Вопрос 8. Понятие рынка и его роль в хозяйственном механизме общества
1. Три понятия рынка
2. История возникновения рынка
1. Понятие "маркетинг" произошло от английского слова "таг1се("- рынок.
Под рынком понимают:
• место для торговли;
• сферу товарно-денежного обращения как результат столкновения и согласования интересов производителей и потребителей;
• совокупность экономических отношений между субъектами товарного оборота.
Условия возникновения рынка:
• общественное разделение труда;
• товарный характер общественного производства.
2. Рынок как социально-экономическое явление возник примерно в VII в. До н. э. Его появление обусловлено общественным разделением труда, формированием частной собственности и товарного производства. Как только люди стали специализироваться на отдельных видах деятельности, воз-1% никла объективная необходимость в обмене продуктами их труда, то есть рынке как совокупности отношений между производителями и ^потребителями.
На начальной стадии рынок имел примитивно простую практику и осуществлялся посредством натурального обмена и лишь с появлением денег - товарно-денежного обмена.
Вопрос 9. Составные элементы рынка и их взаимосвязи
1.» Сформировавшаяся модель рынка состоит из трех элементов:
• спрос;
• Предложение;
• цена.
Под спросом понимают:
• платежеспособную потребность в товарах и услугах;
• часть общественных потребностей, которая представлена на рынке.
Спрос можно различать как неудовлетворенный» реализованный и действительный, причем действительный спрос равен сумме неудовлетворенного и реализованного.
2. Товарное предложение - набор продуктов, которые подлежат продаже, находятся на рынке или могут быть доставлены на него.
Источники формирования товарного предложения.
• собственное производство;
• система заготовок;
• запасы товара;
• импорт товаров;
• реэкспорт товаров.
3. Цена товара является денежным выражением его стоимости.
Стоимость-.^вщеетвйеннйй в-товаре общеётвенно необходммйй |р»у;|
товаропроизводителя. ' л; . О " ^ * -• *Ь,
^^./^..^брм.рбщ^с^^й^Т^^Т,-'^^1^^^. экономические законы определения ^елич^ныстоимости рпре,деле^в6го товара, согласно котррым он обменивается в зависимости от спроса и предложения.
Вопрос 10. Закон спроса и предложения, его действие
1. Рынок функционирует в соответствии со своими стцад&ишми, не завн? , сяшими от воли людей законами спроса и предложения.
• Сущность закона спроса и предложения состоит в установлении ними динамического равэдмдеия. Как показала практика* в ство в это равновесие путрр административного волеизъявления негативные последствия для экономики.
2. Основное требование закона стоимости заключается в том, чтобы обмен товаров осуществлялся на основе общественно, необходимых затрат труда и времени на их производство. Какие затраты общественно необходимы, а какие -нет, определяет только рынок в ходе взаимодействия на нем производителей и потребителей того или йнрго товара.
Если покупатель на рынке купил данный товар по определенной цене, значит он признал его полезность и, следовательно, признал необходимость определенного времени и труда, за^а^шШ на производства данного товара. В таком случае товар приобрел стоимость!
Вопрос 11. Действие закона спроса. Неценовые факторы спроса
Аргументы, объясняющие действие закона спроса