Принципы и функции маркетинга
Указанные принципы маркетинга лежат в основе ФУНКЦИЙ:
Каждая из функций важна сама по себе, но, взятые в совокупности и взаимоувязке, они представляют ПРОЦЕСС маркетинга
и обеспечивают условия для успешной работы предприятия на рынке.
Цели маркетинга. Методологические основы и методы маркетинга
СУЩНОСТЬ маркетинга наиболее полно отражена в следующих словах: "Производите и продавайте только то, что безусловно найдет сбыт, а не пытайтесь заставить купить то, что Вам удалось произвести".
Сущность маркетинга отражена в его ЦЕЛЯХ:
Задача предприятия, действующего на принципах и использующего функции маркетинга, - управлять рыночным спросом и воздействовать на него. Спрос лежит в основе применяемых МЕТОДОВ маркетинга:
Характер и объем существующего спроса | Характер и объем желательного спроса | Метод маркетинга | Возможное решение маркетинга |
Негативный | Необходимо создать | Конверсион-ный | Разработка плана формирования спроса и стимулирования сбыта, формирующего нужный объем спроса |
Отсутствие спроса | Необходимо стимулиро-вать спрос | Стимулиру-ющий | Изучение причины безразличия покупателей |
Потенциа-льный | Достигнуть реальности спроса | Развиваю-щий | Создание новых товаров, удовлетворяющих потребности на новом качественном уровне |
Снижение спроса | Восстано-вить спрос | Ремаркетинг | Поиск новых возможностей оживления спроса |
Колебания спроса | Стимулиро-вать спрос | Синхромар-кетинг | Четкое изучение потребностей покупателей |
Точное соответствие возможностям экспортера | Стабилиза-ция спроса | Поддержи-вающий | Правильное проведение политики цен, целенаправленное осуществление рекламной работы |
Чрезмерный | Снижение | Демаркетинг | Значительное повышение цены; сокращение или прекращение рекламной работы; продажа лицензий |
Иррацио-нальный | Довести спрос до нуля | Противодей-ствующий | Прекращение выпуска товара, его изъятие из торговли |
Приведенные восемь методов содержат следующие обязательные ЭЛЕМЕНТЫ современного промышленного маркетинга:
- повышение рентабельности производства;
- выделение потребностей клиентов;
- выбор приоритетных групп потребителей;
- проектирование товаров или пакета услуг;
С помощью указанных методов решаются следующие ЗАДАЧИ
маркетинга:
- определение наиболее подходящего для предприятия рынка, соответствующего его ресурсам;
- обеспечение разумного использования этих ресурсов для разработки, производства и продажи товаров и услуг по экономически обоснованным ценам с целью привлечения максимально возможного числа потенциальных покупателей.
Виды и объекты маркетинга
Маркетинг означает концепцию управления фирмой или предприятием исходя из условий развития рынка, формирования экономической конъюнктуры и требований потребителей.
В зависимости от сферы и объекта применения различают следующие виды маркетинга:
- внутренний маркетинг связан с вопросамиреализации товаров и услуг в рамках одной страны и ограничен ее национальными границами;
- экспортный маркетинг связан с усложнением функций и задач в области маркетинговой деятельности фирмы, так как предполагает дополнительные исследования новых заграничных рынков сбыта, создание зарубежных сбытовых служб и т.д.;
- импортный маркетинг не связан с технологией продвижения товаров на рынок, организацией успешных продаж, эффективного сбыта, предполагает особую форму исследований рынка для обеспечения высокоэффективных закупок;
- научно-технический маркетинг касается специфики продаж и закупки результатов научно-технической деятельности: патентов и лицензий, и связан с подготовкой лицензионных и патентных материалов для продажи, с задачами изучения направлении НТП, патентного права соответствующих стран и т.д.;
- маркетинг прямых инвестиций включает вопросы изучения условий зарубежной инвестиционной деятельности, более глубокий и всесторонний анализ возможностей работы нового предприятия и его сбытовой активности, а также специфики организации продаж на внешнем рынке с предприятия;
- маркетинг по видам товаров и услуг, или потоварный маркетинг, исследует мельчайшие детали и особенности организации эффективных продаж и обеспечения прибыльности предпринимательской деятельности различного профиля предприятий в зависимости от особенностей выпускаемой продукции, осуществляемых видов работ или предоставляемых клиентам услуг;
- маркетинг в некоммерческой сфере деятельности, или маркетинг некоммерческих организаций, главным образом связан с задачами создания положительного общественного мнения в отношении конкретной организации или отдельного лица.
Субъекты маркетинга:
- потребитель
- производитель
- посредники
- маркетологи
Объекты маркетинга:
- макросреда
- внутренняя среда
- микросреда
- товар
- цена
- место на рынке
- коммуникации.