Тема 5. Психотехнологии рекламного текста без обратной связи.. 89
1. Психографика рекламного текста.............................................90
2. Психотехнология иллюстрации в рекламе...............................93
3. Психология слогана и заголовка рекламного текста...............94
4. Психолингвистика рекламного текста......................................95
5. Обобщенные рекомендации по составлению рекламных текстов....................................................................99
Тема 6. Психотехнология рекламных средств с обратной связью.......102
1. Прямая почтовая рассылка......................................................103
2. Представление товара или услуги в прямом контакте...........105
3. Реклама по телефону................................................................106
4. Реклама непосредственно на месте продажи.........................108
Тема 7. Психология корпоративной символики............................112
Тема 8. Суггестивные психотехнологии в рекламе........................117
1. Психоаналитически ориентированные подходы...................117
2. Гипнотический подход............................................................122
3. Техники эриксонианского гипноза в рекламе.......................126
4. Нейролингвистического программирования (NLР) подход.... 129
Тема 9. Психология отношения к рекламе.....................................132
Тема 10. Психология света, цвета и формы в рекламе..................140
1. Психология света в рекламе.....................................................141
2. Психология цвета в рекламе....................................................142
3. Психология формы в рекламе.................................................148
Тема 11. Психотехнологии торговых ярмарок и выставок............150
1. Ярмарки-выставки как многоцелевое средство непосредственной коммерческой или предпринимательской коммуникации.........................151
2. Психотехнология стенда и его экспонатов.............................161
3. Психология персонала стенда.................................................167
4. Психология рекламы участия..................................................173
5. Психология коммуникаций с посетителями.........................175
Глава III. Проблемы психологической эффективности рекламы......190
Тема 12. Психотехнология эффективных презентаций.................190
1. Организационно-психологические
аспекты планирования и постановки презентации.............190
2. Психотехнология устного выступления на презентации......193
3. Психология визуальных вспомогательных средств................197
4. Эффективные презентации: учет психологии аудитории.....202
Тема 13. Психологическая эффективность рекламы.....................207
1. Проблемы эффективности рекламы......................................207
2. Методики расчета эффективности рекламы..........................213
Тема 14. Метод фокус-групп в исследовании потребительских интересов в рекламе...........................216
1. Основные характеристики метода фокус-групп....................216
2. Процедура фокус-группы........................................................217
3. Психологические особенности работы ведущего фокус-группы (модератора) 219
4. Проблемы эффективности фокус-групп................................222
Примеры парадоксальной, провальной или двусмысленной рекламы.........223
Литература..................................................................................227
ВВЕДЕНИЕ
Никакая реклама не поможет продать то, что продать невозможно.
Продать можно все, надо знать только — кому.
В настоящее время, как никогда прежде, сбыт и маркетинг представляют собой основные ключи к успеху в любом деловом предприятии цивилизованного мира. Современный рынок все более и более насыщается конкурентоспособными товарами и услугами, так что множество их видов буквально "расталкивают" друг друга, чтобы привлечь к себе внимание покупателей. В таких условиях квалифицированные работники по маркетингу и рекламе, а также новейшие совершенные приемы сбыта приобретают особую ценность. В конце 90-х в условиях нарождающегося рынка произошел обвальный рост объемов публикуемой рекламы. Это породило и новые моменты психологического характера: в море подобных, а часто и просто одинаковых рекламных сообщений конкретное объявление одной фирмы теряется и не "срабатывает". Возникает потребность искусственного повышения избыточности рекламной информации путем увеличения числа публикаций, покупки большейгазетной площади, использования шрифтов крупных размеров, наращивания числа повторов и т. д.
Признаки этого видны повсеместно. Крупные рекламные агентства становятся еще крупнее. Большие ассигнования на рекламу способствуют приобретению большей коммерческой известности. Все сказанное, только в более острой форме, характерно для России переходного периода, где и от тоталитарной монополии по большому счету еще не отдалились, и к настоящему рынку не приблизились. Кроме того, абсолютное большинство населения России (более 90%) живет в условиях тотальной социальной катастрофы с практически полной необеспеченностью всех важнейших сфер жизни — питания, здравоохранения, образования, активной самореализации человека, что не может не сказываться на особенностях становления и функционирования рекламного дела.
Так или иначе, но внимание к рекламной деятельности стремительно возрастает, а предложение специальной литературы носит лавинообразный характер. В этом ряду особое место занимает литература, касающаяся психологического обеспечения рекламной деятельности. В количественном плане объем такой литературы более чем скромен. Поэтому работа по созданию данного учебного пособия шла с огромным трудом.
Оно и понятно. На содержательном уровне информация, относящаяся к психологии рекламы, обладает ажиотажным потребительским спросом. Здесь нередко приходится встречаться с "маленькими хитростями". Ведь пишут о рекламе не абстрактные теоретики, а самые что ни на есть конкретные практики, работающие в соответствующих консалтинговых структурах по психологическому обеспечению или сопровождению рекламных кампаний. И писать они вынуждены так, чтобы, с одной стороны, не выболтать профессиональных секретов, а с другой — заинтересовать потенциальных рекламистов или рекламодателей в своих услугах, ну, прямо по инструкции молодым женщинам и девушкам, какой длины юбку им носить: достаточно короткую, чтобы вызывать интерес, и в то же время достаточно длинную, чтобы прикрывать самую суть.
На содержательном уровне этот подход реализуется таким образом, что много говорится о том, как важно делать нечто в психологическом плане в рекламе, вместо того, чтобы говорить о том, что именно нужно делать и, главное, как. Но ведь, понятно, что это и есть "know how" — "знаю как", и такие материалы тщательно оберегаются от разглашения.
Автор встречал работы по "психологии" рекламы, где едва ли не единственным признаком присутствия психологии в тексте была лишь голая психологическая лексика.
Вместе с тем совершенно очевидно, что объективная потребность в литературе по психологии рекламы чрезвычайно велика: учебные курсы по рекламе ведутся почти в каждом уважающем себя высшем учебном заведении, где представлен торговый или экономический профиль. Данная работа, опирающаяся на многое, что было опубликовано на эту тему, естественно, не свободна от недостатков. И все же автор надеется, что она окажется полезным подспорьем для тех, кто изучает рекламное дело или уже работает в сфере рекламного бизнеса.
ГЛАВА I.