Социология массовых коммуникаций

25. Функции массовой коммуникации в обществе. Средства массовой коммуникации: разновидности и особенности.

Массовые коммуникации – опосредованное техническими средствами общение больших соц групп, объединенных общими интересами.

Характеристики массы: разнородность, анонимность, размытость границ, ситуативность.

Д.В. Ольшанский(«Психология масс») выделяет след виды масс: большие и малые, устойчивые(постоянно действуют) и неустойчивые, спонтанные, стихийно возникающие и спец организованные.

Г.Лебон («Психология народов и масс») для массы характерно: анонимность, снижение осознанности, снижение интеллекта, тенденция к незамедлительным действиям, общность мыслей и переживаний.

Функции МК: («Психология массовых коммуникаций» Антонова ВШЭ)

1.социальные – информ обеспечение жизни общества

· информационная – распространение знаний

· соц контроль и управление

· интеграция общества и его саморегуляция

· форм ОМ, группового сознания

· идейно-воспитательная функция

· реализация соц активности членов общества, социализация личности

· распространение культуры

· развлечение

· связь между разл соц группами

2.соц-псих – влияние МК на жизнь больших групп и общение индивидов

· участие в форм ОМ

· чувствовать принадлежность к группе

· самоутверждение – когда чел-к находит в сообщениях МК поддержку его ценностей, идей, взглядов, за счет чего повышается уверенность в себе

3.общепсихологические –удовлетворение потребностей отдельных людей

· решение конкретных практических задач (#передачи о ремонте,кулинарии,для автомобилистов)

· эмоц разрядка и релаксация (НО сейчас говорят о медиазависимости, типа человек привык снимать напряжение с помощью СМК и стал зависимым)

Массовые коммуникации опосредованы техническими средствами, которые принято называть средствами массовых коммуникации (СМК).

1. Печатные (газеты, журналы, рекламные щиты) долговечная, четко специализация, можно печать большие тексты. Недостатки: высокая стоимость, неактуальность

2. Электронные(ТВ, радио, Интернет) не требует умственных усилий, менее управляемо зрителем(он не может пропустить рекламу)

Другая классификация по воздействию на органы чувств:

1. визуальные(печать) слова и рисунки. можно печатать подробные аналитические материалы, но снижается интенсивность воздействия из-за отсутствия эмоц контакта.

2. аудиальные (радио). человеку нужно затрачивать мало усилий. воздействует на подсознания, обходя критическое мышление. Особенность – стимуляция воображения, которая приводит к эмоц воздействию. НО трудно воспринимать на слух, поэтому говорят очень простым языком.

3. аудиовизуальные (ТВ и Интернет).повышает эффективность из-за аудио и визуал.

26. Средства массовой информации как «четвертая власть». Взаимодействие СМИ и государственной власти: модели и реальная практика в мире и Российской Федерации. Проблема финансовой свободы и зависимости информационного канала.

С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе.

СМИ (закон РФ о СМИ) –это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год), радио-/теле-/видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия.

Значит так: есть субъект, которому нужно донести инфу и выполнить определенную цель. Посредством СМИ эта инфа доносится до массы, цель достигнута, бинго. Поэтому СМИ называют 4 властью, тк они обладают властными полномочиями.

Татьяна Науменко – преподаватель МГУ в своей статье «Четвертая власть» как социологическая категория» говорит, что воздействуя посредством массовой информации на ОМ как состояние массового сознания, массовые коммуникации способствуют наилучшей реализации целей субъектов социальных интересов.

Хоть СМИ и не имеют официальной власти(по закону), но ведь никто никто не говорит, что реальная власть – это власть на бумажке. А это то, что действительно заставляет людей что-то делать. А СМИ оказывает огромное влияние на общество, формирую мировоззрение людей. НО тут сразу нужно сказать, что СМИ транслируют ту инфу, которую власти хотят донести до населения. Поэтому очень важно, кто стоит у руководства всех СМИ.



СМИ Руководство
Эхо Москвы (типа оппозиция) Газпром Медиа Холдинг, т.е. гос-во
РБК Прохоров
Коммерсантъ Алишер Усманов, бизнесмен
Известия Алина Кабаева
Аргументы и Факты Мэрия г.Москва
РИА новости Гос-во

Но с другой стороны, можно говорить, что СМИ – это власть народа. Типа СМИ начинают писать о том, что интересно читателю, а не то, что хотят впихнуть ему свыше.

Модели:

· Модель независимой прессы или свободного рынка идей – свобода, критика власти разрешена, нет цензуры, нет ограничений по распространению, журналисты независимы.

· Модель соц ответственности – высокое качество материалов, профессионализм журналистов, регулировка по законам, все для безопасности жителей, журналисты ответственны перед обществом и работодателем

· Модель демократического представительства – каждой соц группе(даже оч маленькой) нужно свое сми или представительство в сми

· Авторитарная модель – деятельности сми не должна приводить к подрыву власти, критика запрещена, журналисты не являются независимыми,

· Модель стран третьего мира – своей деятельностью сми должны способствовать достижению целей нац-гос строительства, типа все развивается активно и тд и тп, они типа и свободны и в ответственности за то, что публикуют

· Советская или социалистическая модель – сми находятся на службе у гос-ва, цензура, пичатают и показывают дозированно то, что нужно, агитация и пропаганда

РФ: слова Познера

1. Коммерческое телевидение, которое полностью зависит от рекламы

2. Общественное телевидение, которое таковым не является,тк тоже коммерческое

3. Государственное, которое тоже дофига состоит из рекламы

Наши рекомендации