Метафора. Всегда есть вершина выше
Взобравшись на гору, человек видит две вещи: позади то, что достигнуто до сих пор, а впереди следующую, еще более высокую гору. И тогда многие с огромным трудом спускаются с уже покоренной горы и начинают карабкаться на следующую. Оказавшись на новой вершине, они видят еще более высокий пик... И так происходит снова и снова.
Хамид Пезешкиан
Заметить волну
Характерные признаки гималайского синдрома
Неугомонное стремление к новым целям является попыткой избежать тревоги, связанной с ощущением тщетности и недостаточности усилий, ускользающего времени и надвигающейся катастрофы. Увы, азарт нового вызова и воодушевление от возможностей скоро сменяются раздражением, на смену которому снова приходит страх. Чтобы избавиться от этих чувств, вы работаете еще больше не покладая рук. Любая остановка усиливает тревогу, панику и непреодолимое стремление сделать хоть что-то.
Стрессоры
Спусковым крючком гималайского синдрома становится появление трудной задачи, за выполнение которой (достижение) ожидается награда удовольствие . Проблема в том, что все усилия направляются не на реальные потребности (радость/любовь, покой/контакт и т.д.), а на выполнение внешних условий.
Потребности/ценности
Как правило, в основе гималайского синдрома лежит стремление получить любовь и заботу (справедливое вознаграждение) от окружающих или почувствовать себя идеальным .
Поймать волну
Заметив, что вы, едва закончив большое дело, а то и не доведя его до конца, хватаетесь за новое, сделайте глубокий выдох, вдох, улыбнитесь себе и остановитесь на некоторое время.
Помните: вы можете добиться всего, но прежде чем взяться за дело, подумайте:
Действительно ли вам это надо (см. потребности и ценности)?
Чего это вам будет стоить; и стоит ли игра свеч?
Как еще можно удовлетворить эту потребность (минимум три способа)?
Меняет ли это ваши планы? Если да, то как?
Кататься
Вариант 1. Если вы знаете, что можете взяться за новое дело, но решили, что вам это в данный момент не нужно, получите удовольствие от уже достигнутых результатов.
Чего вы уже добились? Какие потребности удовлетворили?
Как вы этим насладились/наслаждаетесь/можете насладиться?
Выделите время для себя и проведите его с удовольствием: отдыхайте, занимайтесь любимыми делами, общайтесь с близкими, планируйте свою жизнь (см. раздел После серфинга), развивайте способности и т.д.
Вариант 2.Если вы все-таки решили взяться за новое дело или удовлетворить свои потребности каким-то другим способом, спланируйте это и действуйте, не забывая наслаждаться процессом.
Что в этом процессе доставляет вам наибольшее удовольствие?
Время от времени наслаждайтесь мечтой о конечном результате.
Какое удовольствие вы получите, сделав то, что наметили на сегодня (на неделю, на месяц)? Сколько времени вы уделите этому?
Чем вы себя наградите?
Как (с кем?) вы это отпразднуете и разделите радость?
Перед кем похвастаетесь (кто сможет это по достоинству оценить)?
Наслаждайтесь!
После серфинга
Расслабьтесь
Как только вы приняли решение (насладиться уже достигнутым или взяться за новый проект), выделите время, чтобы перевести дыхание и подумать. Сделайте дыхательные упражнения. Расслабьтесь.
Медитируйте
Осмыслите свой опыт и сделайте выводы (см. Медитируйте в разделе После серфинга главы 2). Запишите результаты своих размышлений.
Что меняется, когда вам не нужно все время лезть на новую вершину?
Развивайтесь
Неопределенность собственных потребностей затрудняет выбор критериев успеха, не позволяет контролировать процесс, оценить достижения и насладиться ими. Результат: разочарования и потеря доверия к себе.
Чтобы оседлать волну гималайского синдрома, нужно осознать свои потребности и критерии их удовлетворения, научиться фокусироваться на них и радоваться своим достижениям.
Немного философии: о смысле жизни
Реальность безразлична к нам. Это мы злимся и обижаемся, если что-то идет не так, как мы ждали. А ей (реальности) наплевать на наши ожидания, она непредсказуема и в этом нет ничего личного. Есть ли тогда смысл в жизни? И если есть, то в чем он заключается?
Когда возникает этот вопрос, одни разводят руками, другие вздыхают, третьи впадают в философствование большинство же сходится в одном: вопрос это сложный, многие пытались на него ответить, но никто так и не смог. Но так ли уж сложен вопрос?
Очевидно, что если смысл (внутреннее устремление) существует, то основные свойства и способности объекта так или иначе соответствуют ему. Например:
Каково главное свойство... ну, скажем, карандаша? Рисовать.
А зачем люди делают карандаши? Чтобы рисовать.
В чем смысл существования карандаша? Рисовать.
Ту же логику можно применить к человеческой природе. Психологи выделяют четыре базовые потребности (Frankl, 1988; Längle, 1999) человека, которые определяют его основные способности (Peseschkian N., 1987):
1) жить: ощущать и знать, что я существую;
2) любить (радоваться своему существованию и отношениям с кем/чем-либо): знать, что я хороший и другие хорошие, потому что другие любят меня и рады мне , а я люблю других и радуюсь им ;
3) понимать (причинно-следственные связи), учиться (действовать целенаправленно) и тем самым контролировать себя и реальность: знать какое место я занимаю ;
4) созидать (то, чего не было) со смыслом (чувством перспективы): знать, что я часть чего-то большего и что у меня есть будущее .
Таким образом, смысл человеческой жизни оказывается вполне конкретен и реализуем: жить, любить, понимать и созидать это очевидно и интуитивно понятно даже без приведенных выше логических построений. Любознательный читатель, обратившись к священным писаниям различных религий и к научным трудам на эту тему, легко убедится в том, что и те и другие говорят хотя и разными словами, но, по сути, о том же.
Смысл определяет цели жизни и стратегии их воплощения.
Цель 1: поддерживать здоровье и хорошее самочувствие, развивать физическую выносливость.
Стратегия вести здоровый образ жизни: режим, ритм, питание, дыхание, осознание ощущений собственного тела, тренировка, расслабление, мониторинг здоровья, лечение при необходимости.
Цель 2: радоваться себе, другим людям , окружающему миру, идеям/Богу.
Стратегия развивать отношения: устанавливать связи, радоваться себе, другим людям и миру, взаимовыгодно обмениваться и сотрудничать с ними.
Цель 3: познавать мир и действовать результативно.
Стратегия осознанно и целенаправленно развивать свои способности, знания, навыки и действовать последовательно для достижения намеченных целей и удовлетворения осознанных потребностей.