Коммуникация: различные подходы к интерпретации феномена, типы и модели, лежащие в основе коммуникационных рекламных и PR-кампаний.

Термин "коммуникация» появляется в научной литературе в начале ХХ в. Как предмет исследования коммуникация оказывается в центре внимания различных гyманитарных наук. Разумеется, в определениях проявляется специфика научного интереса, однако суть термина «коммуникация» остается при этом неизменной.

Социология:

Коммуникация - передача информации от одной системы к дpyгой посредством специальных материальных носителей, сигналов. В человеческом обществе коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем (языков). Коммуникация между людьми происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отражены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния и проrpаммы деятельности общающихся сторон. Содержания и формы коммуникации отражают общественные отношения и исторический опыт людей.

Социальная психология:

Коммуникация это: 1) процесс передачи информации, ее кодирование, дешифровка, особенности восприятия и понимания; 2) обмен информацией любоrо вида между различными системами связи; 3) акт общения между людьми посредством знаковых систем, смысловой аспект социального взаимодействия.

Кроме того, нужно отметить, что в рамках одной и той же науки существуют разные подходы к пониманию сущности коммуникации, ее роли и функций. Социальная коммуникация рассматривалась в контексте общетеоретических построений бихевиоризма, символического интеракционизма, персонализма, экзистенциализма и других научных и философских парадигм.

Культурология:

Коммуникация - процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.д.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования.

После Второй мировой войны оформились два основных подхода к изучению коммуникации: рационалистический и иррационалистический.

Рационалистический представлен концепциями технологического детерминизма (д. Белл, 3. Бжезинский, Э. Тоффлер и др.), наиболее влиятельной из которых является теория информационного общества (М. Кастельс), рассматривающая средства информации в качестве важнейшего стимула и источника социального развития. Информация понимается здесь широко: как основа культуры и всех культурных ценностей.

Иррационалистический подход представлен понимающей философией и психологией, утверждающими, что основным результатом коммуникации является понимание человеком другого человека, т.е. взаимное понимание.

Широкое определение коммуникации звучит следующим образом:
Коммуникация - это эффективное синхронное и диахронное взаимодействие субъектов из мира живой природы, способных к автономному поведению, сущность кoтopoгo составляет движение от одного субъекта (источника) к дрyгому (получателю) информации, имеющей смысл для обоих субъектов (коммуникативной субстанции или сообщения в идеальной или идеально материальной форме).

В узком смысле

под коммуникацией Гавра предлaгает понимать «эффективное синхронное и диахронное взаимодействие социальных субъектов (людей и (или) их общностей, сущность которого составляет движение от одного субъекта (источника) к другому (получателю) имеющей для них смысл информации (коммуникативной субстанции или сообщения в идеальной или идеально-материальной форме).

Что касается второй части, то тут, насколько понимаю, какую модель не возьми – любая лежит в основе. Везде должен быть и отправитель, и сообщение и т.д. Ну главное, наверняка, наличие обратной связи. Снизу несколько самых популярных по порядку.

Лассуэлл (линейная классическая модель): включает 5 основных элементов коммуникативного процесса - кто? (передаёт сообщение) – коммуникатор; что? (передаётся) – сообщение; как? (осуществляется передача) – канал; кому? (направлено сообщение) – аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) – результат.

Шеннон и Уивер:источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник. Также здесь говорится о шумах на фоне. Потом появились разные ребята, которые начали уточнять их модель будто бы коммуникация циклический процесс, а не линейный и поэтому обратная связь там маст хэв.

Лазарсфельд и Берельсон: эти ребята не ввели новую модель, но сказали, что коммуникация двухступенчатая и сначала через средства масс-медиа информация доходит до «лидеров мнения», а они потом уже только передают ее остальным. Также ее называют двусторонне симметричной потому что отправитель формирует сообщение, какой-то конкретной группе людей, основываясь на ее интересах и говорит понятным языком. В общем, то, что можно работать с более четкой и очерченной группой людей стало тогда просто прорывом в СМК и они молодцы что придумали это.

И эту и модель Шеннона можно рассматривать в рамках теории «волшебной пули» если такой вопрос будет. Волшебная пуля – это пуля, простреливающая все головы сразу. И в рамках этой теории тоже - теория селективного влияния – это теория, указывающая на то, что аудиторию нельзя представлять как послушную массу, некритически воспринимающую любую информацию. На потребление информации влияют индивидуальные различия, социальная дифференциация и социальные отношения.

Наши рекомендации