Существует методологическая путаница.
Сэм Блэк, определяет PR как «искусство и науку достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информации».
Британский институт связей с общественностью (IPR) определяет PR как «постоянные планируемые усилия по формированию и развитию взаимопонимания между организацией и ее общественностью»
Еще один распространенный взгляд на паблик рилейшнз, как на функцию управления (функцию менеджмента) распространен в бизнесе и в теории менеджмента.
Итак, наука, искусство, усилия, функция управления.
(Онтология о том, как сложить из разрозненных кубиков готового знания целую непротиворечивую башню познания. Чтобы потом в ней жить.)
Гносеология о том, что именно и на каких основаниях можно назвать кирпичиком знания. Какие из кирпичиков достаточно крепки, чтобы из них можно было что-то строить.
С точки зрения Шишкиной, общее онтологическое основание у этих феноменов – это деятельностная основа, так как в самом общем виде связи с общественностью существуют как деятельность. Принципиальная позиция Шишкиной состоит в признании этого статуса исходным, базисным, но не единственным и однозначным. Она видит перспективу существования PR в статусе социального института.
Основная гносеологическая проблема паблик рилейшнз, дающая основания для методологической путаницы - лежит в недостаточно четком понимании разницы между собственно паблик рилейшнз как деятельности и профессиональной рефлексии этой деятельности, постепенно приобретающей статус науки.
И если отделить PR, как совокупность социальных практик, от Изучения сферы связей с общественностью, предметом которой выступает PR-практика. То тогда, в первом случае, мы имеем дело с PR-деятельностью, или собственно с паблик рилейшнз, а во втором — с PR-рефлексией, или с наукой о связях с общественностью. Наука о паблик рилейшнз – пиарология.
Основные характеристики науки о связях с общественностью заключаются в следующем:
Во-первых, формирующаяся наука, находится на начальном этапе своего становления.
Во-вторых, это социальная наука, т.е. научная дисциплина, изучающая общество.
В-третьих, пиарология является информационно-коммуникативной дисциплиной.
В-четвертых, пиарология является социальной наукой прикладной ориентации. Т.е она ориентирована на практику
В-пятых, это комплексная, интегративная отрасль знания, возникшая на стыке множества фундаментальных и прикладных дисциплин (теория коммуникации, теории менеджмента, психологии, социологии, политической науки).
Функции PR:
Шишкина считает, что всевозможные функции, выделяемые другими исследователями, возможно объединить в единую классификацию. Она делит функции на гносеологические и социологические.
Гносеологические характеризуют PR как явление, способное отражать природную и социальную реальность, а также объекты идеальной природы.
Социологические функции связаны со способами включения изучаемого объекта в социальную систему, его ролями как социального института во взаимодействии с другими институтами и социальными действиями как духовно-практического образования.
Если гносеологические функции проистекают из возможностей PR отражать разного рода объекты, затрагивающие общественные, публичные интересы, то социологические определяются его объективацией в системе общественных отношений (в частности, социальные роли и стандартизованные, нормативно определяемые социальные действия PR).
Гносеологические функции разделяются на функцию конструирования публичного дискурса и познавательную функцию.
· Функция конструирования публичного дискурса — производство исходного или трансформация существующего представления целевой общественности о некотором предмете.
· Смысл познавательной функции PR состоит в том, что он способен выступать в качестве источника, средства и способа социального познания.
Социологические функции можно разделить на три основные группы:
1. Адаптирующие
Сюда включены социальные роли, выполняемые PR при воздействии на субъекты, для формирования их социальных качеств, привития им общественных норм и правил. Это функции, которые помогают субъектам адаптироваться в соответствующей среде. Т.е функции воспитания и социализации.
2. Функции культурной трансформации
Заключаются в способности PR выступать в качестве одного из механизмов изменения социальных норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры.
3. Функции социорегуляции
Состоит из компонентов, позволяющих связям с общественностью выступать в качестве активного участника социально-политических и управленческих процессов. Три составляющих: информационная функция, целеполагающая функция и группа управленческих функций.
· Информационная функция PR заключается в том, что он выступает в роли источника социальной информации для субъектов публичного пространства.
· Посредством функции социального целеполагания исследуемый феномен участвует в формировании содержательной стороны политики и управления.
· Группа управленческих функций состоит из регулятивной, консультативной, директивной, контрольной, защитной и номенклатурной функций
§ Регулятивная функция оказывает «мягкое» воздействие на характер отношений между социальными субъектами, среди которых отдельные индивиды, общности и социальные институты. Кроме того, PR участвует в регуляции экономических, политических, социальных и других видов общественных отношений.
§ Консультативная функция заключается в том, что PR-коммуникации могут выступать ориентиром для субъектов управления различного уровня
§ Контрольная функция PR реализуется посредством угрозы публичного разоблачения девиантных проявлений в социальной системе.
§ Защитная функция PR - достоянием публичного пространства становятся аргументы, способные ограничить возможности преследования отдельных лиц или институциональных образований.
§ Предписывающая (директивная) функция заключается в выполнении PR роли прямого субъекта властных отношений, когда механизмы паблик рилейшнз направлены на отдачу « распоряжений» формальным институтам власти и управления, указания им путей и способов ведения политики и решения конкретных проблем.
§ Номенклатурная функция PR — это его роль в формировании политической и управленческой номенклатуры, т.е. персонального состава соответствующих элит. В этой функции связи с общественностью способствуют поиску, селекции, кадровой мобильности конкретных персоналий в политической и управленческой сфере. Эта же функция отвечает за их замену, уход с политической арены.