Вопрос 10 Структура и методы анализа массовой коммуникации.

Методы анализа МК:

-Контент-анализ ( анализ текстов)

Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в измерении качественных признаков полученных данных. Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Этапы применения:

1. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев (тип источника, тип сообщения, размер и частота появления сообщения, способ и место распространения сообщения и т.д.)

2. Формирование выборочной совокупности сообщений

3. Выявление единиц анализа (слова или темы). Существуют достаточно чёткие требования к выбору возможной единицы анализа - она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение, достаточно малой, чтобы не выражать много значений, должна легко идентифицироваться, а число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.

4. Выделение единиц счёта, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер (физическая протяженность текста, площадь, число строк (абзацев, знаков, колонок текста), длительность трансляции по радио или ТВ, кол-во рисунков с определённым содержанием и т.д.)

5. Непосредственно процедура подсчёта (Применяется составление специальных таблиц, использование компьютерных программ, специальных формул, статистических расчётов)

6. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования (выявляются и оцениваются характеристики текстового материала)

Пример результатов которые вы можете получить по итогам данного анализа - пресс-индекс компаний и представителей, PR-охват, оценка PR-бюджетов, тематика публикаций, пресс-релизов, характер публикаций, рейтинг СМИ, рейтинг авторов.

- Пропагандистский анализ

Человек при данном методе рассматривается как канал, а не как адресат информации.

Общая схема анализа по модели Гарта Джоветта:

• Выявление идеологии и целей пропагандистской кампании предполагает определение предпочтений, оценок, отношений, поведения, которые считаются нормой в данной группе.

• Установление контекста, в котором происходит пропаганда. Исследователь должен восстановить контекст событий, найти в нем их интерпретацию.

• Идентификация пропагандиста заключается в поиске истинного автора оригинального сообщения (авторство может быть скрыто).

• Структура пропагандистской организации позволяет увидеть ее реальные внутренние и внешние связи и подконтрольность.

• Целевая аудитория и ее лидеры мнений.

• Техники, используемые средствами массовой коммуникации. Эффективное использование взаимодействия вербальной и визуальной сфер.

• Специальные техники: работа с лидерами мнений, доверие к источнику, личный контакт, техника резонанса (суть техники «Резонанс» состоит в том, чтo очень сложно изменить существующее мнение, гораздо легче скорректировать уже имеющееся).

• Реакция аудитории на технику воздействия.

• Контрпропаганда (если она используется), ее суть, планируемое влияние и меры противодействия.

• Оценка эффекта пропагандистской кампании.

Модель искривленного источника, где пропагандист (П) создает искривленный источник (Ист), из которого исходит сообщение (Сооб). В этом случае получатель (Пол) рассматривает эту информацию как та-кую, что поступила из доступного ему источника (Ист),поскольку ему не известен оригинал (П).

Модель легитимизации источника. В этом случае пропагандист (П) тайно помещает оригинальное сообщение (Сооб1) в легитимном источнике (Ист). Получатель (Пол) принимает это сообщение (Сооб3), как сообщение (Сооб2) источника (Ист), переданное пропагандистом (П).

В пропагандистских целях также используется модель слухового источника. В этом случае информация используется без указания на источник.

- Анализ слухов

Слух можно охарактеризовать как самотранслируемое сообщение, осуществляющее свою циркуляцию за счет:

а) отражения определенных коллективных представлений, вероятно, коренящихся в бессознательном;

б) устности как иносемиотичной среды функционирования;

в) терминальности представленных событий, популярности их героев, отражающихся в яркости.

Искусственно созданный слух в результате своего коммуникативного движения обрастает дополнительными подробностями детализирующего характера, что может увести его немного в сторону от поставленной задачи, но резко завышает его достоверность. Слухи активно используются в политике, а манипуляция слухами уже не в первый раз становится активным моментом политической борьбы. Слухи неполитического характера носят очень яркий визуальный характер: они представляют ситуацию, которая очень хорошо "видна" зрителю. Достаточно часто слух содержит информацию, принципиально умалчиваемую средствами массовой коммуникации. По К. Юнгу слух, вероятно, есть косвенное проявление коллективного бессознательного, определенных архетипических феноменов. Это ответ на коллективные тревожные ожидания, присутствующие в каждом. Важной коммуникативной составляющей, характерной для слуха, является его устность. Слух принципиально принадлежит неписьменной коммуникации. Он распространяется в устной среде, и попадая на страницы, например, газеты теряют многие свои качества.

Наши рекомендации