Метафора. Что мне нравится в серфинге

Что мне нравится в серфинге, что делает его таким трудным и одновременно привлекательным и прекрасным это то, что все волны разные... поэтому сложно отработать какое-то одно движение. Нужен опыт, чтобы понимать, что лучше сделать в тех или иных условиях... нужно уметь читать волны, предвидеть, что произойдет дальше. Но наверняка ты ничего не будешь знать до тех пор, пока это не случится.

Свободный серфер Дидье Заматио

И, наконец, в-третьих, серфер с азартом охотника, выслеживающего добычу, высматривает каждую новую волну стресса. Он готов к ней, его сознание активно, но не напряжено. Это позволяет вовремя заметить возникающий здесь и сейчас стресс и действовать в зависимости от ситуации. Таким образом, сам стресс становится сигналом для серфинга, его энергия используется, и напряжение спадает.

Пример. Охотник за стрессом

Забавно! Я уже не раз принимал решение: вместо того чтобы злиться на бесконечные придирки своей супруги, выяснять причины ее недовольства. Но ничего не получалось! Я снова орал на нее. Потом вспоминал о своем решении, но было поздно. Я злился уже на себя... Что изменилось? Я больше не злюсь на свою злость. Напротив, я жду ее как сигнала, и когда она приходит, знаю: теперь время расспросить жену о том, что ее беспокоит. Фокус в том, что, как только я перестал бороться со злобой, она стала практически незаметной даже для меня. Зато супруга видит, что я стал внимателен к ней и ее нуждам.

Андрей, 32 года

Упражнение 1. Что вы делаете со своим стрессом?

Как вы разряжаете свой стресс?

Как часто вы подавляете свой стресс? Зачем?

Какие идеи у вас появляются в связи с этим?

На каких волнах кататься?

Притча. Ученик и мастер

Ученик в панике прибежал с вопросом к мастеру: Три недели назад я подумал: А вдруг со мной что-то не так? С тех пор я потерял сон, покой и аппетит. Когда я пытаюсь не думать об этом, все становится только хуже, эта мысль заполняет все мое сознание! Мне кажется, я схожу с ума!

Мастер слушал ученика, мирно покуривая трубку. Вдруг он закашлялся, захрипел и лишился чувств.

Ученик застыл в ужасе, у него перехватило дыхание, а на лбу выступил пот. Через секунду он бросился к мастеру, начал трясти его за плечи и взывать неведомо к кому о помощи.

Поняв, что сам не справляется, он схватил телефон и вызвал скорую помощь, а пока врачи ехали, он бережно уложил мастера поудобнее...

И тут мастер открыл глаза, лукаво улыбнулся и спросил: О чем ты сейчас думаешь?

Ученик застыл от изумления, а потом рассмеялся

По мотивам даосской[4] притчи

С практической точки зрения удобно различать три типа волн стресса , отличающихся по назначению, силе, длительности и расходу ресурсов организма.

Короткие волны

Вспомните, что происходит, когда вы неожиданно слышите автомобильный гудок за спиной или спотыкаетесь Мгновенное напряжение мышц, сердцебиение, учащение или задержка дыхания, потоотделение, покраснение лица и т.д. (см. табл. 1).

Так и случилось с учеником в нашей истории: когда мастер лишился чувств, он застыл в ужасе, у него перехватило дыхание, а на лбу выступил пот . Знакомьтесь! Это первая короткая волна. При столкновении со стрессором ваш организм мгновенно готовится к действию (см. приложение 1). Эту реакцию невозможно прямо контролировать волей.

Цель первой волны : подать сигнал тревоги и свериться с эмоциональной памятью (см. приложение 1): Известна ли ситуация?, Опасна ли она?, Представляет ли интерес? .

Длительность первой волны: считаные секунды как сигнал будильника.

Если эмоциональная память определила, что ситуация известна, безопасна и не интересна, а влияние раздражителя прекратилось, то сигнал тревоги отменяется. Вместо адреналина и норадреналина в синапсах[5] нервной системы появляется ацетилхолин, который вызывает расслабление (замедление сердцебиения, снижение вентиляции легких, ослабление мышечного тонуса и т.д.) и способствует сохранению и восстановлению энергии, росту клеток.

Метафора. Что мне нравится в серфинге - student2.ru

Средние волны

Если воздействие стрессора продолжается и/или оценивается как неизвестное, опасное или мотивирующее, то поднимается вторая (средняя) волна стресса, которая генерируется так называемой подкоркой (она же лимбический, эмоциональный мозг см. приложение 1).

Вы чувствуете эту волну как общее напряжение, тревогу или воодушевление, которые могут сопровождаться болями в шее, спине, голове, животе и т.д., сухостью и болью в горле (см. табл. 1).

Практически важно, что, несмотря на отсутствие прямого контроля лимбического мозга сознанием, вы можете поддерживать или прерывать автоматически возникшие эмоции с помощью мыслей. И хотя ваше мышление тоже зачастую реактивно, его гораздо проще осознать и изменить, чем эмоции.

Пример. Влияние мышления на эмоции

Вы можете поддержать естественную печаль от потери кошелька, думая о том, что это ужасно! и теперь не на что пообедать!, и даже разозлиться на себя: Как я мог быть таким рассеянным! Однако вы способны и прервать уже возникшую эмоцию: Не велика потеря. Я уже потерял деньги, не стоит усугублять неприятность еще и чувством горя. Бог дал Бог взял!

Цель второй волны: обеспечить энергией поиск решения и/или процесс преодоления ситуации. Если невозможно изменить внешние условия (оплатить обед кредитной картой в случае потери кошелька; включить вентилятор, если жарко; переубедить собеседников, если они не согласны, и т.д.), то необходимо изменить свои ожидания и стратегии действия (например, можно использовать освободившееся время, чтобы пораньше вернуться домой и поужинать).

На этой волне ученик бросился к мастеру, начал трясти его за плечи и взывать неведомо к кому о помощи.

Поняв, что сам не справляется, он схватил к телефон и вызвал скорую помощь, а пока врачи ехали, он бережно уложил мастера поудобнее...

Длительность второй волны: по разным источникам, составляет от двух до шести часов.

Если вам удалось удовлетворительно ответить на вопросы, вызванные стрессорной ситуацией, преодолеть опасность и/или получить желаемое, то возбуждение спадает, в кровь выделяется ацетилхолин, и наступает расслабление и восстановление всех систем организма. Субъективно это может восприниматься как удовольствие или усталость.

Длинные волны

Если:

вы не можете смириться с ситуацией и она по-прежнему выглядит непонятной и/или безвыходной, поскольку вы так и не отпустили свои, уже не осуществившиеся, ожидания;

вы реагируете естественно (как обычно) и не можете попробовать что-то новое и/или принять альтернативное удовлетворительное или хотя бы промежуточное решение;

воздействие стрессоров продолжается ( несколько значимых событий следуют одно за другим непрерывно);

вы слишком учтивы и подавляете свои реакции, при этом не изменяя ни ситуацию, ни свое отношение к ней, поднимается третья (длинная) волна стресса. И причина для этого вовсе не обязательно должна быть глобальной. Так бывает, когда, например, вы продолжаете думать о работе, вернувшись домой; когда не можете заснуть, проигрывая в голове все варианты; никак не успокоитесь после ссоры, хотя с тех пор уже прошло несколько часов, а то и дней, и т.д.

Признаки этой волны раздражительность, плохое настроение, рассеянность внимания, нарушение сна, частые простуды, герпес, быстрое увеличение или потеря массы тела (см. табл. 1).

Именно об этой волне ученик рассказывал мастеру: Три недели назад я подумал: А вдруг со мной что-то не так? С тех пор я потерял сон, покой и аппетит. Когда я пытаюсь не думать об этом, все становится только хуже, эта мысль заполняет все мое сознание! Мне кажется, я схожу с ума!

Цель третьей волны: обеспечить энергией решение длительных задач, требующих системных изменений себя и/или внешних условий. Для этого приходится использовать резервные ресурсы организма.

Длительность третьей волны: две-три недели.

Очевидно, что эта волна сильно истощает организм, а в случае успешного разрешения ситуации или приспособления к ней требует продолжительного и качественного отдыха. Если же стресс продолжается более двух-трех недель, он становится хроническим и может привести к перегрузке одного или нескольких органов, находящихся в состоянии напряжения (где тонко там рвется). О хроническом стрессе свидетельствуют: сердцебиение, гастрит, бессонница, тревога, раздражительность, хроническая усталость, потеря чувства юмора, избегание людей, склонность к отупляющим действиям (сидение у телевизора, компьютерные игры и т.д.), повышение артериального давления (АД) в покое, снижение иммунитета (Biondi, 2001), активация воспалений (Кириллов, 1994), ослабление памяти и внимания (McEwen, 2002), страх и депрессия (Peseschkian & Peseschkian, 2009).

Наши рекомендации