Социология массовых коммуникаций
25. Функции массовой коммуникации в обществе. Средства массовой коммуникации: разновидности и особенности.
Массовые коммуникации – опосредованное техническими средствами общение больших соц групп, объединенных общими интересами.
Характеристики массы: разнородность, анонимность, размытость границ, ситуативность.
Д.В. Ольшанский(«Психология масс») выделяет след виды масс: большие и малые, устойчивые(постоянно действуют) и неустойчивые, спонтанные, стихийно возникающие и спец организованные.
Г.Лебон («Психология народов и масс») для массы характерно: анонимность, снижение осознанности, снижение интеллекта, тенденция к незамедлительным действиям, общность мыслей и переживаний.
Функции МК: («Психология массовых коммуникаций» Антонова ВШЭ)
1.социальные – информ обеспечение жизни общества
· информационная – распространение знаний
· соц контроль и управление
· интеграция общества и его саморегуляция
· форм ОМ, группового сознания
· идейно-воспитательная функция
· реализация соц активности членов общества, социализация личности
· распространение культуры
· развлечение
· связь между разл соц группами
2.соц-псих – влияние МК на жизнь больших групп и общение индивидов
· участие в форм ОМ
· чувствовать принадлежность к группе
· самоутверждение – когда чел-к находит в сообщениях МК поддержку его ценностей, идей, взглядов, за счет чего повышается уверенность в себе
3.общепсихологические –удовлетворение потребностей отдельных людей
· решение конкретных практических задач (#передачи о ремонте,кулинарии,для автомобилистов)
· эмоц разрядка и релаксация (НО сейчас говорят о медиазависимости, типа человек привык снимать напряжение с помощью СМК и стал зависимым)
Массовые коммуникации опосредованы техническими средствами, которые принято называть средствами массовых коммуникации (СМК).
1. Печатные (газеты, журналы, рекламные щиты) долговечная, четко специализация, можно печать большие тексты. Недостатки: высокая стоимость, неактуальность
2. Электронные(ТВ, радио, Интернет) не требует умственных усилий, менее управляемо зрителем(он не может пропустить рекламу)
Другая классификация по воздействию на органы чувств:
1. визуальные(печать) слова и рисунки. можно печатать подробные аналитические материалы, но снижается интенсивность воздействия из-за отсутствия эмоц контакта.
2. аудиальные (радио). человеку нужно затрачивать мало усилий. воздействует на подсознания, обходя критическое мышление. Особенность – стимуляция воображения, которая приводит к эмоц воздействию. НО трудно воспринимать на слух, поэтому говорят очень простым языком.
3. аудиовизуальные (ТВ и Интернет).повышает эффективность из-за аудио и визуал.
26. Средства массовой информации как «четвертая власть». Взаимодействие СМИ и государственной власти: модели и реальная практика в мире и Российской Федерации. Проблема финансовой свободы и зависимости информационного канала.
С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе.
СМИ (закон РФ о СМИ) –это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год), радио-/теле-/видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия.
Значит так: есть субъект, которому нужно донести инфу и выполнить определенную цель. Посредством СМИ эта инфа доносится до массы, цель достигнута, бинго. Поэтому СМИ называют 4 властью, тк они обладают властными полномочиями.
Татьяна Науменко – преподаватель МГУ в своей статье «Четвертая власть» как социологическая категория» говорит, что воздействуя посредством массовой информации на ОМ как состояние массового сознания, массовые коммуникации способствуют наилучшей реализации целей субъектов социальных интересов.
Хоть СМИ и не имеют официальной власти(по закону), но ведь никто никто не говорит, что реальная власть – это власть на бумажке. А это то, что действительно заставляет людей что-то делать. А СМИ оказывает огромное влияние на общество, формирую мировоззрение людей. НО тут сразу нужно сказать, что СМИ транслируют ту инфу, которую власти хотят донести до населения. Поэтому очень важно, кто стоит у руководства всех СМИ.
СМИ | Руководство |
Эхо Москвы (типа оппозиция) | Газпром Медиа Холдинг, т.е. гос-во |
РБК | Прохоров |
Коммерсантъ | Алишер Усманов, бизнесмен |
Известия | Алина Кабаева |
Аргументы и Факты | Мэрия г.Москва |
РИА новости | Гос-во |
Но с другой стороны, можно говорить, что СМИ – это власть народа. Типа СМИ начинают писать о том, что интересно читателю, а не то, что хотят впихнуть ему свыше.
Модели:
· Модель независимой прессы или свободного рынка идей – свобода, критика власти разрешена, нет цензуры, нет ограничений по распространению, журналисты независимы.
· Модель соц ответственности – высокое качество материалов, профессионализм журналистов, регулировка по законам, все для безопасности жителей, журналисты ответственны перед обществом и работодателем
· Модель демократического представительства – каждой соц группе(даже оч маленькой) нужно свое сми или представительство в сми
· Авторитарная модель – деятельности сми не должна приводить к подрыву власти, критика запрещена, журналисты не являются независимыми,
· Модель стран третьего мира – своей деятельностью сми должны способствовать достижению целей нац-гос строительства, типа все развивается активно и тд и тп, они типа и свободны и в ответственности за то, что публикуют
· Советская или социалистическая модель – сми находятся на службе у гос-ва, цензура, пичатают и показывают дозированно то, что нужно, агитация и пропаганда
РФ: слова Познера
1. Коммерческое телевидение, которое полностью зависит от рекламы
2. Общественное телевидение, которое таковым не является,тк тоже коммерческое
3. Государственное, которое тоже дофига состоит из рекламы