PR: происхождение, онтологические характеристики, функции.
PR (по Шишкиной) - управленческая коммуникативная рыночная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на формирование эффективной системы публичных коммуникаций социального субъекта, обеспечивающей оптимизацию его взаимодействий со значимыми сегментами социальной среды (с его общественностью}.
Происхождение: (Источник Ф.Буари «Паблик Рилейшнз, или Стратегия доверия»)
США - 1850 года. Золотой век бизнеса. Паблик рилейшнз стали ответом на социальную и экономическую потребность, на запросы нового мира, который формировался со всевозрастающим ускорением.
Работа пропагандистов и пресс-агентов:
Большинство пресс-агентов составляли бывшие журналисты, для которых эта деятельность, называвшаяся «паблисити» была новой, более высокой, ступенью карьерной лестницы. Они начинали зарабатывать больше, открывали свои бюро в больших городах, общались с влиятельными людьми
1)Сэмуэл Адамс, который «спланировал» получение народной поддержки, используя для этого лозунги, зрелищные акции, манипулирование символами.
2) Адъютант Джорджа Вашингтона Александр Гамильтон —посредством настоящих кампаний в прессе сумел навязать общественному мнению федеральную конституцию.
Эффективность пресс-агентов, работающих в интересах политических деятелей, привлекла внимание представителей других областей деятельности.
Два кризисы — 1873 и 1884 гг. Новый кризис 1907 г. «Эпоха разгребателей грязи»: с 1900 по 1917 г. журналисты и писатели, выражая критические настроения своих читателей, разоблачали крупные промышленные компании и описывали тяжелые условия жизни рабочего класса.
Пригвожденные к позорному столбу «капитаны большого бизнеса» сначала прибегли к помощи рекламы, а затем обратились к услугам пресс-агентов, чтобы попытаться ответить на волну враждебности, поднявшуюся против них.
Пресс-агенты объединились и открыли агентства по продаже своих услуг деловому миру, озабоченному враждебными кампаниями в прессе. Так, в 1900 г. в Бостоне была создана первая структура по организации сотрудничества с прессой. Это было агентство «Паблисити бюро» Джорджа В.С. Миказлиса, Герберта Смола и Томаса О. Марвина.
Такие агентства — предтечи современных структур паблик рилейшнз — характеризовались следующим: их деятельность в области РR совмещалась с рекламой, ничем от последней не отличаясь, и о паблик рилейшнз в те времена вообще не говорили. Агентства осваивали территорию стратегии защиты интересов компании.
Айви Ли, считается отцом паблик рилейшнз. Он выдвинул свою концепцию роли пресс-агента: никаких секретов, никакой связи с рекламой, обязательность предоставления правдивой информации, учет интересов общественности. Его заявление было опубликовано в прессе.
Впервые был обозначен поворот, который превратит «паблисити» в «паблик рилейшнз»:
РR отделяется от рекламы, и, главное, формулируется их основополагающий принцип — необходимость учитывать «интересы общественности».
Сооснователь американских паблик рилейшнз Теодор Н. Вейл. В 1907 г. он основал бюро рекламаций для абонентов своей компании. В 1909 г. В 1913 г. он утверждал: «Мы заметили, что наши интересы соблюдаются тем лучше, чем активнее, в свою очередь, мы служим интересам общественности. И мы смогли достичь удовлетворительных результатов, потому что управляли своим бизнесом в соответствии с этим принципом.
1917 год. Создание президентом Вильсоном Комитета общественной информации, цель которого — вывести Америку из изоляции.
1919 год. Создание «Айви Ли и партнеры» и Совета по вопросам организации и паблисити.
1927 год. Бывший журналист Джон В. Хилл создает в Кливленде агентство.
В 1913 г. Эдвард Л. Бернейз публикует первую книгу, посвященную паблик рилейшнз, под названием «Кристаллизация общественного мнения» и открывает в Университете Нью-Йорка первую учебную кафедру паблик рилейшнз. В 1917 г. этим проблемам было посвящено уже 18 книг.
В 1922 г. Уолтер Липпман публикует книгу «Общественное мнение».
В 1924 г. группа американских специалистов прибыла в Париж, чтобы создать там агентство.
Историческое развитие паблик рилейшнз по-американски схематически может быть представлено в виде трех основных периодов: пропаганда (пресс-агенты), защита промышленности (пере ход под влиянием Айви Ли от использования пресс-агентов к собственно паблик рилейшнз), атака на общественное мнение, предпринимаемая с целью «очаровать» его (демонстрация доброй воли компании).
Развитие РR во Франции и в Европе происходило в период реализации плана Маршалла на разрушенном войной континенте, в условиях уничтоженной экономики, служа разоренной промышленности. В результате, главы французских компаний начали очень быстро убеждаться в том, что мир меняется, что «окружающие» влияют на перемены в образе мыслей и смену теорий, и что нет ничего более полезного и срочного, чем формирование исследовательских групп и комиссий для обсуждения возникающих проблем.
Таким образом, после Освобождения в западных индустриально развитых странах под влиянием плана Маршалла создаются «Центры производительности», которые становятся местом встречи многих ответственных лиц. Именно там, в 1945—1950 гг. осуществляется обмен многочисленными продуктивными идеями.
Под решающим воздействием Люсьена Матра - основатель Европейского центра паблик рилейшнз, - создана европейская теория РR . Именно Л. Матра стал автором международного, т. н. Афинского кодекса профессиональной этики.
Онтологический статус PR:(источник: М.А. Шишкина «Паблик рилейшнз в системе социального управления»)