Раздел 2. Управление маркетингом
Лекция 1. Виды рынка
Управление маркетингом ― это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т. п.
В своем наиболее популярном образе управляющий по маркетингу предстает как специалист, изыскивающий столько клиентов, сколько нужно для реализации всего объема продукции, производимой фирмой в данный момент. Однако это ― слишком узкое представление о круге его задач. Управляющий по маркетингу занимается не только созданием и расширением спроса, но и проблемами его изменения, а иногда и сокращения.
Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей. Попросту говоря, управление маркетингом ― это управление спросом.
Организация вырабатывает представления о желательном уровне спроса на свои товары. В любой отдельно взятый момент времени уровень реального спроса может быть ниже желаемого, соответствовать ему или превышать его. Со всеми этими состояниями и приходится иметь дело управлению маркетингом (см. врезку 2).
Управляющие по маркетингу ― это должностные лица фирмы, занимающиеся анализом маркетинговой ситуации, претворением в жизнь намеченных планов и/или осуществляющие контрольные функции. Сюда относятся управляющие по сбыту и сотрудники службы сбыта, руководящие работники службы рекламы, специалисты по стимулированию сбыта, исследователи маркетинга, управляющие по товарам и специалисты по проблемам ценообразования. (Подробнее обо всех этих должностях службы маркетинга будет рассказано в гл. 2 и приложении Б.)
Классификация рынков
В экономической науке существует довольно обширная классификация рынков, в соответствии с которыми можно выделить следующие:
1. По объектам рыночных отношений:
1.1. рынок потребительских товаров;
1.2. рынок рабочей силы;
1.3. рынок средств производства;
1.4. рынок ценных бумаг и валюты;
1.5. рынок недвижимости;
1.6. рынок научно-технических разработок и др.
2. По типу покупателей (клиентурные рынки):
2.1. потребительский рынок;
2.2. рынок производителей;
2.3. рынок государственных учреждений;
2.4. рынок социальных учреждений;
2.5. рынок промежуточного продавца (посредников);
2.6. внешние (мировой) рынок.
3. По географическому положению:
3.1. местный (локальный) рынок;
3.2. региональный рынок;
3.3. национальный рынок;
3.4. мировой рынок.
4. По уровню насыщенности товарами:
4.1. равновесный рынок;
4.2. дефицитный рынок;
4.3. избыточный рынок;
5. По степени развитости рыночной инфраструктуры:
5.1. развитый рынок;
5.2. формирующийся рынок;
5.3. не развитый рынок.
6. По степени ограниченности конкуренции:
Покупатели | Продавцы | ||
много | несколько | один | |
много | Полиполия (рынок совершенной конкуренции) | Олигополия | Монополия |
несколько | Олигопсония | Билатеральная (двусторонняя) олигополия / олигопсония | Ограниченная монополия |
один | Монопсония | Ограниченная монопсония | Билатеральная (двусторонняя) монополия / монопсония |
7. В зависимости от доминирования позиции покупателей или продавцов соответственно выделяют:
7.1. рынок покупателей (полиполия, олигопсония, монопсония, ограниченная монопсония, билатеральная олигопсония, билатеральная монопсония);
7.2. рынок продавца (олигополия, билатеральная олигополия, билатеральная монополия, монополия, ограниченная монополия).
8. По характеру продаж:
8.1. оптовый рынок;
8.2. розничный рынок.
9. По соответствию действующему законодательству:
9.1. легальный рынок;
9.2. нелегальный рынок.
Классификация рынков:
1.по территориальному принципу:
- местный;
- национальный
- внешний (мировой).
2. в зависимости от вида потребителей:
- потребительский рынок- совокупность индивидов, семей, приобретающих товары и услуги для личного некоммерческого пользования;
- рынок товаров промышленного назначения – совокупность организаций и частных лиц, приобретающих товары и услуги, которые используются в процессе производства других товаров;
- рынок перепродаж – совокупность организаций и индивидуальных лиц, приобретающих товары для их дальнейшей перепродажи или сдачи в аренду;
- рынок государственных учреждений – приобретающих товары и услуги для выполнения своих функций или для передачи их тем, кто в них нуждается;
- международный рынок.
Виды спроса.
1. отрицательный спрос – характеризует состояние рынка, когда значительная его часть отвергает продукт и может даже заплатить за отказ от его использования (прививки).
Конверсионный маркетинг – задачей которого является изменение отрицательного (негативного) отношения потребителей к продукту, путем переделки продукта, снижения цены, использования иных мер стимулирования спроса.
2. отсутствующий спрос - когда целевые потребители не заинтересованы в товаре или безразличны к нему.
Стимулирующий маркетинг – задачей которого является определение в условиях отсутствующего спроса способ увязки присущих продукту выгод с потреб-ми и интересами потреб-лей. Основные инструменты – резкое снижение цен, усиление рекламы и т. д.
3. скрытый спрос - когда многие потребители неудовлетворенны существующими товарами и не могут удовлетворить свои потребности (потребность в безвредных сигаретах, более экономичных автомобилями).
Развивающий маркетинг – состоит в оценке потенциального спроса и разработке эффективных продуктов, способных превратить спрос в реальный.
4. падающий спрос. Ремаркетинг – восстановление спроса в случае его падения на основе творческого переосмысления ранее использовавшегося маркетингового подхода (придание товару новых свойств, выход на новые рынки).
5. нерегулярный спрос – характеризует сезонные, ежедневные и часовые колебания.
Синхромаркетинг, задачей которого является сглаживание колебания спроса.
6. полноценный спрос – когда ПР удовлетворено объемами сбыта, используется поддерживающий маркетинг, задача – поддерживать существующий уровень спроса, учитывая изменяющиеся потребности потребителей и усиление конкуренции.
7. чрезмерный спрос. Демаркетинг – задача- снижение спроса с помощью повышения цен, сокращение сервиса.
8. нерациональный спрос- спрос на продукты вредные для здоровья или нерациональные с общественной точки зрения (сигареты, оружие, наркотики).
Контрмаркетинг – задача убедить людей отказывается от потребления вредных продуктов с помощью резкого повышения цен, ограничение доступности продуктов.