Рейтинги и индикаторы, индексы

Система индикаторов, разработанная Комиссией ООН по устойчивому развитию (КУР ООН).

Индикаторы разбиты на три категории с учетом их целевой направленности:

  • индикаторы — движущая сила, характеризующие человеческую деятельность, процессы и характеристики, которые влияют на устойчивое развитие;
  • индикаторы состояния, характеризующие текущее состояние различных аспектов устойчивого развития;
  • индикаторы реагирования, позволяющие осуществлять политический или какой-либо другой способ реагирования для изменения текущего состояния


Базовый набор индикаторов устойчивого развития

Табл.1

Раздел Повестки дня на 21 век Индикаторы – движущая сила ^ Индикаторы текущего состояния Индикаторы реагирования
а б в г
А. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
Борьба с бедностью 1. Темп роста занятости (%) 2. Соотношение средних зарплат женщин и мужчин 15. Население, проживающее в абсолютной бедности (%) 16. Соотношение по доходам наиболее богатых и бедных
Демографическая динамика 3. Темп роста населения (%) 4. Темпы миграции населения (чел/год) 17. Плотность населения (чел/км2) 29. Рост рождаемости
Содействие образованию, подготовке кадров и информи­рованности общества 5. Темп роста населения школьного возраста 6. Прирост числа учеников начальных школ (%) 7. Прирост числа учеников средних школ (%) 18. Доля грамотных среди взрослых (%) 19. Доля населения, имеющая образование на уровне 5 классов (%) 20. Среднее число лет обучения в школе 30. Доля ВНП, расходуемая на образование (%) 31 Число девочек на 100 мальчиков в средней школе 32. Число женщин на 100 мужчин среди работающих
Защита здоровья населения 8. Доля населения, не имеющего должного доступа к чистой питьевой воде (%) 9. Доля населения, проживающая в жилищах, не обеспеченных системами канализации (%) 10. Доля населения, подверженная воздействию вредных для здоровья загрязнителей воздуха (%)_ 21. Детская смертность на 1000 родившихся живыми 22. Ожидаемая средняя продолжительность жизни при рождении 23. Материнская смертность при родах на 1000 рожениц 33. Доля ВНП, затрачиваемая на здравоохранение (%) 34. Доля населения, охвачен­ного первичной медицинской помощью (%) 35. Доля населения, иммуни­зированного против основных заразных заболеваний (%)
11. Доля населения, не обеспеченная должным уровнем питания {%) 36. Число женщин в детород­ном возрасте, имеющих доступ к обсуждению проблем планирования семьи 37. Доля расходов националь­ного здравоохранения, затрачиваемая на местное медицинское обслуживание
Содействие устойчивому развитию поселений 12. Темп роста городских поселений (%) 13. Потребление моторного топлива на душу населения (литры) 14. Число мегаполисов с населением 10 и более миллионов человек 24. Доля городского населе­ния (%) 25. Площадь и население маргинальных поселений (м2/численность) 26. Ущерб и число пострадав­ших и погибших от природных катастроф 27. Общая площадь жилья на душу населения (м2) 28. Соотношение оплаты жилья и дохода_ 38. Расходы на строительство низкооплачиваемого жилья 39. Расходы на поддержание общественного транспорта 40. Инфраструктурные расхо­ды на душу населения 41. Объем кредитов на строительство жилья


Системы экономических, экологических, организационных индикаторов структурируется аналогично.

Индикаторы мирового развития Всемирного Банка

Всемирный Банк можно назвать мировым лидером по индикаторам устойчивого развития. Ежегодный доклад Всемирного Банка «Индикаторы мирового развития» («The World Development Indicators») позволяет оценить продвижение к целям, поставленным ООН - экономическому росту и борьбе с бедностью. Показатели сгруппированы в 6 разделов:

  • общий,
  • население,
  • окружающая среда,
  • экономика,
  • государство,
  • рынки.

Ключевые характеристики общего раздела, используемые для определения удельных показателей во всех остальных разделах, - численность населения, территория и ВВП. Все показатели представлены в динамике, начиная с 1980 г., что позволяет анализировать долгосрочные мирохозяйственные тенденции. Для изучения и сравнения развития стран мира анализируется информация по более чем 550 показателям.

Пороговые значения для расчета ИРЧП

Табл.2

 
Показатель Максимальное значение Минимальное значение
Средняя продолжительность жизни (лет) 85 25
Уровень грамотности взрослого населения (в процентах) 100 0
Совокупный валовой коэффициент поступивших в учебные заведения (в процентах) 100 0
ВВП на душу населения (ППС в долл. США) 40000 100


Использование индикаторов связано с определенными трудностями и ограничениями. На эффективность и успех их применения могут влиять следующие факторы:

• отсутствие программ устойчивого развития регионов;

• качество и дефицит данных;

• различие понятий о ценностях, сложившихся у разных групп людей;

• период времени, требуемого для качественного развития набора индикаторов устойчивости;

• недостаточная полнота перечня индикаторов — данное ограничение представляет общую проблему.

Недостатки муниципальных перечней индикативных показателей схожи с региональными: оперирование общими показателями вместо удельных (на душу населения) и ориентация на первичные статистические показатели. Недостаточное внимание к соотношениям индикаторов (например, доходов и прожиточного минимума) и их совокупностям (в частности, к сумме бюджетных расходов на социальную сферу вместо отдельных расходов на образование, здравоохранение и др.) приводит к перегрузке наборов и снижает их оценочный потенциал. Мало используются производные показатели, фиксирующие качество производственной деятельности: производительность, продуктивность и т.д.

Наряду с индикаторами можно выделить формируемый на их основе еще один слой информации, содержащий рейтинги формализованные чаще всего в виде шкал. Рейтинги создаются обычно имеющими общественное признание экспертными социальными институтами. Они регулярно публикуются и обновляются.

Табл.4

Латвия 4,24
Вьетнам 4,24 -6
Россия 4,21 -3
Перу 4,21
Колумбия 4,20
Словакия 4,19  

Исследовательская компания The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist) формирует рейтинг демократий. Рейтинг, озаглавленный "Democracy index 2010", включает в себя 167 стран. Все они поделены на четыре категории:

· страны с "полной демократией",

· частично демократические государства,

· страны с гибридными режимами

· авторитарные.

По данным составителей списка, полностью демократия существует только в 26 странах. Рейтинг возглавляют четыре скандинавских государства: Норвегия, Исландия, Дания и Швеция, а также Новая Зеландия. США находятся в списке на 17 месте, Великобритания – на 19. Еще 55 государств имеют частично демократические режимы. К ним, помимо прочих, относятся Италия, Франция, Польша, Украина, Молдавия и страны Прибалтики. В остальных государствах исследователи обнаружили переходные формы политических систем или вовсе недемократические правительства.

Россия, занимающая 107 место в списке, попала в категорию стран с гибридными режимами, она находится за пять позиций до перехода к авторитарным государствам. В 55 странах режимы были оценены как авторитарные. В эту категорию попала также Белоруссия, Таджикистан, Казахстан, Азербайджан, Афганистан, Китай и Иран. Уровень демократии эксперты определяли на основании экспертных оценок и соцопросов по пяти критериям – уровням гражданских свобод, политического участия и политической культуры, а также деятельности правительства и характеру избирательных процесс.

Исследовательская компания The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist) фомируетт рейтинг Самые комфортные для проживания города мира Топ-140.

Параметры оценки: уровень жизни населения, социальную стабильность, безопасность, климатические условия, экологию, инфраструктуру, здравоохранение, образование, доступность товаров и услуг.

1 10 самых лучших городов мира
1. Ванкувер (Канада)
2. Вена (Австрия)
3. Мельбурн (Австралия)
4. Торонто (Канада)
5. Перт (Австралия)
6. Калгари (Канада)
7. Хельсинки (Финляндия)
8. Женева (Швейцария)
9. Цюрих (Швейцария)
10. Сидней (Австралии

Американские города расположились в списке на довольно низких позициях: самый лучший из городов США, согласно рейтингу, Питтсбург находится на 29-м месте. Из городов Азии лучше всего жить в японской Осаке - она 13-я. Следом за ней из азиатских городов идет Гонконг, который занимает 39-ю строчку, как и испанский Мадрид. Сингапур находится на 54-м месте, а Сеул (Южная Корея) - на 58-м. Москва заняла 69-е место, Пекин 76-е, Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу в Бразилии - 92-е. Бангкок занимает 100-е место

Предпринимательский климат в России:Индекс ОПОРЫ 2010-2011. ( эксперты общественной организации «Опора России»)

Опрошены более шести тысяч человек, среди которых как руководители предприятий малого и среднего бизнеса, так и индивидуальные предприниматели из 40 российских регионов, включая 11 городов-миллионников. В основе индекса лежат пять слагаемых: «Недвижимость и инфраструктура», «Людские ресурсы», «Финансовые ресурсы», «Административный климат и безопасность», «Система поставщиков».

Наиболее благоприятными по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса являются Московская область, Краснодарский край, Челябинская область, Ставропольский край и Самарская область. Аутсайдерами стали Иркутская область, Ростовская область, Хабаровский край, Калининградская область, Тверская область. При этом среди городов-миллионников лидируют Челябинск, Екатеринбург, Самара, Казань, Уфа.

Насколько надежны рейтинги мест?

Три сомнительных характеристики.

1 Во-первых, разные рейтинговые агентства составляют противоречивые рейтинги для одного и того же города, региона или страны.

2 Вторая проблема заключается в том, что одно и то же рейтинговое агентство может изменить позицию места из-за введения новых определений и методов сбора данных.

3 Третьей проблемой является сложность оценки более 100 тыс. городов и местечек и сотен официально признанных регионов в Европе. Объем данных так велик, что покупатели мест испытывают трудности с отбором значимой информации.

Связи с общественностью

PR – это деятельность, направленная на построение хороших отношений с людьми, находящимися в сфере интересов какой-либо организации, путем достижения благоприятной известности, формирования позитивного имиджа в глазах общественности и умения нейтрализовать или предотвратить неблагоприятные события или появление неприятных слухов и сплетен.

Чтобы сформировать положительный имидж и достичь взаимопонимания и доброжелательности между общественностью и властью, необходимо учесть следующие моменты:

1) постоянно и систематически информировать общественность по проводимой политике в муниципальном образовании всех, особенно важных, вопросов так, чтобы эта информация доходила до каждого гражданина;

2) мероприятия по связям с общественностью должны состоять не из единичных (и потому воспринимаемых нередко как случайные), а из системы взаимосогласованных акций.

Чтобы поддерживать положительный имидж в глазах общественности, необходимо:

1. Предоставлять общественности возможность высказать своё мнение о важных проектах и планах до принятия окончательных решений.

2. Стимулировать появление информации, идущей «снизу - вверх».

3. Формулировать общие цели («мы играем на одной стороне») и не просто декларировать их, а фактически доказывать возможность их реального достижения.

4. Предоставлять гражданам возможные варианты альтернатив (и подвести решение общественности к наиболее рациональному варианту).

В случае кризисной ситуации:

· принимать личную ответственность авторитетному лидеру;

· действовать в соответствии с формулой «Скажи всё, скажи всем, скажи сразу», в противном случае произойдёт утрата доверия, восстановление которого потребует много времени и сил.

Для достижения доверительных отношений со СМИ, двухстороннего потока информации пресс-службы государственных органов должны организовывать:

· Пресс-конференции— это специально организованная встреча общественных, деловых, правительственных кругов с представителями средств массовой информации (пресса, телевидение, радио, информационные агентства). Цель встречи - как можно отчетливее и шире подать информацию, представляющую общественный интерес.

· Брифинги— короткая и конструктивная встреча официальных лиц, представляющих, по преимуществу, деловые или правительственные круги, со средствами массовой информации. Часто брифинг больше похож на официальное «заявление для прессы» или «сухой» информационный доклад. Поводом для брифинга могут быть: принятие закона, подписание крупного договора, составление долгожданного документа, принятие важного решения, необходимость прокомментировать некое событие и т.д. Брифинг может быть организован как по результатам какой-либо работы, так и в ее процессе, если уже существуют официальные мнения, позиции или оценки. На брифинге дается фактическая, тезисная информация без личных оценочных суждений. При этом четко разделены подходы участников брифинга к проблеме (если, конечно, они различаются) и выработана некая общая позиция. Цели и задачи брифинга — в незамедлительном удовлетворении информационной потребности общества в сведениях по актуальной проблеме. Эту потребность могут удовлетворить проверенные факты, официальная точка зрения или четкое объяснение «запутанной» ситуации. Информация должна исходить от лица властей или высшего руководства.

· Неофициальный прием для прессы. Некоторые исследователи считают, что различие между приемом и пресс-конференцией совсем незначительное и заключается только в уровне официальности. Прием — менее официальное мероприятие и, по преимуществу, вечернее. Однако есть и более существенные различия. Например, в оформлении мероприятия и в обстановке, которая способствует не столько функциональному информированию, сколько непринужденному общению. Несмотря на отсутствие явного информационного обмена, неофициальные приемы позволяют делать сотрудничество с прессой весьма эффективным. Ведь, как известно, хорошие отношения с прессой являются одной из составляющих успешной РR-деятельности. Кроме того, очень важно вовремя предотвращать конфликты с прессой. В случае появления в средствах массовой информации компрометирующих материалов необходима крайне оперативная реакция. Чтобы сохранить положительный образ в глазах населения, нужно «работать» с обвинениями, а не про-ивостоять им, предупреждать появление обвинений заблаговременным информированием, демонстрировать опережающее знание сути недоверия.

Приёмы РR-деятельности полезены для выполнения следующих задач:

1. Помощь в выходе на рынок и выводе новых продуктов

2. Помощь в изменении позиционирования уже освоенного продукта

3. Оказание влияния на конкретные целевые группы

4. Защита мест, столкнувшихся с проблемами в отношениях с общественностью

5. Формирование имиджа территории, который будет благотворно отражаться на местных продуктах.

Альтернативные средства

· аудиокассета с записью традиционной местной музыки или знаменитого местного певца вручается в подарок гостю города

· видеокассеты сегодня стали вполне привычным инструментом. Более того, содержание кассеты может быть гибким и эффективным средством маркетинга места

· открытки

· консульства и посольства

В целом, методы и инструменты маркетинга территорий во многом схожи с методами маркетинга, которые используются для продвижения товаров и услуг. Некоторые исследователи дают следующую оценку эффективности маркетинговым методам продвижения территории.[2]

Табл.5

Метод Количество агентств, применяющих метод Оценка эффективности (максимально 5) Ранг по порядку (из 16)
Программы последующей опеки
Взаимодействие с бизнесом 4.8
Связи с торгово-промышленными и другими палатами 4.1
Прямая переписка с инвестиционными посредниками и риэлтерами
Прямые “продажи” потенциальным инвесторам
PR-деятельность
Проведение конференций и семинаров 3.6
Делегации за пределы региона 3.6
Телевизионная реклама 3.5
Членство в иностранных организациях 3.5
Участие в выставках 3.4
Реклама в коммерческой прессе 3.2
Делегации внутри региона 2.8
Рекламные кампании в обычной прессе 2.8
Прямая переписка с инвесторами 2.8
Каталоги и справочники 2.5

Табл.6

Регион Пользуются интернетом,% Число пользователей, тыс. чел Пользуются персональным компьютером,% Среднее количество ПК, на 1 семью, шт
Российская Федерация 37.9% 54164.5 47.5% 0.63
1.г. Москва 72.9% 8421.4 75.7% 1.00
2.Республика Карелия 59.2% 381.4 61.7% 0.81
3.Санкт-Петербург 58.8% 2862.7 60.5% 0.88
4.Ямало-Ненецкий авт. округ 57.4% 301.2 68.0% 1.13
12.Тюменская область 47.0% 1600.2 57.6% 0.84
29.Свердловская область 38.4% 1650.2 51.7% 0.62

По данным ФОМ, месячная аудитория интернета в России за 2010 год выросла на 18%.

По итогам 2010 года 84% российских пользователей интернета имеют возможность выходить в интернет из дома .Как и несколько предыдущих лет, аудитория интернета в этом году росла в основном за счёт регионов. Интернет в регионах подешевел на 30–60%. Меньше всего за доступ к сети платят жители Уральского, Приволжского и Центрального округов, больше всего – жители Дальнего Востока. Активность СМИ выросла во всех регионах РФ, за исключением Южного округа. Как и в прошлом году, наиболее активны уральские СМИ, наименее — СМИ Центрального округа (без учёта Москвы).

Во всех округах больше всего сайтов в разделе «Бизнес». Выше всего доля сайтов бизнес-тематики в УрФО, ниже всего — в СЗФО (без учёта Санкт-Петербурга). Быстрее всего количество новых сайтов увеличилось в Поволжье, медленнее всего — на Дальнем Востоке.

Интернет-маркетинг включает в себя такие элементы системы как:

• медийная реклама

• контекстная реклама

• поисковый маркетинг в целом и SEO в частности

• продвижение в социальных сетях

• прямой маркетинг с использованием e-mail

• вирусный маркетинг

• партизанский маркетинг

Имеет смысл создание сайтов по отдельным направлениям: экономика, инфраструктура, образование, здравоохранение, экспорт и т.п. Территория может быть представлена на сторонних сайтах: Википедия, тематические ресурсы по промышленности и туризму, сайты посвященные более широкому региону (стране, субъекту федерации, муниципальному району и т.п.).

Инструменты интернет-маркетинга

1. В целях создания благоприятных условий для взаимодействия муниципальных, региональных, федеральных субъектов управления; завязывания и поддержания деловых контактов с внутренними и внешними по отношению к территории партнерами могут быть использованы: Интернет-серверы, электронные базы данных; сетевые конференции, фокус-группы, профессиональные форумы, чат-клубы, управленческие игры, дистанционное обучение и тренинги; консультационная поддержка в онлайновом режиме.

2. Для формирования, изменения, поддержания имиджа региона могут быть использованы:

размещение краткой информации на популярных серверах; регистрация сайта в поисковых системах и каталогах; обмен ссылками; размещение ссылок на положительные отзывы исследователей-аналитиков о регионе.

3. Для сбора первичной и вторичной информации посредством Интернета (использование списков рассылки, дискуссионных листов, конференций Usenet; опросов, голосований, анкетирования в режиме on-line.

4. В целях изучения рынка, анализа ожиданий и предпочтений потребителей регионального продукта, мониторинга общественного мнения могут быть использованы – анализ посещаемости сайта; комплектование аналитических материалов.

Субъекты регионального Интернет-маркетинга:

• представители федеральных органов власти;

• региональные и муниципальные органы власти и управления;

• производители товаров и услуг – промышленные и строительные предприятия, дилеры, дистрибьюторы, оптовики, предприятия гостиничного хозяйства, общественного питания, медицинского и пенсионного обслуживания, транспортной системы, системы связи, туристические агентства и операторы, банки, страховые организации, учреждения культуры и отдыха, учебные заведения;

• общественные организации – партии, движения, научные учреждения, спортивные комитеты и федерации.

Табл.7

Задачи управления регионом Технологические инструменты Интернет Целевые группы Инструментарий интернет-маркетинга
1.1. Создание благоприятного имиджа территории;   1.2. Разъяснение проводимой политики властей;   1.3. Освещение происходящих в регионе изменений 1) web-сайт; 2)электронная почта (E-mail); 3)почтовые реестры вэлектронной почты (Listserv); 4)проведение видеоконференций (Video conferencing) Потребители ресурсов территории, ее товаров и услуг 1)размещение краткой информации в он-лайн справочниках ; 2) регистрация сайта в поисковых системах и каталогах (отечественных и зарубежных);3) обмен ссылками с региональными и дружественными сайтами, а также специализированными серверами ("http://www.Rov.ru/); 4) размещение ссылок на положительные отзывы о регионе в прессе и других источниках информации (или создание специализированного раздела на сайте); 7) сетевые конференции, видеоконференции; 9) рассылки новостей сервера (или информирование на web-сайте о новостях)
2.1. Изучение рынка;   2.2. Анализ ожиданий ипредпочтений потребителей ресурсов территории;   2.3. Мониторинг общественного мнения 1) World Wide Web, информационный поиск и его программное обеспечение;2) электронная почта (Email);   4) электронные доски объявлений5) собственный сайт;6) счетчики посещений сайта 1) субъекты регио- нального управления;2) потребители регио- нального продукта 1) комплектование обзоров прессы, статистической информации, аналитических материалов, размещенных на различных серверах WWW;   4) конференции Usenet (группы новостей); 5) опросы, голосования, анкетирования, интервью в режиме on-line (в том числе с использованием Cgi -баннеров); 6) наблюдение (имплицитный подход) и сотрудничество (эксплицитный подход)
3.1. Завязывание и поддержание деловых контактов с внутренними и внешними по отноше- нию к территории партнерами;   3.2. Создание благопри- ятных условий для взаимодействия муни- ципальных, региональ- ных, федеральных субъ- ектов управления 1) web-сайт; 2) электронная почта (Email); 3) почтовые реестры в электронной почте (Listserv);4) голосовая связь (Voice mail);5) проведение видеокон- ференций (Video conferencing); 6) многопользователь- ский диалог (MUDS); 7) ретрансляция беседы в Интернет (IRC – Internet Relay Chat); 1) потребители ресур- сов территории, ее то- варов и услуг; 2) субъекты регио- нального и муници- пального управления;представители федеральных органов вла-сти 1) списки рассылки; 2) рассылки новостей сервера; 3) базы данных ответов на наиболее часто задавае- мые вопросы (FAQ - Frequently asked questions ); 4) консультационная под- держка в режиме on-line; 5) сетевые фокус-группы, профессиональные фору- мы, конференции, чат- клубы; 6) управленческие игры, тренинги и дистанционное обучение в онлайновом режиме;
4.1. Поддержка регио- нальных производите- лей товаров/услуг, продвижение их продукции на внутренние и внеш- ние рынки; 4.2. Стимулирование спроса населения на товары услуги, предоставляемые местными товаропроизводителя- ми/организациями Такие же, как в п. 2-3 1) производит ели товаров/услуг; 2) потребители регионального продукта 1) экстранет-серверы; 2) виртуальные выставки; 3) электронные магазины; 4) аукционы в режиме on-line; 5) интернет-банки, бро- керские серверы и пла- тежные системы; 6)размещение баннеров на популярных страницах; 7) участие в баннерооб- менных сетях; 8) тот же ассортимент средств, что и в п. 1-3

Маркетинговый мониторинг официальных региональных порталов России выявил следующие проблемы:

· редкое обновление информации на портале;

• недостаток необходимой пользователям информации;

• отсутствие обратной связи с аудиторией портала (коммуникативных возможностей);

• низкая функциональность портала (не удобен для пользователя);

• отсутствие продвижения портала (как он-лайн, так и офф-лайн).

В результате:

• снижение имиджа территории из-за технологической устарелости сайта;

• слабая реализация задач регионального маркетинга.

Мировую популяцию медиапотребителей исследователи делят на две группы:

· «цифровые коренные жители», те, кто имел отношение к Интернету со времени его появления (родился после 1980года);

· «цифровые поселенцы»- те, кто познакомился с Интернетом позже.

Анализ официальных региональных, муниципальных порталов предполагает оценку:

· возможности найти МО;

· простоту навигации;

· содержание (контент, возможность коммуникаций по эл почте);

· представленность на внешних источниках (Фейсбук, Твиттер-наличие там официального профайла, клипы на Ю-Тубе).

Использование инструментов маркетинга территории при решении вопросов местного значения и прав органов власти местного самоуправления[4]

Табл.8

Группы вопросов местного значения Инструменты маркетинга территории
Экономическое регулирование (разрешение на рекламную деятельность; рынок с/х продукции, развитие малого и среднего предпринимательства) Разработка социально-экономической стратегии и маркетингового плана развития территории муниципального образования; осуществление выставочно-ярмарочной деятельности, проведение экономических и инновационных форумов, симпозиумов, научно-практических конференций, семинаров, развитие сайта ОМСУ и т.д.
Инфраструктурное обеспечение и услуги населению (утверждение генеральных планов, схем территориального планирования; электро-тепло-, газо- и водоснабжение населения; дорожная деятельность (автодороги); транспортные услуги и обслуживание; услуги связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; освещение улиц и установка указателей) Разработка социально-экономической стратегии и маркетингового плана развития территории муниципального образования; осуществление выставочно-ярмарочной деятельности, проведение экономических и инновационных форумов, симпозиумов, научно-практических конференций, семинаров, развитие сайта органа власти. Проведение мегасобытий и реализация флагманских проектов; применение технологий виртуальной реальности в презентации архитектурных объектов
Охрана окружающей среды и благоустройство территории (охрана окружающей среды; благоустройство и озеленение территории) Разработка социально-экономической стратегии муниципального образования; PR и активная рекламная компания территории. Экономика событий
Образование (предоставление бесплатного общего начального/основного/среднего образования; создание МОУ ВПО) Разработка социально-экономической стратегии муниципального образования. Научно-практические конференции, форумы, круглые столы и другие презентационные мероприятия
Здравоохранение и спорт (оказание первичной медицинской помощи; создание служб скорой мед. помощи; развитие физ. культуры и массового спорта; развитие ЛО местностей и курортов) Разработка социально-экономической стратегии муниципального образования. PR и активная рекламная компания территории
Культура, досуг и рекреация (библиотечный фонд; организация досуга и услуги организаций культуры; местное народное художественное творчество и промыслы; объекты культурного наследия; обустройство мест массового отдыха; муниципальный архивный фонд; местные национально-культурные автономии; мероприятия по межнациональным отношениям; туризм; создание музеев) Разработка социально-экономической стратегии и маркетингового плана развития территории муниципального образования; Разработка и формирование имиджа территории; брендинг; PR и активная рекламная компания территории; Проведение и организация праздников; экономика событий и впечатлений; Межэтнические фестивали и т.д.
Социальная политика (работа с детьми и молодежью; общественные работы и занятость несовершеннолетних граждан; деятельность по опеке и попечительству) Разработка социально-экономической стратегии и маркетингового плана развития территории муниципального образования; PR и активная рекламная компания территории

[1] М. Д. Хануз, А. Праздничных Закладывая фундамент устойчивого процветания. Доклад о конкурентоспособности России 2011. Опубликован Всемирным экономическим форумом в рамках Центра по глобальной конкурентоспособности URL: http://www.mfc moscow.com/assets/files/analytics/WEF_GCR_Russia_Report_2011_ru.pdf

[2] Консалтинговая компания Конкретика. http://www.concretica.ru/publications/single/article/6/265/

[3] РИА-Аналитика / Центр экономических исследований http://www.ria.ru/research. Рейтинг основывается на официальных данных Росстата по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в 2010 году.

[4] Кирьянко А.В. Использование инструментов муниципального маркетинга в реализации конкурентных преимуществ города. Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук. Новосибирск,2009.С.18

Рейтинги и индикаторы, индексы

Инструменты маркетинга территорий можно разделить на ряд направлений применения:

· рейтинги и индикаторы, индексы для сбора первичных данных о состоянии и динамике, тенденциях развития территорий

· инструменты для разработки стратегий социально-экономического развития МО (SWOT, STEP, PEST, GAP-анализ;

· коммуникационные мероприятия (выставочно-ярмарочная деятельность, реализация флагманских проектов и т.д.), брендинг МО ;

· экономика событий и впечатлений, индустрия гостеприимства;

· деятельность рекламных и PR- агентств;

· Интернет-маркетинг.

Необходимость инструментальной оценки происходящих процессов, дать им ретроспективный анализ и попытаться заглянуть в будущее требуют формирования соответствующих индикаторов и количественных показателей. Эти тенденции ярко проявили себя в развитии концепции

устойчивого развития. Индикаторы устойчивого развития должны служить для различных структур власти, лиц, принимающих решения, широкой общественности своеобразным барометром экологического состояния мира, стран и регионов, происходящих в

них процессов и тенденций развития. Сейчас официальные системы индикаторов устойчивого развития имеют фактически все крупнейшие международные организации (ООН, Всемирный Банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейское сообщество и др.) и развитые страны. В 2007 г была разработана система показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данная система включает в себя 43 основных и 39 дополнительных индикаторов по основным сферам, характеризующим уровень социально-экономического развития региона (экономический рост, доходы населения, безопасность условий жизни, здоровье, образование, культура, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, доступность и качество жилья, государственное и муниципальное управление). В этом же году Министерством экономики и торговли (МЭРТ) был

подготовлен список «Показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации», содержащий более 130 индикаторов.

Индикаторы устойчивого развития должны отражать экономические, социальные и экологические аспекты удовлетворения потребностей современного поколения без ограничения потребностей будущих поколений по удовлетворению собственных потребностей. Чтобы развитие могло считаться устойчивым, оно должно осуществляться с учетом достижения экономического роста, но при обеспечении его сбалансированности с потребностями общества по улучшению качества жизни и предотвращения деградации окружающей среды.

Индикаторы предназначены для решения следующих задач на региональном уровне:

1) определение целей:

• выявление конкретных целей политики устойчивого развития в количественной форме;

• разработка стратегий для будущего развития;

• прогнозирование эффекта от планируемых мероприятий.

2) Управление:

• мониторинг достижения целей устойчивого развития;

• оценка достигнутого прогресса;

• оценка эффективности используемой ранее политики;

• информация для планирования и принятия решений органами власти;

• повышение качества управленческих решений на региональном уровне с учетом позиций и интересов различных групп населения.

3) Оценка положения региона в стране и мире:

• межрегиональные сравнения, обоснования трансфертов;

• взаимоотношения региона с международным сообществом, привлечение иностранных инвестиций, программ, грантов.

4) Участие общественности:

• информирование, обучение, взаимосвязь с обществом и отдельными группами;

• привлечение общественности к участию в гражданской деятельности.

Можно выделить два наиболее распространенных в теории и на практике методических подхода. Первый подход базируется на построении системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития. Чаще всего в рамках общей системы выделяются следующие подсистемы показателей: экономические, экологические, социальные, институц

Наши рекомендации