Принципы и методы управленческой деятельности
Принципы управления – это основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии управленческих решений в определенных условиях на соответствующем уровне.
Российскими учеными сформулированы следующие основные принципы управления для коммерческой фирмы:
принцип единоначалия;
принцип мотивации;
принцип лидерства;
принцип научности;
принцип ответственности;
принцип правового подбора и расстановки кадров;
принцип экономичности;
принцип обратной связи.
В 1916 году Анри Файоль сформулировал 14 общих принципов администрирования, которыми должна руководствоваться организация. Зарубежные ученые выделили в качестве основополагающих еще 2 принципа управления:
Принцип хамелеона, предполагающий приспособления менеджеров к имеющейся ситуации (ситуационный подход).
Принцип эффективности (как цель: использование 2-х экономических наук – маркетинга и менеджмента).
Методы управленческой деятельности.
Организационные методы – методы, создающие необходимые условия для функционирования организации. При их использовании организация учреждается, ориентируется во времени и пространстве, ее деятельность регламентируется.
Метод (от греч. – «путь исследования, учение») – это способ достижения цели, решения задачи. Эти методы пассивны, они создают рамки для создания и функционирования организации.
Административные методы – это методы:
- регламентирующие функции, права, обязанности персонала, нормативы качества, затрат (приказы, стандарты, контракты, должностные инструкции);
- представляющие собой систему законодательных актов страны и региона;
- составляющие систему планов, программ, заданий;
- представляющие систему оперативного руководства на предприятии.
Эти методы активны, т. к. на их основе происходит вмешательство в деятельность организации.
Экономические методы – это методы, предполагающие не прямое, как административное, а косвенное воздействие на объект управления:
- методы регулирования бизнеса федеральными и региональными органами (налоговая система и т. д.);
- методы, регулируемые фирмой или вышестоящей организацией (системы материального поощрения, системы ответственности за брак).
- Это активные методы.
Социально-психологические методы – это методы направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения целей организации при условии сохранения здоровья работников, хорошего морального климата в коллективе, соблюдение трудового законодательства (мониторинг окружающей среды, анкетирование, наблюдение, макетирование, экспериментальные работы и т. д.). Это активные методы.
Сетевые методы – это графо-аналитические методы управления процессами создания любых систем.
Балансовые методы – это методы, применяемые при решении любой экономической задачи. Балансы составляются в табличной или графической форме (ленточный, столбиковый, диаграммный баланс).
Составляются балансы:
- финансовые;
- материальные;
- трудовые;
- продуктовые;
- организационные.
На практике все управленческие методы применяются во взаимосвязи, дополняя друг друга в конкретной ситуации.
Уровни управления
Большинство фирм имеют 3 уровня управления:
высший (топ-менеджеры);
средний;
низший (низовой).
Высший (high managers) уровень управления – это самая малочисленная и наиболее влиятельная категория менеджеров, стоящих во главе иерархической структуры управления (управляющие, их заместители, президенты, вице-президенты), отвечающие за деятельность всей организации, принимающие ключевые решения по стратегии развития и текущим делам. Их деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, приоритетом стратегических и перспективных задач.
Средний (midle managers) уровень управления – это руководители служб, отделов производственные начальники, координирующие и контролирующие работу сотрудников низового уровня. В их деятельности преобладают тактические задачи, хотя они и участвуют в разработке стратегии организации.
Низовой (low managers) уровень – самая многочисленная управленческая группа в организации. Менеджеры отвечают за выполнение производственных заданий, использования ресурсов, несут непосредственную ответственность за производство товаров и услуг: непосредственно общаются с рядовыми исполнителями и производственным персоналом.