Функции и задачи маркетинга на предприятии
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1 Сущность и содержание организации и функционирования маркетинга на предприятии…………………….………………………………………………...6
1.1 Функции и задачи маркетинга на предприятии………………………………..6
1.2 Организация службы маркетинга………..……………………………………10
1.3 Функционирование службы маркетинга……………………………………...20
Глава 2 Организация и функционирование службы маркетинга
на ООО «Анион».......................................................................................................24
2.1 Характеристика организационно–правовой и финансово–экономической деятельности предприятия ООО «Анион»..............................................................24
2.2 Анализ организации и функционирования службы маркетинга……………28
2.3 Совершенствование организации и процесса функционирования службы маркетинга………………...………………………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………….39
Список используемых источников……………………………..............................41
Приложения…………………………………………………………………………42
ВВЕДЕНИЕ
Специфика современной жизни требует от субъектов экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, дабы обеспечить эффективное использование редких наличных ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований.
Чтобы принять оптимальное управленческое решение в условиях жесткой конкурентной борьбы, предприятию нужно располагать огромными объемами коммерческой информации.
Необходима серьезная проработка рынков выпускаемой и намеченной
к производству продукции и технико-экономическое обоснование планируемых изменений на предприятиях, что совершенно невозможно без маркетинга.
Происходящие сейчас значительные изменения в технологии производства, торговле, науке и технике в соединении с ростом масштаба
и сложности коммерческой работы диктуют необходимость выбора предприятиями концепции маркетинга в качестве основы их деятельности.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий совершенствования маркетинговой деятельности предприятия
и службы маркетинга.
Объектом исследования является маркетинговая деятельность коммерческой организации ООО «Анион».
Предметом выпускной квалификационной работы выступают маркетинговая деятельность и служба маркетинга данного предприятия.
В работе были использованы методы сравнения, анализа, синтеза.
Дипломная работа состоит из двух глав, введения и заключения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты построения маркетинговой деятельности и службы маркетинга, их цели, функции и задачи.
Во второй главе дается характеристика деятельности предприятия, рассматриваются существующая маркетинговая деятельность и служба маркетинга, даются рекомендации по их совершенствованию.
Теоретическая база исследования основана на трудах ведущих экономистов, социологов, юристов и специалистов в исследуемой области. Практическая база исследования основана на изучении маркетинговой деятельности коммерческого предприятия ООО «Анион».
В конце работы приводится список используемых источников
и приложения.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Рисунок 1.1 Принципиальная схема микросреды предприятия
Координация деятельности отдела маркетинга с работой отдела кадров. Руководители отдела маркетинга заинтересованы в привлечении в отдел хороших специалистов, в которых существует острая потребность. Поэтому отдел кадров должен быть информирован о предъявляемым к кандидатам
на эти должности требованиям, для чего, в принципе используются должностные инструкции.
Рассмотренные выше методические положения по формированию организационных структур предприятия являются основой разработки
и обоснования организационных структур маркетинга, т.е. подразделений, которые отвечают за организацию, планирование, координацию и проведение маркетинговой политики на предприятии.
Взаимосвязи между функциями характеризуют системный подход
к описанию организации управления предприятием. Служба маркетинга представляет собой одну из подсистем, с помощью которой:
Ø координируется вся деятельность предприятия (рекомендации по сбыту после утверждения обязательных для всех прочих служб);
Ø с участием других подразделений разрабатывается стратегия и тактика деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынке;
Ø с участием подразделений разрабатывается стратегия и тактика деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынке;
Ø комплексно изучаются рыночные перспективы, разрабатываются долгосрочные программы маркетинга;
Ø организуется ситуационный рыночный анализ и оперативное информационное обеспечение хозяйственной деятельности предприятия;
Ø постоянно анализируется и оценивается коммерческая деятельность предприятия, разрабатываются предложения по перестройке
его структуры, его сбытовой деятельности, изменению ассортимента продаваемой продукции и т.п.
Функции маркетинга могут быть определены как специализированные виды деятельности, осуществляемые в процессе маркетинга товаров и услуг. Структуризация маркетинговых функций позволяет свести их в следующие группы (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Рисунок 1.2 Место и роль маркетинговой службы в системе управления предприятием
Эта схема не является оргструктурой управления, в ней не представлены конкретные структурные звенья предприятия, а указаны только важнейшие
с точки зрения маркетинга функции управления. Руководитель службы маркетинга выполняет опосредованные функции между подразделениями
и сотрудниками предприятия, занимающимися разработкой продукта,
его производством, стимулированием продаж, доведением продуктов
до потребителей, послепродажным обслуживанием, с одной стороны,
и потребителями продукции - с другой.
При этом руководитель маркетинга и его аппарат отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращая в первую очередь внимание
на деятельность конкурентов.
Задачи службы маркетинга заключается в том, чтобы:
Ø держать курс на потребителей, постоянно следить за тем, что им нужно;
Ø следить за работой конкурентов, определять слабые и сильные их стороны и возможные рыночные стратегии;
Ø определять направления совершенствования маркетинговой деятельности;
Ø доводить маркетинговую информацию до всех других подразделений предприятия.
Таким образом, разработчики получают от маркетинговой службы информацию о развитии продукта, о том, в каком направлении нужно совершенствовать предлагаемую продукцию и какую новую разрабатывать. Производственники узнают, каков должен быть ассортимент выпускаемой продукции, каковы сроки обновления продукции. Подразделения, связанные
с ценовой политикой, исходя из информации, полученной от службы маркетинга, должны уметь правильно определять цены. Кадры, соответственно, решают вопросы увольнения и найма, повышения квалификации и др.
В то же время служба маркетинга должна точно представлять возможности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной жизни предприятия. Рассмотренная схема важна как база, основа маркетинговой деятельности. Исходя из этой основы, можно составить также и должностные инструкции. Это не означает, конечно, что производственные и функциональные звенья предприятия самостоятельно не могут осуществлять связь
с потребителями, не изучают деятельность конкурентов и т.п. Однако
эта из деятельность направляется и координируется, исходя из интересов предприятия, руководителем маркетинговой службы, сотрудники которой проводят также конкретные маркетинговые исследования.
Таким образом, маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью.
Рисунок 2.1 Организационная структура управления ООО «Анион»
Как показывает рисунок 2.1 на первом уровне управления находится Генеральный директор ООО «Анион», который является руководителем предприятия. Ему подчиняются заместители директора, которые осуществляют связь между генеральным директором и сотрудниками, подчиненными этим заместителям, отделами.
Организационная структура управления этих служб имеет линейно-функциональный характер, о чем свидетельствует наличие такого функционального подразделения как коммерческий директор, который подчиняется генеральному директору и оказывает функциональное воздействие на отделы снабжения и сбыта.
ООО «Анион» работает на Российском рынке около 15 лет, сначала предприятие работало, как комиссионер. А затем в 2006 году изменило форму работы и стало выступать на российском рынке, как полноценный продавец. Поэтому для анализа экономических показателей работы ООО «Анион» целесообразно проводить анализ за 2 года.
Для выявления тенденций развития предприятия необходимо рассмотреть динамику изменения основных технико-экономических показателей за 2015
и 2016 года (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Динамика изменения технико-экономических показателей ООО «Анион»
с 2015 по 2016 года
Наименование показателей | Ед. изм. | 2015 г. | 2016 г. | Темп роста, % |
Выручка от реализации товаров | тыс. руб. | 112,4 | ||
Себестоимость реализованных товаров | тыс. руб. | 122,92 | ||
Прибыль от реализации | тыс. руб. | 49,23 | ||
Среднесписочная численность работников | чел. | 150,0 | ||
Объем реализации в среднем на одного человека | тыс. руб. | 7839,2 | 5566,8 | 71,01 |
Фонд оплаты труда | тыс. руб. | 2940,0 | 1,9 | |
Среднегодовой фонд оплаты труда одного работника | тыс. руб. | 147,0 | 112,2 | |
Среднемесячная зарплата одного работника | тыс. руб. | 12,25 | 13,7 | 111,8 |
Среднегодовая стоимость основных фондов | тыс. руб. | |||
Фондоотдача | тыс. руб. | 681,7 | 459,9 | 67,46 |
Рентабельность продаж | % | 14,23 | 6,23 | -8,0 |
Рентабельность деятельности | % | 16,59 | 6,65 | -9,94 |
Динамика основных технико-экономических показателей свидетельствует, что наиболее удачным годом для ООО «Анион» был 2015 год. В период
с 2015 года по 2016 год выручка от реализации увеличились на 112,4 %,
а прибыль от реализации снизилась на 50,77 %, что обусловлено ростом затрат на 1 рубль продаж в отчетном периоде.
Тенденция к снижению объема реализации прослеживается по итогам 2016 года. По сравнению с 2015 годом объем реализации увеличился всего
на 12,43 %, а себестоимость продукции возросла на 22,92 %.
Основной причиной небольшого увеличения объема реализации товаров является потеря предприятием части рынков сбыта. Во-первых, в связи
с макроэкономическими причинами: общее нестабильное экономическое положение, сокращение объемов производства во всех отраслях народного хозяйства; во-вторых, из-за несовершенной на предприятии стратегии маркетинга; в-третьих, в связи с усилением влияния конкуренции: все активнее продвигают свою продукцию на Российский рынок предприятия – конкуренты: сокращают сроки доставки, улучшают качество предлагаемой продукции. Также на сокращение рынков сбыта оказало влияние рост и переориентация российских предприятий на выпуск запасных частей к импортной дорожно-строительной технике, что привело к удешевлению предлагаемой ими продукции.
Основные средства на предприятии представлены в основном транспортными средствами, вычислительной и копировальной техникой. Поэтому увеличение стоимости основных фондов связано с увеличением числа компьютеров на предприятии. Стоимость основных фондов по сравнению
с 2015 годом в 2016 году увеличилась на 40 %, однако эффективность
их использования снизилась, свидетельством чего выступает показатель фондоотдачи, который демонстрирует снижение на 221,8 тыс. руб. или на 32,54 %.
Среднесписочная численность работников по сравнению с 2015 годом увеличилась на 7 человек, т.е. на 158,3 %, однако производительность труда снизилась при одновременном росте заработной платы, что является негативным моментом, поскольку нарушается закон экономики.
В целом, предприятие ООО «Анион» можно считать успешно работающим предприятием на российском рынке, негативным моментом является снижение эффективности коммерческой деятельности, что нашло свое отражение
в отрицательной динамике показателей рентабельности.
Таблица 2.2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В выпускной квалификационной работе на тему «Организация маркетинга на предприятии (на примере ООО «Анион»)» были рассмотрены:
Ø теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия. Рассмотрены функции, цели и задачи маркетинговой деятельности
и службы маркетинга;
Ø процесс взаимодействия коммерческой и маркетинговой деятельности предприятия;
Ø анализ финансово-экономической деятельности ООО «Анион» за 2015 - 2016 годы показал, что самым неудачным годом в работе ООО «Анион» был 2015 год. Рентабельность продаж в 2016 году упала до 6,23 %. В целом в 2016 году наметился подъем, но рентабельность продаж осталась
на низком уровне, что указывает на снижение спроса на реализуемые товары ООО «Анион» из-за неграмотной маркетинговой структуры предприятия;
Ø анализ состояния системы управления ООО «Анион» показал,
что маркетинговая деятельность предприятия сводилась к снабженческо-сбытовой деятельности и не отвечает требованиям рыночной экономики
и не позволяет предприятию эффективно функционировать.
С целью увеличения объема реализации товаров, расширения рынков сбыта товаров и дальнейшего развития предприятия в выпускной квалификационной работе были предложены следующие мероприятия:
Ø усовершенствована организационная структура службы маркетинга;
Ø разработано «Положение о службе маркетинга ООО «Анион».
Реорганизация службы маркетинга не повлечет за собой больших расходов, но даст возможность эффективно осуществлять маркетинговую деятельность и положительно скажется на эффективности функционирования ООО «Анион».
Обязательными задачами службы маркетинга являются:
Ø сбор, обработка и анализ информации о рынке, спросе на товары компании;
Ø подготовка данных, необходимых для принятия решений по проведению рекламных кампаний, по стратегии товародвижения и ценообразования, управления финансами предприятия и т.д.;
Ø активное формирование спроса и стимулирование сбыта.
Внедрение новых функций, таких как исследование рынков, исследование покупательского спроса, мотивов покупательского поведения благоприятно скажется на работе предприятия.
Приложение 1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1 Сущность и содержание организации и функционирования маркетинга на предприятии…………………….………………………………………………...6
1.1 Функции и задачи маркетинга на предприятии………………………………..6
1.2 Организация службы маркетинга………..……………………………………10
1.3 Функционирование службы маркетинга……………………………………...20
Глава 2 Организация и функционирование службы маркетинга
на ООО «Анион».......................................................................................................24
2.1 Характеристика организационно–правовой и финансово–экономической деятельности предприятия ООО «Анион»..............................................................24
2.2 Анализ организации и функционирования службы маркетинга……………28
2.3 Совершенствование организации и процесса функционирования службы маркетинга………………...………………………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………….39
Список используемых источников……………………………..............................41
Приложения…………………………………………………………………………42
ВВЕДЕНИЕ
Специфика современной жизни требует от субъектов экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, дабы обеспечить эффективное использование редких наличных ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований.
Чтобы принять оптимальное управленческое решение в условиях жесткой конкурентной борьбы, предприятию нужно располагать огромными объемами коммерческой информации.
Необходима серьезная проработка рынков выпускаемой и намеченной
к производству продукции и технико-экономическое обоснование планируемых изменений на предприятиях, что совершенно невозможно без маркетинга.
Происходящие сейчас значительные изменения в технологии производства, торговле, науке и технике в соединении с ростом масштаба
и сложности коммерческой работы диктуют необходимость выбора предприятиями концепции маркетинга в качестве основы их деятельности.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий совершенствования маркетинговой деятельности предприятия
и службы маркетинга.
Объектом исследования является маркетинговая деятельность коммерческой организации ООО «Анион».
Предметом выпускной квалификационной работы выступают маркетинговая деятельность и служба маркетинга данного предприятия.
В работе были использованы методы сравнения, анализа, синтеза.
Дипломная работа состоит из двух глав, введения и заключения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты построения маркетинговой деятельности и службы маркетинга, их цели, функции и задачи.
Во второй главе дается характеристика деятельности предприятия, рассматриваются существующая маркетинговая деятельность и служба маркетинга, даются рекомендации по их совершенствованию.
Теоретическая база исследования основана на трудах ведущих экономистов, социологов, юристов и специалистов в исследуемой области. Практическая база исследования основана на изучении маркетинговой деятельности коммерческого предприятия ООО «Анион».
В конце работы приводится список используемых источников
и приложения.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Функции и задачи маркетинга на предприятии
В условиях рыночной экономики предприятие рассматривается
как открытая система, т.е. деятельность предприятия на рынке определяется множеством факторов, которые можно объединить в две группы - внутреннюю и внешнюю среды предприятия. Внешнюю среду можно, в свою очередь, разделить на две составляющие:
Ø внешнее ближайшее окружение (постоянные и потенциальные поставщики, потребители и конкуренты);
Ø прочие внешние факторы (законодательство, политическая ситуация
в стране, инфляция и др.).
Было бы наивно надеяться на успешную работу предприятия
при неблагоприятной внешней среде. Внешние обстоятельства порой приводят к образованию новых и разрушению старых рынков сбыта, и обычно
они открывают череду проблем и возможностей перед препятствиями
и организациями.
Данный подход превращает маркетинг в одну из функций предприятия наряду с такими, как финансовая и др. Организационное обособление функций можно представить в виде схемы микросреды предприятия (рисунок 1.1).
Координация деятельности отдела маркетинга и финансового отдела должна заключаться в совместной работе по расчету издержек и составлению смет, т.е. специалисты отдела маркетинга обязаны представлять методы калькуляции издержек производства и бюджетного контроля, поскольку отвечают за выполнение сметы и за контроль расходов по маркетингу. О работе отдела маркетинга в конечном итоге судят по результатам финансовой деятельности всего предприятия.
Взаимодействие отдела маркетинга с юридической службой. Специалисты отдела должны иметь возможность получения быстрой и квалифицированной консультации специалистов по юридическим вопросам.
Рисунок 1.1 Принципиальная схема микросреды предприятия
Координация деятельности отдела маркетинга с работой отдела кадров. Руководители отдела маркетинга заинтересованы в привлечении в отдел хороших специалистов, в которых существует острая потребность. Поэтому отдел кадров должен быть информирован о предъявляемым к кандидатам
на эти должности требованиям, для чего, в принципе используются должностные инструкции.
Рассмотренные выше методические положения по формированию организационных структур предприятия являются основой разработки
и обоснования организационных структур маркетинга, т.е. подразделений, которые отвечают за организацию, планирование, координацию и проведение маркетинговой политики на предприятии.
Взаимосвязи между функциями характеризуют системный подход
к описанию организации управления предприятием. Служба маркетинга представляет собой одну из подсистем, с помощью которой:
Ø координируется вся деятельность предприятия (рекомендации по сбыту после утверждения обязательных для всех прочих служб);
Ø с участием других подразделений разрабатывается стратегия и тактика деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынке;
Ø с участием подразделений разрабатывается стратегия и тактика деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынке;
Ø комплексно изучаются рыночные перспективы, разрабатываются долгосрочные программы маркетинга;
Ø организуется ситуационный рыночный анализ и оперативное информационное обеспечение хозяйственной деятельности предприятия;
Ø постоянно анализируется и оценивается коммерческая деятельность предприятия, разрабатываются предложения по перестройке
его структуры, его сбытовой деятельности, изменению ассортимента продаваемой продукции и т.п.
Функции маркетинга могут быть определены как специализированные виды деятельности, осуществляемые в процессе маркетинга товаров и услуг. Структуризация маркетинговых функций позволяет свести их в следующие группы (таблица 1.1).
Таблица 1.1