Принятие решения по повышению конкурентоспособности фирмы
Теоретическая часть
Необходимость в принятии решения диктуется возникновением ситуации, вызванной изменением на рынке строительной продукции. Влияние конкурентов на благополучие фирмы стало велико. Появились трудности в нахождении покупателя. Потребители все больше стали отдавать предпочтение другим фирмам, выпускающим аналогичную продукцию.
Требование реакции на ситуацию обуславливает возникновение проблемы. Проблема, поставленная для решения и представленная как задача конкретным лицам или органам управления, является целью их действия. Цель – это то, что надо осуществить. Для достижения ее вырабатываются и принимаются решения. Выработка решения – это по существу получение ответов на вопросы, какие мероприятия (действия) надо выполнить для того, чтобы достичь поставленной цели. Перечень мероприятий – основная составляющая план маркетинга, который Должна разрабатывать фирма для повышения своей конкурентоспособности. Одновременно с формулировкой мероприятий определяют и состав критериев, используемых при оценке результатов достижения цели.
Необходимо подчеркнуть, что таких критериев может быть несколько. Каждый из них – признак, характеризующий достижение цели с одной какой-либо стороны. Многогранная оценка осуществляется множеством критериев.
Критерии конкурентоспособности фирмы выбирают исходя из существа этого понятия – реальная и потенциальная способность фирмы, а также имеющаяся у нее для этого возможность проектирования, выпуска и сбыта продукции, которая по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательна для потребителей, чем продукция ее конкурентов.
Такими критериями могут быть: финансовое состояние фирмы, технический уровень производства, объем сбыта продукции, прибыль от сбыта, степень охвата рынка сбыта, качественные и стоимостные характеристики продукции, репутация фирмы и др.
Значение критериев различно, следовательно, для них могут быть определены соответствующие оценки относительной важности.
Все множество выделенных мероприятий, необходимых для достижения цели, требует своего выполнения. Но ограничения, устанавливаемые, как правило, на сроки и ресурсы при достижении цели приводят к невозможности одновременного их выполнения. Отсюда возникает и ранжирование мероприятий, сосредоточение внимания на важнейших из них.
Ранжирование мероприятий может быть осуществлено по коэффициентам относительной важности, полученным с использованием метода экспертных оценок.
Сущность этого метода заключается в следующем.
Пусть определены мероприятия Xi (i = 1,2, ..., n), выполнение которых позволит достичь заданной цели. Критерии достижения цели Kj (j = 1, 2, ..., m) известны.
Коэффициент относительной важности мероприятия Вi определяется в следующем порядке.
Эксперты (τ) дают оценку важности критериев по десятибалльной шкале (от 1 до 10). Удельный вес оценки данного критерия в общей сумме всех оценок представляет коэффициент относительной важности критерия
, (7.1)
где ƒ– количество экспертов.
(7.2)
Таким же образом по десятибалльной шкале эксперты дают оценку важности мероприятия Оijτ по каждому критерию, т.е. оценивают важность мероприятия Xi для достижения цели с точки зрения данного критерия Kj.
Удельный вес оценки мероприятия Сij в общей сумме всех оценок представляет коэффициент относительной важности мероприятия по критерию
. (7.3)
. (7.4)
. (7.5)
Общий коэффициент относительной важности мероприятия с учетом критериев:
(7.6)
Ранжирование мероприятий проводится по величине коэффициента Вi. Чем больше коэффициент, тем больше ранг. Мероприятию с высоким рангом присваивается порядковый номер 1.
Определение цели и выбор критериев, определение, оценка и ранжирование мероприятий, назначение очередности их рассмотрения представляют стратегию решения. Правильно выбранная стратегия с учетом обстановки и перспектив развития ожидаемых последствий позволяет направить всю работу в надлежащее русло.
Для получения всесторонне обоснованного и качественного решения необходимо разработать несколько вариантов решения и объективно оценить их преимущества и недостатки. Оценив преимущества и недостатки отдельных вариантов решения на основе ранее выбранных критериев и предварительного отбора наиболее приемлемых вариантов, организуют их коллективное обсуждение.
Только с учетом замечаний и предложений, которых будут получены в процессе этого обсуждения, выбирают наиболее рациональный вариант.
После определения стратегии решения, оценок обстановки и прогнозирования результатов устанавливают состав служб и работников, которых нужно привлечь к выполнению мероприятия. Перед каждым участником выполнения мероприятий ставят конкретные задачи с указанием: Что делать? Кому делать? Как, где, когда, с кем делать?
Задания
Задание 7.1
На занятии рассматривается фирма, уже знакомая по предыдущим заданиям, которая освоила выпуск выбранного вида продукции и имела определенное время устойчивый объем ее реализации.
Порядок проведения игры
Этап 1. Определение цели игры
Ведущий раскрывает содержание и порядок проведения игры, объявляет и поясняет ситуацию, возникшую на рынке сбыта строительной продукции, определяет возникшую проблему и поясняет цель игры – выработку решений по повышению конкурентоспособности фирмы.
Этап 2. Выбор и оценка критериев конкурентоспособности фирмы
Все участники игры, за исключением ведущего, выбирают критерии конкурентоспособности фирмы. Каждому из них рекомендуется принимать одинаковое количество критериев (до 2–3).
Руководители из всех вариантов предложений в своих подгруппах выбирают один и передают в арбитраж, который, в свою очередь, из всех предложений и своих представлений выбирает один вариант, единый для всех участников игры. Этот вариант представляется участникам для оценки их важности.
Критерии оценивают в пределах каждой подгруппы по методу, описанному выше. Для оценки критериев составляют табл. 7.1.
Таблица 7.1 – Оценка критериев конкурентоспособности фирмы (подгруппа 1)
Критерии | Оценки | Удельный вес | |
индивидуальные | средние | ||
Объем сбыта продукции | 7,8,6,5,4,6,9 | 6,43 | 0,43 |
Прибыль от реализации продукции | 8,9,8,10,7,8,9 | 8,43 | 0,57 |
Итого | 14,86 | 1,00 |
Этап 3. Составление перечня мероприятий, необходимых для повышения конкурентоспособности фирмы
Все участники игры составляют перечень мероприятий, которые, по их мнению, необходимо выполнить для повышения конкурентоспособности фирмы.
В целях экономии игрового времени и упрощения обработки экспертных оценок каждому участнику рекомендуется выделить одинаковое количество мероприятий (до 5 – 8).
Главное требование при составлении перечня мероприятий – высказывание самостоятельного мнения без согласования с другими участниками, только на основе своих знаний и убеждений.
Руководители совместно со своими исполнителями в подгруппах анализируют предложения по перечню мероприятий, выбирают лучшее, корректируют его с учетом положительных сторон других вариантов и своих представлений.
Разработанный таким образом единый по подгруппе перечень мероприятий утверждает руководитель и передает исполнителям для экспертной оценки важности мероприятий.
Этап 4. Оценка мероприятий по критериям
Исполнители индивидуально, на основе личного мнения, оценивают по десятибалльной шкале выделенные задачи по каждому критерию. Для чего составляют табл. 7.2.
Таблица 7.2 – Оценка мероприятий по критериям (подгруппа 1)
Мероприятия (направление деятельности) | Критерий 1 | Критерии 2 | ||
средняя оценка | удельный вес | средняя оценка | удельный вес | |
1. Повышение потребительских свойств коттеджей | 8,52 | 0,21 | 8,11 | 0,21 |
2. Уменьшение цены коттеджей за счет снижения издержек | 9,35 | 0,23 | 9,80 | 0,25 |
3. Увеличение состава и сроков послепродажного гарантийного обслуживания | 8,12 | 0,20 | 7,53 | 0,19 |
4. Расширение и совершенствование рекламы коттеджей | 7,82 | 0,19 | 7,51 | 0,19 |
5. Расширение и совершенствование работы по поднятию репутации фирмы | 6,95 | 0,17 | 6,24 | 0,16 |
Итого | 40,76 | 1,00 | 39,19 | 1,00 |
Заполненные таблицы передают руководителю. Для определения единого мнения всей подгруппы руководитель совместно с исполнителями анализирует предложенные оценки и находит средние из них.
При этом особое внимание нужно обращать на оценки одних и тех же мероприятий, значительно отличающихся друг от друга по величине.
Конфликтные ситуации, когда мнение одного исполнителя резко отличается от всех других, ликвидирует руководитель, имеющий право окончательного принятия решения в рамках своей подгруппы.
Этап 5. Расчет коэффициентов относительной важности и ранжирования мероприятий
После определения средних оценок исполнители рассчитывают коэффициенты относительной важности мероприятия по критериям, а затем итоговые коэффициенты (формулы (7.1 –7.6)).
Расчет ведется в табл. 7.3.
Руководитель по данным табл. 7.3 ранжирует мероприятия, выделяет первоочередные и окончательное решение со всеми сводными таблицами передает в арбитраж.
Таблица 7.3 – Ранжирование мероприятий (подгруппа 1)
Номер мероприятия | Критерии 1 | Критерии 2 | Коэффициент относит. важности | Ранг |
уд. вес 0,43 | уд. вес 0,57 | |||
0,21x0,43 = 0,090 | 0,21x0,57 = 0,120 | 0,210 | ||
0,23х0,43 = 0,099 | 0,25х0,57 = 0,143 | 0,242 | ||
0,20x0,43=0,086 | 0,19x0,57 = 0,108 | 0,194 | ||
0,19x0,43=0,082 | 0,19x0,57 = 0,108 | 0,190 | ||
0,17x0,43 = 0,073 | 0,16x0,57 = 0,091 | 0,164 |
Этап 6. Обсуждение предложений
После изучения представленных каждой подгруппой материалов арбитраж проводит обсуждение предложений. Прежде всего, заслушивают доклады руководителей подгрупп.
Доклад каждого руководителя длится не более 3–5 минут и содержит основные сведения о проделанной работе: выделенный первоочередной комплекс мероприятий и их ранги, обоснование необходимости мероприятий, подходы к организации их выполнения.
После выступления докладчику задают вопросы. Вопросы могут задавать все участники игры. Им же представляется возможность кратко высказать свое мнение и соображение.
Этап 7. Принятие окончательного решения
По результатам изучения представленных материалов, докладов руководителей и выступлений других участников арбитраж принимает окончательное решение. При этом проводится критический анализ содержания предложенных мероприятий, характеризуется четкость понимания проблемы и полнота представления цели, дается оценка работы каждой подгруппы в целом.
Лучше выполнила поставленную задачу та группа, у которой наибольшее количество предложений войдет в окончательной решение. Свои выводы арбитраж сообщает в виде короткого выступления, в котором перечисляет выбранные из множества важнейших по их мнению мероприятия (5 – 8) и обосновывает почему именно их они выбрали.
По результатам игры ведущий подводит итоги.
Например:
Состав участников:
Арбитраж – 3.
Исполнители – 6x2=12.
Руководители – 3.
Ведущий – 1.
ИТОГО 19 человек
Выбор арбитража и руководителей проводится с использованием оценок компетентности каждого из участников игры:
, (7.7)
где Кз – оценка степени знакомства участника с рассматриваемой проблемой, которую определяет он сам по шкале от 0,1 до 1;
Ка – оценка аргументации участника по проблеме, которую он сам определяет суммированием соответствующих числовых значений, приведенных в табл. 7.4
Таблица 7.4 – Шкала оценок источников аргументации
Источник аргументации | Степень влияния источника | ||
высокая | средняя | низкая | |
Произведенный теоретический анализ | 0,3 | 0,2 | 0,1 |
Производственный опыт | 0,5 | 0,4 | 0,2 |
Обобщение работ отечественных авторов | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
Обобщение работ зарубежных авторов | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
Личное знакомство с состоянием дел за рубежом | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
Оценка компетентности, рассчитанная одним из участников игры:
Ка = 0,2+0,4+0,05+0,05+0,05=0,75;
Кз = 0,5;
.
Эта оценка оказалась наибольшей и потому данный участник включается в состав арбитража.
По показателям оценок компетентности выбираются остальные члены арбитража и руководители подгрупп.
Оставшиеся участники игры распределяются по двум подгруппам.
Ход игры
Этап 1
Фирма за последние два года успешно реализовала коттеджи на рынке строительной продукции. Но в течение текущего года появились трудности в сбыте, усилилось влияние конкурентов.
Перед ней стала проблема повышения своей конкурентоспособности.
Цель игры – выработка решений по повышению конкурентоспособности фирмы, выпускающей на рынок коттеджи.
Этап 2
После индивидуального и группового отбора вариантов критериев конкурентоспособности фирмы, а также принятия арбитражем единого варианта, в подгруппах выполнить оценку этих критериев (табл. 7.1).
Этап 3
В подгруппах определить мероприятия, которые должны быть выполнены для повышения конкурентоспособности фирмы. Единый по подгруппе перечень мероприятий приведен в табл. 7.2.
Этап 4
Производится оценка мероприятий по критериям. Рассчитываются средние оценки и их удельные веса (табл. 7.2).
Этап 5
Рассчитываются коэффициенты относительной важности и выполняется ранжирование мероприятий (табл. 7.3).
Этапы 6 и 7
Производится обсуждение предложенных мероприятий. Арбитраж принимает окончательное решение.
Вопросы к практическому занятию
7.1. Какие критерии конкурентоспособности фирмы Вам известны?
7.2. Какие мероприятия повышают конкурентоспособность фирмы?
7.3. По каким критериям происходит оценка мероприятий?
7.4. Для чего проводится ранжирование мероприятий?
7.5. Для чего проводится обсуждение предложений?
7.6. Как происходит принятие окончательного решения?
7.7. Каковы функции руководителей групп?
Литература
[1, 3, 8].
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список основной литературы
1. Батяев, А. А. Справочник риэлтора [Текст] : справочное издание / А. А. Батяев. – Ростов н/Д. : Феникс, 2012. – 318 c.
2. Марченко, А. В. Экономика и управление недвижимостью [Текст] : учебное пособие / А. В. Марченко. – Ростов н/Д : Феникс, 2013.
3. Экономика и управление недвижимостью [Текст] : учебник для вузов / под общ. ред. П.Г. Грабового. М.: АСВ, 2014.
Список дополнительной литературы
4. ГОСТ 2.105-95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. [Текст]. – М. : Изд-во стандартов, 1995.
5. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографические описание. [Текст]. – М. : Изд-во стандартов, 2004.
6. Гражданско-правовые документы для оформления сделок с недвижимостью. [Текст] : второе издание, дополненное и переработанное / под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. – М.: Изд. Тихомирова М. Ю., 2005.
7. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] : учебник / М. Мескон. – М. : Дело, 2004.
8. Небритов, Б. Н. Маркетинговые исследования на предприятии строительства [Текст] : учебное пособие / Б. Н. Небритов. – Ростов н/Д. : Рост. Гос. Строит. Ун-т, 2003. – 84 с.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическим занятиям по дисциплине
«Современные особенности риэлтерской деятельности»
для направления подготовки 08.04.01 «Строительство»
Составитель: к.э.н., доцент Таран С. А.
Редактор:
Подписано в печать Формат 60х84 1/16. Бумага газетная Печать офсетная. Усл. п. л. – 3,3 Уч.-изд. л. – 3 Тираж 50 экз. Заказ № 355028, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2 |