Определение интегрального показателя конкурентоспособности
Анализируемого изделия по отношению к образцу
Цель занятия. Расчет сводного индекса конкурентоспособности для грузовых автомобилей. Ситуационные вопросы о жизненном цикле товара.
Краткие теоретические сведения
Конкуренция на рынке выполняет следующие функции: выявление или установление рыночной стоимости товара; выравнивание индивидуальных стоимостей и расширение прибыли в зависимости от различных затрат труда; регулирование перелива средств между отраслями и производствами. Существующая на рынке конкуренция должна постоянно побуждать фирмы, предприятия и объединения улучшать потребительские свойства производимых ими товаров, расширять предлагаемый набор условий поставок и услуг. Все это будет в той или иной форме учитываться в цене и в конечном итоге оплачиваться потребителем.
Ситуация № 1
Рассчитать сводный индекс конкурентоспособности для грузовых автомобилей по данным табл. 1. С этой целью определить:
- по техническим параметрам ;
- по экономическим параметрам (практ. занятие №2);
- сводный индекс конкурентоспособности ;
- сделать выводы о конкурентоспособности «Opel-56» («Mitsubishi-10»), приняв за образец «Форд-90».
Таблица 1
Параметры | «Форд-90» | «Opel-56» | «Mitsubishi-10» |
Технические: грузоподъемность, кг | |||
максимальная скорость, км/ч | |||
Экономические (руб./км): - амортизация | 0,0942 | 0,0971 | 0,0976 |
- цена | |||
- топливо | 0,5 | 0,62 | 0,72 |
- смазочные материалы | 0,072 | 0,064 | 0,054 |
- шины | 0,042 | 0,052 | 0,050 |
- тех. Обслуживание | 0,093 | 0,091 | 0,088 |
- прочие расходы | 0,03 | 0,03 | 0,03 |
Эксплуатационные затраты (руб./км) | ? | ? | ? |
Цена потребления | ? | ? | ? |
Считать, что средний годовой пробег «Mitsubishi-10»составляет 50000 км. Различие сравниваемых товаров в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат, демонстрирует интегральный показатель конкурентоспособности по следующей зависимости
. (1)
При расчете определяются относительные показатели качества по каждому j- му параметру по формулам
или , (2)
где , - количественные значения j- го параметра, соответственно
для анализируемого изделия и изделия-конкурента.
Первая формула используется для показателей, при увеличении абсолютных значений которых возрастает потребительская ценность анализируемого изделия, в противном случае используется вторая формула. Сводный индекс конкурентоспособности по техническим параметрам определяется по формуле:
, (3)
где m - количество рассматриваемых технических параметров.
По результатам расчетов сделать вывод о целесообразности выхода на рынок с анализируемым товаром.
Ситуация № 2
Определить, о каком этапе жизненного цикла товара идет речь в следующих ситуациях.
1. Интенсивное распределение товара, низкая цена, массовый рынок потребителей, падающая прибыль.
2. Высокие затраты на рекламу, направленную на знакомство потребителя с товаром, небольшое число конкурентов.
3. Предприятие отстаивает свою долю рынка, на котором представлен дифференцированный товар, сбыт медленно растет.
4. Низкие затраты на маркетинг, возрастающая цена, падающий сбыт, нулевая прибыль.
5. Неравномерное распределение товара высокой цены среди любителей нового, обеспечивающее незначительную прибыль.
6. Быстрорастущий сбыт на массовом рынке усовершенствованного товара при постоянно растущем числе конкурентов, обеспечивающий максимальную прибыль.
Контрольные вопросы
1. Что такое конкуренция, и какие существуют её виды?
2. Что Вы понимаете под названием торговая марка, товарный ассортимент и номенклатура? Покажите различие между товаром и изделием.
3. По каким параметрам оценивают качество транспортного обслуживания?
5. Как осуществляется анализ цен конкурентов?
6. Что является предметом конкуренции на рынке?
Практическое занятие № 4