Обзаведитесь личным водителем
В первую очередь вам надлежит заниматься привлечением и удержанием потребителей. Вы должны звонить потребителям, беседовать с ними, наносить визиты, писать тексты рекламных объявлений, составлять предложения, нести переписку по электронной почте и читать, что пишут про ваших потребителей. Работа, которая отнимает у вас драгоценное время по привлечению потребителей, обворовывает ваш бизнес. Вождение ворует ваше время. Если ваш бизнес требует частых и продолжительных (более двух часов за раз) автомобильных поездок, заведите личного водителя.
Если у вас будет водитель, вы освободите время для бесед и переписки с потребителями, поставщиками и сотрудниками. Водитель позволит вам спокойно, не нарушая закон, звонить по телефону, думать о клиентах и делать заметки. Наличие водителя увеличит ваш рабочий день, потому что вы можете работать после наступления сумерек. Обзаведитесь специальным столом с лампой для работы в машине. Вам не придется вступать в дорожные перебранки и испытывать стресс, а значит, вы будете работать более продуктивно. Ездить с личным водителем безопаснее: его голова не занята посторонними делами, и он не садится за руль утомленным. Время, которое вы тратите па дорогу, сократится. Вам не придется отыскивать нужные улицы, думать о парковке и ждать такси. Водитель высадит вас прямо у международного терминала, и вам не придется тащиться две мили с чемоданами от стоянки для машин. Водитель будет подвозить вас от двери до двери. Имея водителя, вы экономите деньги, поскольку это нередко позволяет не платить за парковку, не тратиться на такси и не брать машину напрокат. Почасовая оплата водителя ниже, чем ваша зарплата (если в начале вашего бизнеса это не так, рано или поздно так будет). Если вы платите водителю в час, а час вашего времени стоит , значит, пока машину ведет кто-то другой, вы сможете заработать дополнительные в час. И наоборот, если машину ведете вы сами, вы теряете за час поездки.
Многие пенсионеры с удовольствием пойдут в водители. Есть масса работников, занятых неполный рабочий день, которые тоже готовы стать водителями. Они рады сменить род занятий и заработать деньги. Поместите объявление в местной газете, и у вас не будет отбоя от подходящих кандидатов. Вы обнаружите, что некоторые водители имеют хорошие манеры, начитаны, осмотрительны, представительны и надежны. Создайте резерв водителей, чтобы в случае необходимости всегда располагать ими, а в периоды интенсивных разъездов иметь под рукой «свежего» водителя.
Использование вашей собственной машины (которая является машиной компании, поскольку вы — владелец малого бизнеса) позволяет снизить расходы, поскольку вы платите водителю только за отработанное время, а не за содержание и ремонт его машины. Ваши расходы на машину, плата за аренду, техническое обслуживание и бензин остаются прежними — кто бы ни водил вашу машину. Ваши расходы ни содержание машины являются расходами компании и подлежат вычету. Поэтому пусть ваш водитель водит вашу машину.
Некоторые компании выставляют клиенту счет за издержки. Снизить издержки потребителя выгодно для вас — это сохранит в бюджете потребителя больше денег, и он сможет оплатить больше ваших услуг. Как правило, наличие водителя позволяет свести дорожные расходы к минимуму.
Для владельца малого бизнеса водитель — не роскошь и не прихоть. Имея личного водителя, вы можете посвятить больше времени работе, потратить больше времени на привлечение и удержание потребителей. Пока он ведет вашу машину, вы выводите свой бизнес на новые рубежи.
«А если бы он умер?»
В малом бизнесе нет лишних работников. Здесь нет игроков высшей лиги, которые сидят на скамейке запасных и ждут возможности иступить в игру. Здесь нет дублирующего состава. В малом бизнесе каждый сотрудник выполняет необходимую работу. Здесь работают все, и каждый — в поте лица. В маленькой компании каждый сотрудник необходим для успеха предприятия в целом.
В малом бизнесе каждый работник подобен детали автомобиля: что важнее для машины — свечи зажигания, рулевое колесо или двигатель? Если хотя бы одна из этих деталей отсутствует, вы не сможете пользоваться машиной. Малый бизнес без одного из своих сотрудников подобен автомобилю без свечей зажигания. Он простаивает, начинаются поломки и сбои. Если продолжить сравнение со сломанным автомобилем, как в автомашине, так и в компании есть дешевые и дорогие детали, что-то заменить легко, а что-то совсем непросто. Существуют детали, которые всегда под рукой, а есть те, которые добыть сложнее. Найти замену квалифицированному специалисту труднее, чем заменить водителя грузовика.
Поскольку отлаженный малый бизнес укомплектован минимальным количеством работников, потеря работника нарушает нормальный ход вещей. (Речь не идет о запланированном выходе сотрудника на пенсию). Особенно тяжелую травму наносит компании внезапная потеря сотрудника. Это может произойти, если его приходится незамедлительно уволить (например, за кражу), или если он внезапно увольняется сам.
«А если бы он умер?» — таков гипотетический вопрос. Этот вопрос вы должны задать себе, размышляя о последствиях возможной потери опытного специалиста в будущем. Этот вопрос вам приходится задавать себе, когда вы внезапно по какой-либо причине теряете работника. Этот вопрос вы задаете, когда работник увольняется.
Чаще всего увольнение работника является неожиданностью. Едва ли у вас есть план действий на случай непредвиденной ситуации. Подобные неприятные сюрпризы могут довести издерганного владельца малого бизнеса до нервного срыва. Если подача заявления об уходе вызвана помимо прочего разногласиями личного характера, что бывает нередко, здравой оценке ситуации могут мешать эмоции. Владелец малого бизнеса должен немедленно преодолеть эмоции, вызванные уходом работника, и начать действовать. Вы, владелец малого бизнеса, должны остановиться, хорошенько подумать и решить проблему.
Вопрос «А если бы он умер?» позволяет отключиться от переживаний личного характера и трезво оцепить ситуацию. Этот вопрос опускает владельца компании на землю, закрывая дверь в прошлое. Теперь владелец малого бизнеса должен думать о будущем. У него нет выбора, он должен продолжать свое дело. Решение есть всегда.
Вопрос «А если бы он умер?» звучит вызывающе. Это жесткий и беспристрастный вопрос. Когда вы задаете такой вопрос применительно к самому себе, вам сразу становится ясно, что истерики и заламывание рук не помогут. Вы понимаете, что должны что-то делать. Можно нанять временного работника. Можно привлечь внештатного работника или консультанта. Может быть, вам следует поговорить с кем-то из своих знакомых, кто не горит желанием работать, предпочитая нежиться на солнышке. Не исключено, что какое-то время вам снова придется работать по восемнадцать часов в сутки. Ведь вам это не впервой. Возможно, вам придется работать по ночам. Ничего, справитесь! Ведь вы владелец малого бизнеса!
А если бы он умер? Вам придется это пережить. У вас есть потребители, которых нужно обслуживать. У вас есть дело, которым нужно управлять.
Продолжайте идти вперед.
Прививка против ЗПФП
ЗППП - это «заболевание, передаваемое половым путем». ЗПФП — это «заболевание, передаваемое финансовым путей». И с тем и с другим довольно тяжело справиться, и то и другое может быть излечимым или нет. ЗПФП поражает только наемных работников. Симптомы заболевания таковы: работник завидует зарплате других, их продвижению по службе; завидует деньгам, которые зарабатывает, по его предположению, владелец компании; рассказывает другим работникам, что владелец компании грабит всех и каждого. ЗПФП чаще всего вызывают необоснованные домыслы о том, кто сколько зарабатывает. Ошибочные выводы делаются на основании самых разных обстоятельств. Люди обращают внимание на машины, на которых ездят их коллеги, на дома, которыми они владеют, на одежду, которую они носят, и на сигары, которые они курит.
ЗПФП может начаться, если работник случайно или умышленно получил доступ к конфиденциальной финансовой информации. ЗПФП может начаться, если занимающий более высокую должность работник, имеющий право доступа к финансовой информации, злоупотребляет доверием компании и позволяет этой информации отравить душу своего сотрудника.
Работник, который подхватил ЗПФП, практически неизлечим. Платить ему больше бесполезно. Надбавка к зарплате служит для такого работника лишним доказательством, что он прав и что он всегда заслуживал больший кусок от нажитого богатства. Работники с ЗПФП досаждают другим работникам. Они ворчат и жалуются дома. Они чернят компанию, рассказывая о ней друзьям, среди которых есть потребители или потенциальные клиенты компании. Остановите распространение этой болезни. Нельзя допускать, чтобы в вашей компании обитал разносчик заразы. Иначе в компании начнется эпидемия.
Его звали Арнольд. Он был сотрудником, которому доверяли. Он заслужил доверие, поскольку был финансовым директором производственной компании со штатом сорок семь человек. Он был в курсе информации, касающейся зарплаты, прибылей и надбавок. Он знал, кто сколько получает. В течение нескольких лет казалось, что Арнольд доволен своим жалованьем, которое было не только вполне достойным, но, если принять во внимание образование и обязанности данного сотрудника, весьма и весьма щедрым, поскольку значительно превышало средний уровень. В последнее время он начал намекать своему боссу, владельцу производственной компании, что, по его мнению, его недооценивают, ему мало платят, и что он заслужил повышение. Хотя Арнольд говорил об этом лишь своему боссу, за пределами офиса он постоянно пребывал в подавленном или раздраженном состоянии.
Он горько жаловался друзьям и жене. Особенно раздражало Арнольда то, сколько денег забирал себе владелец компании. Арнольд говорил жене, что хозяин работает меньше, платит себе больше, заставляет компанию выплачивать непомерную арендную плату за здание (владельцем которого является сам босс) и строит себе неслыханно роскошный летний дом.
Жена Арнольда подливала масла в огонь. Она говорила: «Без тебя Джо ни за что бы не раскрутился. Ты отдал ему лучшие годы жизни. Ты должен получать больше. Поставь Джо условие: плати больше или я уйду. Если он будет жадничать, найдешь другую работу. И пусть избавится от этого негодяя — менеджера по продажам. Даже он зарабатывает больше тебя». Жена науськивала Арнольда без устали, она сетовала и причитала каждый вечер.
Арнольд и его жена забыли, что жалованье всегда выдавалось регулярно, что Джо готов был скорее остаться без денег сам, чем оставить без зарплаты своих работников. Они забыли про ссуды, которые подписывал лично Джо. Арнольд и его жена заболели ЗПФП в тяжелой форме.
Затем случилось неизбежное. Арнольд встретился с боссом и потребовал прибавки, да такой, что в течение двух лет размер его зарплаты наличными должен был вырасти вдвое. Арнольд заявил, что ему известны размеры зарплат в данной отрасли; что он проконсультировался в сторонней фирме и что он, без сомнения, лучший специалист из сорока семи работников компании. Джо был ошарашен, но не подал виду и не обнаружил своих эмоций. Джо сказал своему служащему, что удвоение его жалованья — абсурдное требование и это нереально. Арнольд сказал Джо, что он заслужил такое вознаграждение и его притязания справедливы. При этом он заявил: «Джо, давай начистоту — ведь ты в состоянии это сделать. Вон сколько денег ты загребаешь сам».
Через два дня, посовещавшись с адвокатом и консультантами, Джо решил, что теперь в его компании будет сорок шесть сотрудников. ЗПФП убивает.
Чтобы предупредить распространение ЗПФП, увольте заболевшего работника. Избавьтесь от переносчика заразы. Это необходимо, чтобы ваш малый бизнес остался здоровым.