Вопрос 2 Исторический очерк развития маркетинга в зарубежных странах
Зарождение теории маркетинга;
Дальнейшее развитие маркетинга.
1. Теория маркетинга как. реакция на обострение проблемы реализации
товаров зародилась в США на рубеже XIX и XX вв. и в начале XX в. выделилась в обособленную специальную дисциплину.
2. Ошибочность трактовки маркетинга как теории сбыта и рекламы выявил кризис 1929 - 1933 гг., после которого взгляд на маркетинг изменился и приобрел более широкий и комплексный характер.
Важным рубежом в истории теории маркетинга стали 50-е гг., в которые произошло ее слияние с теорией управления. Началось массовое практическое использование маркетинга, в частности, при коренной перестройке организационных структур таких крупных американских компаний, как "Дженерал Электрик", "Дженерал Фудз", "Макдональдс", "Проктер энд Гембел", "Жилетт" и др. Затем маркетинг получил широкое распространение в Японии и странах Западной Европы.
В 50 - 60-е гг. стратегия маркетинга исходила из изобилия сырьевых, энергетических и других природных ресурсов.
В 70 - 80-е гг. центральное место заняли проблемы издержек, экономии энергии, охраны окружающей среды.
Вопрос 3. Принципы и цели маркетинга
1. Главная цель и задачи предпринимательства
2. Основные задачи маркетинга
1.Принципымаркетинга:
• максимальное удовлетворение рыночных потребностей;
• максимальная прибыль;
• концентрация усилий всех подразделений на достижение единой цели;
• учет и рациональное использование ресурсов.
2. Цели маркетинга должны совпадать с целями фирмы, роднимая ее престиж и усиливая позиции на рынке.
Цели маркетинга отражены в его принципах.
Цели маркетинга можно классифицировать на качественные и количественные.
К качественным целям относятся:
• внедрение на рынок труда и расширение его границ, содействие росту занятости населения;
• поддержка социальных программ;
• стимулирование хозяйственной конъюнктуры в своей стране и в экономике стран, импортирующих выпускаемую продукцию.
Количественные цели:
• достижение максимального объема прибыли;
• достижение максимального объема продаж в натуральных и денежных единицах;
• повышение производительности труда в расчете на одного работника;
• увеличение доли рынка.
Вопрос 4. Задачи маркетинга
1. Главная цель и задача предпринимательства
2. Основные задачи маркетинга
1. Главная цель предпринимателя в условиях рыночной экономики - добиться максимальной прибыли от своего дела, рентабельности работы предприятия.
Но чтобы обеспечить высокую рентабельность предприятия, необходимо продавать продукцию с достаточной выгодой. Для этого требуется производить не то, что желательно или возможно сделать, а то, что найдет покупателя, готового заплатить соответствующую цену.
Таким образом, основной задачей предпринимателя является не продажа уже произведенной продукции, а производство такой продукции, которую будут покупать.
2. Маркетинг нацелен на решение следующих практических задач:
• обоснование необходимости производства той или иной продукции посредством работы соответствующих организаций НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);
• координация и планирование производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия;
• совершенствование методов и способов реализации продукции;
• регулирование и при необходимости - перестройка всей деятельности фирмы.
Вопрос 5. Виды маркетинга
Факторы по которым различают задачи маркетинга
Сводная таблица видов маркетинга в зависимости от состояния спроса
Виды маркетинга в зависимости от степени охвата рынка
Прочие виды маркетинга
1. Задачи маркетинга различаются в зависимости от следующих факторов:
• сложившаяся ситуация на рынке как в целом, так и в отдельных его секторах с точки зрения географического и демографического распределения;
• динамика уровня спроса на тот или иной товар.
2. В зависимости от соотношения фактического и желаемого спроса выделяют следующие виды маркетинга:
Состояние спроса | Виды маркетинга и его задачи |
1. Большинство людей считают данный товар вредным, на рынке сложился "негативный" спрос на товар | 1. Л?0#&ф&/0мУб/#ма'/ж'е/г7//л'с'. Устанавливает, почему покупатели испытывают неприязнь к товару и можно ли изменить это отношение путем переделки товара, снижения цен или более активного стимулирования сбыта |
2. Отсутствие спроса | 2. От/л/цп//?'*?//?*/* ' лл&мге/ямуг. Создает спрос через увязку потребительских свойств товара с потребностями людей или через формирование условий для зарождения спроса |
3. "Скрытый" спрос (спрос на несуществующие товары) | 3. /&?0&&м?/4х/#с9ллф'л:ел7а'Л'г. Оценивает величину потенциального спроса и создает соответствующие спросу товары |
4. Падающий спрос | 4. /&/арже/я#л?. Препятствует тенденции падения спроса путём изменения товарного предложения, улучшения обслуживания, активизации стимулирования спроса |
5."Нерегулярный" (колеблющийся) спрос | 5. С0ларжар*&У7лн?. Изыскивает способы сглаживания колебаний спроса с помощью гибких цен, системы скидок, стабильного товарного предложения |
6. "Полноценный" спрос | 6. ЛЙ!^фгж^я^4$^.лИ2^^и^ Поддерживает существующий спрос |
7. "Чрезмерный" спрос | 1 . Д!мл1рлгвуг0л1?. Снижает уровень спроса |
8. "Нерациональный" спрос | 8, Лмгащакаигялг. Убеждает покупателя отказаться от вредных привычек путем антирекламы, повышения цен, ухудшения обслуживания |
3. В зависимости от степени охвата рынка маркетинг делят на:
• микромаркетинг - деятельность по маркетингу в рамках одной фирмы или одной товарной группы;
• макромаркетинг - деятельность по маркетингу, которая охватывает широкий ассортимент товаров и услуг в рамках крупных отраслей, а также страны в целом, то есть в глобальном масштабе.
4. Кроме того, выделяют иные виды маркетинга:
• мерчендайзер - организация розничной торговли;
• бихевиоризм - изучение покупательского поведения;
• консъюмеризм - изучение качества и уровня потребления у разных групп людей; разработка защиты прав потребителей.