Факторы, влияющие на рынок труда
Спрос и предложение на рынке труда находятся в зависимости от многих факторов. Отметим наиболее важные из них. Все факторы оказывающие влияние на рынок труда можно разделить на две группы: факторы влияющие на спрос на рынке труда и факторы влияющие на предложение. При этом на цену рабочей силы оказывают влияния обе данной группы, т.к. цена формируется под воздействием спроса и предложения, поэтому факторы влияющие на цену не выделяют в отдельную группу факторов.
На макроуровне на спрос (совокупный спрос) труда влияют:
- Экономическая конъюнктура, характеризующая состояние экономики. Если экономика находится на подъеме, то спрос на труд растет, достигая высокого уровня. Если экономика в кризисном состоянии, то спрос на труд низкий. Подобная зависимость спроса во многом обусловлена спросом на товары, производимые с помощью труда.
- Возможность замещения труда капиталом. Высокая техническая оснащенность производства, его механизация и автоматизация ведут к сокращению спроса на труд. Преобладание в различных отраслях хозяйства ручного и не механизированного труда обусловливает высокий спрос на труд.
Политика государства. Если эта политика поощряет экономический рост, то спрос на труд растет. Дефляционная политика, наоборот, сжимает спрос на труд.
- Социальное законодательство. Законы, направленные на сокращение рабочего дня, ограничение увольнений, способствуют поддержанию высокого спроса на труд.
На предложение (совокупное предложение) труда влияют:
- Социальная структура населения, точнее, доля в нем лиц, лишенных собственных средств производства и существования. Поскольку социальная структура населения подвижна, то изменчивым является и совокупное предложение труда.
- Демографическая структура населения, прежде всего та, что определяет удельный вес лиц в трудоспособном возрасте и состоянии. Но здесь значительную роль играет социальное законодательство и состояние системы здравоохранения.
- Соотношение между уровнем заработной платы и доходами от самостоятельного занятия бизнесом. Высокий уровень заработной платы способствует росту предложения. Более высокие доходы от индивидуальной трудовой деятельности и занятия мелким бизнесом ограничивают совокупное предложение труда.
Заработная плата как цена труда.
При равенстве спроса на труд и предложения труда на рынке складывается некоторая цена труда, т.е. заработная плата, которую будет получать работник за свой труд. Заработная плата традиционно выражается в денежных единицах за единицу времени (как правило день, неделю или месяц).
С одной стороны, заработная плата определяется соотношением спроса и предложения на рынке. Но с другой стороны, заработная плата работников должна отражать издержки (в том числе альтернативные) работника связанные с осуществлением этого труда :
1. Она отражает возможность или невозможность для работника сочетать данную работу с какой-либо другой занятостью.
2. Заработная плата отражает непосредственные затраты времени на труд и косвенные затраты на него; кроме того работник учитывает удобство для себя графика работы.
3. Заработная плата отражает интенсивность труда, точнее ее оценку со стороны работников.
4. Заработная плата отражает потери физических и душевных сил работником.
5. Заработная плата, наконец, является не только платой за собственно труд, но и платой за человеческий капитал, который переносится работником на предмет труда. Поэтому заработная плата должна зависеть от квалификации работника и сложности работы, которую он исполняет.
Кроме того, работодатель хотел бы, чтобы заработная плата (точнее система заработной платы на предприятии) стимулировала бы работника :
1. Трудится более интенсивно;
2. По необходимости соглашаться на сверхурочный труд;
3. Позитивно относится к своей работе; а также объекту, продукту и средствам труда;
4. Повышать свою квалификацию
Сущность уровня динамики.
Значительное влияние на величину реального заработка оказывает характерное для всех стран с рыночной экономикой непрерывное повышение потребительских цен. При этом на практике могут быть разные варианты изменения уровня реальной зарплаты. Основными являются 4 варианта динамики уровня реальной оплаты труда.
1-й вариант:номинальный заработок повышается такими же темпами, какими растут потребительские цены. В таком случае уровень реальной зарплаты стабилен. Этот вариант возможен, если происходит «автоматическая» индексация номинальной зарплаты, то есть ее повышение в соответствии с подъемом официального индекса цен. Первый вариант - редкое явление. Он, разумеется, экономически защищает от инфляции, однако выработка не сопровождается увеличением реальных заработков.
2-й вариант: номинальная зарплата растет быстрее, чем инфляция. Тогда величина реальной заработной платы увеличивается в абсолютных размерах. Этот случай еще более редкий и обычно касается привилегированных групп работников (использующих монопольное положение фирмы на рынке, высших должностных лиц некоторых предприятий и учреждений).
Интересен опыт Японии.
3-й вариант:при низких темпах инфляции обычно не проводится индексация номинальной зарплаты. В данном случае величина реальной оплаты труда понемногу уменьшается в абсолютных размерах.
4-й вариант: инфляционная спираль. Речь идет о том, что если при высоких темпах инфляции не проводится «автоматическая» индексация заработной плата, то работники все же добиваются соответствующего увеличения номинальных доходов. Когда правительство и предприниматели устанавливают более высокий уровень денежных заработков, то в итоге происходит удорожание продукции. А это, естественно, ведет к новому росту потребительских цен. Стало быть, все повторяется на новом витке «спирали».
Тарифное ценообразование на работы и услуги естественных монополий.
В отдельных отраслях экономики издержек, обусловленная ростом масштаба производства, выражена особенно резко, а конкуренция неосуществима, затруднительна или просто неприменима. Такие отрасли называются естественными монополиями, и большинство из так называемых предприятий общественного пользования - электроэнергетические и газовые компании, фирмы, занимающиеся перевозками, кабельное телевидение, предприятие водоснабжения и связи - могут быть классифицированы таким образом.
Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и, считают выгодным расширять производство. В результате ценовая конкуренция имеет тенденцию резко увеличиваться, следствием конкуренции могут быть убытки, банкротство более слабых предприятий и возможное слияние уцелевших. Для того чтобы избавить общество от неблагоприятных результатов, правительство предоставляет привилегию одной фирме поставлять воду, природный газ, электричество, телефонные услуги, осуществлять пассажирские перевозки.