Разработка и производство конкурентных товаров

1. Особенности международного маркетинга состоят в том, что его орга­низация и методы проведения должны учитывать широкий спектр фак­торов:

• независимость государства;

• национальные валютные системы;

• национальное законодательство;

• экономическую политику государства;

• языковые, культурные, религиозные, бытовые и прочие особенности.

Это означает, что международный маркетинг значительнее и шире на­ционального.

К особенностям маркетинга на зарубежных рынках относят:

Во-первых, исследование внешних рынков, их возможностей. При этом возникает необходимость в создании предприятиями-экспортерами со­ответствующих исследовательских подразделений и (или) поиск по стра­не, куда осуществляется (или будет ориентирован) экспорт, специали­зированных фирм-консультантов, представляющих за плату информацию о товарных рынках.

2. Во-вторых, для эффективной деятельности на внешних рынках необхо­димо более тщательно соблюдать принципы маркетинга, чем на внут­реннем рынке. Внешние рынки диктуют высокие требования к предлага­емым на их рынках товарам, их сервису, рекламе и т. д. Это объясняется острой конкуренцией, преобладанием "рынка покупателей", то есть за­метным превышением предложения над спросом.

3. В-третьих, на внешнем рынке необходимо сделать правильный выбор и эффективно использовать следующие маркетинговые методы:

• поддерживать связь с зарубежными покупателями прямо или через аген­тские фирмы;

• продавать непосредственно товары или право на их производство; }/ участвовать в торгах самостоятельно или в составе консорциумов;

• использовать лизинг (сдачу товара в аренду) или ограничиться прода­жей товаров.

Указанные и многие другие формы экспорта применяют, учитывая конъ­юнктуру и прогнозы развития рынков, сложившуюся на них практику, характер экспортируемых товаров.

В-четвертых, следование требованиям мирового рынка (а точнее, потреб­ностям покупателей) означает не только необходимость соблюдения при­нятых на нем условий сбыта товаров. Решающее значение имеют разра­ботка и производство таких экспортных товаров, которые после выхода на рынок отличались бы высокой конкурентоспособностью долгое время.

Вопрос 131. Причины выхода предприятий на международный рынок

Выход на международный рынок и расширение торговых связей с зару­бежными партнерами диктуется следующим:

• развитие внутреннего рынка (насыщение товарами; усиление конку­ренции; возрастание зависимости от посреднической торговли; рост сборов, связанных с защитой окружающей среды; трудности соблюде­ния внутреннего законодательства);

• активность зарубежных конкурентов на внутреннем рынке вынуждает искать новые сферы деятельности;

• преодоление зависимости от внутреннего рынка, сезонных колебаний спроса и "рассеивания" риска путем внедрения на иностранные рынки;

• максимальность имеющихся и дополнительно создаваемых мощностей;

• снижение затрат на заработную плату, сырье, транспорт; уменьшение налоговых выплат;

• использование в качестве поддержки государства производителя, выб­ранного для международного сотрудничества;

• повышение эффективности сбытовой деятельности путем укрепления рыночных позиций, например на основе создания отделений, филиа­лов, дочерних предприятий; расширения сети сервисных пунктов;

• компенсация колебаний валютного курса путем организации частично­го производства и сбыта в соответствующей валюте;

• получение доступа к "ноу-хау" посредством выхода на определенные зарубежные рынки, например в форме партнерства с инофирмой;

• избежание тарифов и административных ограничений по импорту с помощью сотрудничества с зарубежными фирмами;

• обеспечение долгосрочного сбыта и экономического роста;

• снижение общего риска производства путем увеличения объема про­дукции в натуральном выражении, часть которой производится на сво­их зарубежных подразделениях (фирмах);

• налаживание производства отдельных изделий или комплектующих к ним за рубежом и занятие высококвалифицированных кадров для ре­шения более сложных задач в своей стране;

• стабилизация или расширение сферы ценовой политики.

Вопрос 132. Мотивы и этапы интернационализации

Мотивы интернационализации

Этапы интернационализации

1. Мотивы интернационализации для разных стран могут иметь различные толкования:

• максимально использовать имеющиеся производственные мощности;

• приобрести статус экспортера в своей стране;

• ожидание экономического кризиса в своей стране;

• возможность усиления финансового положения за счет экспорта для модернизации производства;

• возможность получения иностранной валюты;

• стремление обеспечить преимущества перед конкурентами в своей стране;

• обеспечить более высокую рентабельность оборота на зарубежных рын­ках;

• стремление получить ценное "ноу-хау";

• избежание сильной конкуренции в своей стране.

2. Приспособление фирм к внешним условиям предполагает осознание процесса интернационализации, его особенностей и этапов.

Этапы интернационализации:

• местная стадия развития характеризуется производством местного мас­штаба;

• начальная стадия интернационализации отличается наличием контак­тов за рубежом через зарубежных дилеров и агентов;

• стадия развития характеризуется широкими контактами с зарубежны­ми контрагентами до создания производственного предприятия за ру­бежом;

• стадия роста предполагает создание производственных предприятий за рубежом, которые расположены не более чем в шести странах;

• многонациональная стадия интернационализации предполагает наличие производственных предприятий более чем в шести странах мира (дан­ная стадия характерна для транснациональных корпораций).

Наши рекомендации