Основные позиции, характеризующие организацию как процесс
Организация – это объединение людей, совместно работающих по достижению общих целей. Понятие «организация» может рассматриваться с двух точек зрения: структурной и повседневной.
При структурном подходе организация выступает как целостная система (отдельная фирма или производная единица), созданная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди, использующие единую идеологию, - представляют собой единую команду, работающую на общие цели.
При поведенческом подходе под организацией подразумевается процесс, в центре исследования которого находится человек, как главная часть организационной структуры, со своей квалификацией, личными особенностями и мотивацией к труду. Процесс организации дифференцируется на 2 направления:
Формирование структуры, необходимой для реализации стратегии.
Организационное взаимодействие – формализация.
Организация как процессхарактеризуется основными позициями (закономерностями), обеспечивающими ее деятельность:
Координация – взаимосвязь, согласование, синхронизация действий для приведения отдельных элементов фирмы в такое сочетание, которое позволит наиболее эффективно достичь цели. В небольших организациях, где работники знают друг друга, добиться координации проще; в крупных – для достижения необходимого уровня координации требуются усилия.
Специализация – форма общественного разделения труда и его рациональной организации, отражающая процесс сосредоточения производства отдельных видов продукции в самостоятельных отраслях, производствах или предприятиях. Уровень специализации отражает степень разделения труда:
- высокая специализация – узкий набор функций;
- низкая специализация – широкий набор функций.
Преимущества: способствует повышению производительности труда, улучшению качества выполняемых работ, совершенствованию методов ее проведения.
Дифференциация – это такая специализация подразделений, при котором каждое из них выполняет определенную законченную работу. Чем выше степень дифференциации различных частей организации, тем больше потребность в интеграции (согласование).
Стандартизация (унификация) – выполнение аналогичных, похожих работ или действий персонала, использование одинаковых технологий.
Стандартизация и специализация облегчают процесс формализации в организации.
Формализация – установление в организации и фиксирование в письменном виде правил и процедур, определяющих деятельность персонала. Способствует наведению порядка. Организации с высшим уровнем формализации – бюрократические.
Иерархия и диапазон контроля. Иерархия отражает вертикальную соподчиненность уровней управления. Проблема определения уровня управления связана с масштабом или нормой управляемости (диапазон контроля). Диапазон контроля – это максимальное количество непосредственных подчиненных, которыми может управлять руководитель. Французский математик и консультант по управлению Греблунас в 1933 г. утверждал, что фактором, определяющим норму управляемости, является количество контролируемых взаимоотношений или взаимосвязей в организации. Для определения общего количества таких связей он использовал формулу:
С = N(2N/2+N-1), где С – количество связей, а N – число подчиненных.
При 2-х подчиненных С=6, при 3 – 18, при 10 – 5210. Уравнение показывает, что при взаимодействии руководителя и подчиненных происходят сложные социальные процессы, и с каждым очередным подчиненным наблюдается обвальный рост числа и сложности этих процессов.
При определении нормы управляемости рекомендуется учитывать следующие факторы:
- уровень компетентности руководителя и подчиненного;
- интенсивность взаимодействия между группами и отдельными подчиненными;
- сходство и различия в деятельности подчиненных;
- распространенность стандартных процедур в рамках организации;
- широта проблематики возглавляемых подразделений.
Определение нормы управляемости имеет большое значение, т. к., исходя из нее, определяется количество уровней иерархии и число административных работников.
Считается, что для высшего уровня управления организацией этот показатель не должен быть больше 7. У низшего уровня – 30.
Рекомендуются следующие значения нормы управляемости:
- Для руководителей организации и их первых заместителей - не более 10-12 чел. (подразделений).
- Для функциональных отделов – не менее 10 человек.
- Для функциональных бюро – не менее 7.
- Для функционально-технических отделов – 15-20.
Заместители руководителей структурных подразделений вводятся, если норма управляемости возросла в 1,5 раза.
Узкий диапазон контроля означает, что у руководителя в подчинении – минимальное число подчиненных. В результате увеличения числа уровней управления – многоуровневая система.
Широкий диапазон контроля предполагает подчинение руководителю максимально возможного числа подчиненных и наличие минимально возможного числа уровней иерархии организации – плоская структура.
Централизация и децентрализация.
Централизация – сосредоточение прав по принятию решений на высшем уровне управления.
Децентрализация – передача прав по принятию решений на более низшем уровне иерархии.
Уровень централизации определяется:
- тем, где сосредоточены права по принятию решений;
- количеством принимаемых на высшем уровне решений по отношению к общему уровню решений.
Профессионализм и соотношение численности персонала. Профессионализм персонала – это степень профессионального мастерства работников организации. Высокий профессионализм связан с высшим образованием, повышением квалификации, продолжительным опытом работы.
Соотношение численности персонала – соотношение различных управленческих работников: руководителей высшего звена, специалистов и технического персонала.
Задача главного руководителя – не допускать роста аппарата в ущерб профессионализму.
Делегирование. Это понятие связано с понятиями централизации и децентрализации.
Делегирование – это передача полномочий (прав распоряжаться ресурсами) на нижестоящий уровень. Делегирование полномочий применимо к должности, но ответственность передать нельзя.
Итак, задача налаживания организационных отношений между подразделениями по выполнению решений и построению работы для достижения показателей финансово-хозяйственной деятельности решается с помощью функции организации.
Для перехода от проектирования работ к созданию организации необходимо соединить виды деятельности и работников между собой. Это должно обеспечить взаимодействие между необходимым объемом работ и людьми.
Данное взаимодействие характеризуется:
- Статикой – структурой организации;
- Динамикой – процессами, происходящими в организации и делающими ее способной реагировать на изменения внешней среды.
- Структурой – способом организации системы, которой является фирма.