результатам расчетов.