Вопрос 2 Исторический очерк развития маркетинга в зарубежных странах

Зарождение теории маркетинга;

Дальнейшее развитие маркетинга.

1. Теория маркетинга как. реакция на обострение проблемы реализации

товаров зародилась в США на рубеже XIX и XX вв. и в начале XX в. выделилась в обособленную специальную дисциплину.

2. Ошибочность трактовки маркетинга как теории сбыта и рекламы выя­вил кризис 1929 - 1933 гг., после которого взгляд на маркетинг изме­нился и приобрел более широкий и комплексный характер.

Важным рубежом в истории теории маркетинга стали 50-е гг., в которые произошло ее слияние с теорией управления. Началось массовое практическое использование маркетинга, в частности, при коренной перестройке организационных структур таких крупных американских компаний, как "Дженерал Электрик", "Дженерал Фудз", "Макдональдс", "Проктер энд Гембел", "Жилетт" и др. Затем маркетинг получил широ­кое распространение в Японии и странах Западной Европы.

В 50 - 60-е гг. стратегия маркетинга исходила из изобилия сырьевых, энергетических и других природных ресурсов.

В 70 - 80-е гг. центральное место заняли проблемы издержек, экономии энергии, охраны окружающей среды.

Вопрос 3. Принципы и цели маркетинга

1. Главная цель и задачи предпринимательства

2. Основные задачи маркетинга

1.Принципымаркетинга:

• максимальное удовлетворение рыночных потребностей;

• максимальная прибыль;

• концентрация усилий всех подразделений на достижение единой цели;

• учет и рациональное использование ресурсов.

2. Цели маркетинга должны совпадать с целями фирмы, роднимая ее пре­стиж и усиливая позиции на рынке.

Цели маркетинга отражены в его принципах.

Цели маркетинга можно классифицировать на качественные и количе­ственные.

К качественным целям относятся:

• внедрение на рынок труда и расширение его границ, содействие росту занятости населения;

• поддержка социальных программ;

• стимулирование хозяйственной конъюнктуры в своей стране и в эконо­мике стран, импортирующих выпускаемую продукцию.

Количественные цели:

• достижение максимального объема прибыли;

• достижение максимального объема продаж в натуральных и денежных единицах;

• повышение производительности труда в расчете на одного работника;

• увеличение доли рынка.

Вопрос 4. Задачи маркетинга

1. Главная цель и задача предпринимательства

2. Основные задачи маркетинга

1. Главная цель предпринимателя в условиях рыночной экономики - до­биться максимальной прибыли от своего дела, рентабельности работы предприятия.

Но чтобы обеспечить высокую рентабельность предприятия, необходи­мо продавать продукцию с достаточной выгодой. Для этого требуется производить не то, что желательно или возможно сделать, а то, что найдет покупателя, готового заплатить соответствующую цену.

Таким образом, основной задачей предпринимателя является не продажа уже произведенной продукции, а производство такой продукции, кото­рую будут покупать.

2. Маркетинг нацелен на решение следующих практических задач:

• обоснование необходимости производства той или иной продукции посредством работы соответствующих организаций НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);

• координация и планирование производственной, сбытовой и финансо­вой деятельности предприятия;

• совершенствование методов и способов реализации продукции;

• регулирование и при необходимости - перестройка всей деятельности фирмы.

Вопрос 5. Виды маркетинга

Факторы по которым различают задачи маркетинга

Сводная таблица видов маркетинга в зависимости от состояния спроса

Виды маркетинга в зависимости от степени охвата рынка

Прочие виды маркетинга

1. Задачи маркетинга различаются в зависимости от следующих факторов:

• сложившаяся ситуация на рынке как в целом, так и в отдельных его секторах с точки зрения географического и демографического распре­деления;

• динамика уровня спроса на тот или иной товар.

2. В зависимости от соотношения фактического и желаемого спроса выде­ляют следующие виды маркетинга:

Состояние спроса Виды маркетинга и его задачи
1. Большинство людей считают данный товар вредным, на рынке сложился "негативный" спрос на товар   1. Л?0#&ф&/0мУб/#ма'/ж'е/г7//л'с'. Устанавливает, почему покупатели испытывают неприязнь к товару и можно ли изменить это отношение путем переделки товара, снижения цен или более активного стимулирования сбыта  
2. Отсутствие спроса 2. От/л/цп//?'*?//?*/* ' лл&мге/ямуг. Создает спрос через увязку потребительских свойств товара с потребностями людей или через формирование условий для зарождения спроса  
3. "Скрытый" спрос (спрос на несуществующие товары) 3. /&?0&&м?/4х/#с9ллф'л:ел7а'Л'г. Оценивает величину потенциального спроса и создает соответствующие спросу товары  
4. Падающий спрос   4. /&/арже/я#л?. Препятствует тенденции падения спроса путём изменения товарного предложения, улучшения обслуживания, активизации стимулирования спроса  
5."Нерегулярный" (колеблющийся) спрос 5. С0ларжар*&У7лн?. Изыскивает способы сглаживания колебаний спроса с помощью гибких цен, системы скидок, стабильного товарного предложения  
6. "Полноценный" спрос 6. ЛЙ!^фгж^я^4$^.лИ2^^и^ Поддерживает существующий спрос  
7. "Чрезмерный" спрос 1 . Д!мл1рлгвуг0л1?. Снижает уровень спроса  
8. "Нерациональный" спрос 8, Лмгащакаигялг. Убеждает покупателя отказаться от вредных привычек путем антирекламы, повышения цен, ухудшения обслуживания


3. В зависимости от степени охвата рынка маркетинг делят на:

• микромаркетинг - деятельность по маркетингу в рамках одной фирмы или одной товарной группы;

• макромаркетинг - деятельность по маркетингу, которая охватывает ши­рокий ассортимент товаров и услуг в рамках крупных отраслей, а также страны в целом, то есть в глобальном масштабе.

4. Кроме того, выделяют иные виды маркетинга:

• мерчендайзер - организация розничной торговли;

• бихевиоризм - изучение покупательского поведения;

• консъюмеризм - изучение качества и уровня потребления у разных групп людей; разработка защиты прав потребителей.

Наши рекомендации