Сетевой этикет и самопрезентация в интернет-коммуникации.
Сетевой этикет или (сетикет, нетикет — неологизм, является слиянием слов «сеть» (англ. net) и «этикет») — правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство. Это понятие появилось в середине 80-х годов XX века в эхоконференциях сети FIDO (Сеть Фидо (Фидонет) – это всемирная некоммерческая любительская компьютерная сеть.) Некоторые из правил сетевого этикета присутствуют в RFC 1855 (RFC (Request for Comments) — документ из серии пронумерованных информационных документов Интернета, охватывающих технические спецификации и Стандарты, широко используемые во Всемирной сети).
Сетевой этикет - это несложные правила, которые придумали люди, много общающиеся друг с другом через интернет. Он нужен для того, чтобы всем - и опытным пользователям, и новичкам было в равной мере комфортно общаться между собой. Большинство правил не носит никакого специального характера, а просто представляет собой повторение правил хорошего тона, принятых в обществе в целом. Эти правила - всего лишь пожелания. Но поскольку мы все - сообщество, соблюдение этих правил поднимет Ваш авторитет, и Вы привлечете к себе внимание как приятный и интересный собеседник.
Правила этикета не являются всеобщими и жестко установленными — в разных сообществах они могут значительно различаться. Так как основная цель этикета состоит в том, чтобы не затруднять общение в сообществе, правила могут устанавливаться исходя из целей сообщества, принятого стиля общения, технических ограничений, и т. д. Некоторые правила записаны, и даже оформляются в виде формального устава, а иногда и просто в виде списка, другие правила нигде не записаны, но известны большинству членов сообщества и строго соблюдаются. Чаще всего под явным нарушением этикета понимают оскорбления и переход на личности, злонамеренный отход от темы (офтопик), рекламу и саморекламу в не предназначенных для этого местах. Также вполне вероятно нарушением этикета могут оказаться клевета и иная злонамеренная дезинформация (обман) или плагиат.
В целом положения (рекомендации) этикета можно разделить на три категории:
Психологические, эмоциональные — обращаться на «ты» или на «вы», использовать ли смайлики и в каком количестве, указывать ли код города в телефонах, поддерживать новичков или игнорировать их вопросы, или посылать их сразу в FAQ, поиск и т. д.
Технические, оформительские — использование строк определённой длины, использование транслита, ограничения на размер сообщения или подписи, допустимость расширенного форматирования (выделение жирным, курсивом, цветом, фоном, рамками и т. п.), допустимость написания сообщений с заглавными буквами и т. д.
Административные — правила именования (заголовки) тем, правила цитирования, допустимость рекламы, допустимость флейма, собственно необходимость придерживаться тематики сообщества и т. д.
Люди, привыкшие к правилам одного сетевого сообщества, могут невольно нарушить правила другого. Поэтому практически во всех интернет-сообществах требуют ознакомиться с правилами и выразить своё формальное согласие на их соблюдение.
Хороший тон
* Изучение традиций
Перед тем, как становиться активным участником сетевого сообщества, желательно в течение определённого времени посещать его, оставляя минимум собственных комментариев, чтобы привыкнуть к правилам сообщества, а также узнать о некоторых его традициях.
* Оформление сообщений
Старайтесь делать свои записи удобными для чтения. Если запись трудно прочитать, её скорее всего либо проигнорируют, либо отнесутся к ней отрицательно.
Обращение на «ты» или «Вы»
В некоторых сетевых сообществах принято обращение по умолчанию на определённое местоимение («ты» или «вы»), а другое местоимение нежелательно.
Моветон
Так же, как и правила хорошего тона, перечисленные ниже ситуации считаются неприемлемыми во всех сообществах. Существуют ресурсы, для которых нижестоящие явления в порядке вещей, или даже ресурсы, созданные для них. Но если нет явного разрешения на подобное поведение, от него лучше воздержаться.
* Привлечение к себе внимания (Во многих сообществах не поощряется написание сообщений, имеющих единственную цель — привлечение внимания к своей персоне.)
* Игнор (Дурным тоном считается игнорирование корректного вопроса)
* Некорректный вопрос
* Флейм — это неожиданно возникшее бурное обсуждение, в развитие которого участники обычно забывают о первоначальной теме, переходят на личности и не могут остановиться.)
* Флуд - это сообщения в интернет-форумах и чатах, не несущие никакой полезной информации. Флуд распространяется как от нечего делать, так и с целью троллинга, например, из желания кому-то досадить.
* Спам - ообщения, присылаемые вам от неизвестных людей или организаций, которым вы не давали на это разрешения.
* Офтопик – это сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения.
* Хотликинг – это включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сервера.
* Оверквотинг – это избыточное цитирование; особенно неоправданные вложенные цитаты.
Самопрезентация в интернет – коммуникации
«Коммуникативная самопрезентация в Интернет-среде» осуществляется изучение особенностей коммуникации людей в Интернете. Важной чертой, определяющей динамичность самопрезентации в Интернет-общении, является комплекс индивидуально-личностных особенностей коммуникантов. Выделяются внешние и внутренние детерминанты степени динамичности образов самопредъявления. Внешними факторами в данном случае являются уникальные особенности коммуникации, обеспеченные техническими возможностями Интернета. Внутренними детерминантами явились индивидуально-личностные особенности коммуникантов. Виртуальная самопрезентация может вносить вклад в становление определенного содержания социальной идентичности не только за счет принадлежности к определенному виртуальному сообществу, но и за счет противопоставления себя этому сообществу, намеренно девиантного, конфликтного поведения.
Помимо новых возможностей принадлежности к социальным категориям, сетевая коммуникация, благодаря таким своим особенностям, как анонимность, невидимость и безопасность, порождает другое следствие -она дает пользователям возможность
создавать сетевую идентичность полностью по своему выбору. Отсюда основная особенность виртуальной самопрезентации, которая признается большинством исследователей, - это возможность почти абсолютного управления впечатлением о себе.
Социальные сети наполнились обильными сведениями о жизни разных людей, в том числе и личного характера. На первое место стало выходить искусство подачи информации о себе - самопрезентация. С появлением социальных сетей в Интернете самопрезентация стала не просто актуальной, она стала востребованной. Пользователи сетей стали вести своего рода негласную борьбу за привлечение внимания к своему профайлу и к своей персоне (реальной личности).
Надо сказать, что самопрезентация в социальной сети достаточно сложный феномен. С одной стороны, ей заданы рамки возможностями сайта, т. е. презентовать себя можно только доступными ресурсами. С другой стороны, в настоящее время эти возможности настолько обширны, что пользователи просто теряются и не знают, как ими грамотно воспользоваться. Например, на странице сайта «ВКонтакте» для презентации пользователя существуют, помимо основных, следующие разделы: деятельность, интересы, любимая музыка, фильмы, игры, цитаты, рассказ о себе, места работы, отдыха и развлечений, политические убеждения и религиозные взгляды, отношение к курению и алкоголю, жизненные ценности и источники вдохновения. Также можно обозначить свое семейное положение и указать своих родственников, опубликовать различного рода фотографии, видео и аудиозаписи (как своего, так и чужого авторства). Пользователь на своей странице может писать текст любого содержания и объема, заметки или статусы абсолютно различной тематики. В совокупности все это создает достаточно полную картину о представляемой персоне.
Благодаря расширенным параметрам общения в социальных сетях можно выделить третью важную сторону изменений - это расширение невербальных средств коммуникации в Интернете. Подробная анкетная часть и дополнительные функции дают возможность более подробно узнать пользователя, понять эмоции и чувства, которые он испытывает.
Передача информации через внешность становится возможной в социальных сетях с введением главной фотографии пользователя - аватара. Аватар - это изображение или картинка, которая служит для персонализации пользователя в социальных сетях, чатах, порталах, блогах, форумах и т. д. Так, смена аватаров происходит у некоторых пользователей практически каждый день или несколько раз в неделю, что, несомненно,
отражает его эмоциональное состояние и чувственные переживания. К выражению эмоций посетителей сайта также можно отнести и использование ими аудио и видеоматериала.