Возрастная динамика развития содержания потребности в общении со сверстником у дошкольников
В реальном процессе общения дошкольников рассмотренные нами комплексы проявлений в адрес сверстников встречаются у, всех детей. Но у некоторых детей доминируют надо всем одни проявления, у других — иные. Можно предположить, что для разных этапов дошкольного детства характерно неодинаковое содержание потребности в общении со сверстником.
Для определения возрастных особенностей качественного преобразования содержания потребности в общении со сверстником у дошкольников мы сопоставляли интенсивность и частоту проявления всех рассмотренных выше комплексов в деловых, познавательных и личностных ситуациях.
Анализируя полученные результаты, мы учитывали частоту и интенсивность проявлений у детей четырех составляющих (критериев) сформированности потребностей в общении (см. вторую и третью главы).
Мы выявили наиболее типичные проявления каждого из четырех критериев для всех модификаций содержания потребности в общении. Так, интерес к партнеру при потребности в деловом сотрудничестве выражается во внимании детей к действиям сверстника и в заимствовании образцов деятельности; при потребности в уважении — в соревновательном подражании ему и т. д.
Чувствительность к отношению партнера (четвертый критерий) при потребности в уважении проявляется в отстаивании ребенком своего мнения без аргументов, неподчинение сверстнику, обидчивость и т. д. И так для всех четырех критериев сформированное™ потребности в общении. Для каждого критерия было выделено несколько проявлений в рамках каждой модификации содержания потребности в общении.
Нами разработаны шкалы выраженности (интенсивности в баллах) каждого из проявлений ребенка в адрес сверстников; получены показатели меры сформированности потребности в общении со сверстником у дошкольников в каждой из ее модификаций (см. табл. 7 и 8).
Таблица 7
Общее количество (в баллах) проявлений в адрес сверстника в поведении дошкольников 4—7 лет при разных модификациях содержания потребности в общении
В результате обработки материалов мы получили данные о количестве различных проявлений в адрес сверстника у дошкольников при модификациях содержания потребности в общении, а также об интенсивности этих проявлений. Об уровне содержаний потреб- 86
Таблица 8 Интенсивность (в баллах) проявлений в адрес сверстника в поведении дошкольников 4—7 лет при разных модификациях содержания потребности в общении
ности в общении со сверстником у дошкольников мы судили по трем показателям: сумме проявлений по всем четырем критериям; сумме проявлений по третьему и четвертому критериям; и только по показателям четвертого критерия. Эти данные позволили выяснить, на каком этапе остановилось у дошкольников формирование той или иной модификации содержания потребности в общении со сверстником. Это относится как к количеству, так и к интенсивности проявлений потребности в общении с ровесниками у Дошкольников.
Рассмотрим, каким образом происходит изменение содержания потребности в общении со сверстниками у дошкольников. У детей 4—5 лет в наибольшей степени представлена потребность в сотрудничестве со сверстниками, о чем свидетельствуют и количество проявлений, и их интенсивность. Но уже в этом возрасте со всеми показателями потребности в деловом сотрудничестве конкурирует потребность в уважении сверстника. Близка к ней и потребность в сотворчестве. Но в последнем случае можно говорить о недостаточной ее оформленности, так как показатели по четвертому критерию очень низки.
Возраст 5—6 лет характеризуется как бы «взрывом» всех проявлений дошкольников, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения (табл. 8). Показатели, характеризующие 87
различные модификации содержания потребности -дошкольников в общении со сверстником, высокие, особенно по интенсивности проявлений. Выделяются среди них показатели, отражающие потребность детей в уважении сверстников. Но не сдает еще своих позиций потребность в деловом сотрудничестве. Значительно возрастает стремление детей разделить со сверстником переживания и устремленность к сотворчеству.
У детей 6—7 лет мы наблюдаем два резких перехода. Существенно (вдвое) увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с 'ровесниками переживания (см. табл. 7), протекание которых характеризуется высокими показателями интенсивности. В то же время стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстником в конкретной деятельности несколько ослабевает. По-прежнему важно для дошкольников уважение сверстников и возможность вместе «творить». С возрастом усиливается тенденция «обыгрывания» дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения.
Аналогичные данные получены в исследовании Р. К. Терещук (1986). Анализируя около 200 разновидностей контактов дошкольников 3—6 лет со сверстниками, она выделила15 комплексов поведенческих проявлений детей в адрес сверстников и квалифицировала их как потребность дошкольников 1) в самовыражении; 2) в доброжелательном внимании; 3) в сотрудничестве; 4) в признании; 5) во взаимопонимании и сопереживании. Предложенные Р, К. Терещук разновидности содержания потребности в общении со сверстником несколько отличаются от тех, которые были определены В. Н. Крестьяниновой. Как мы видим, Р. К. Терещук не вычленяет стремления детей к сотворчеству со сверстником, что, возможно, связано с особенностями ее метода исследования.
Остановимся на потребности в самовыражении в понимании Р. К. Терещук (1986) и Л. Н. Галигузовой (1983). У Л. Н. Галигузовой (см. третью главу) речь шла о демонстрации детьми друг другу необычных поз, движений, звуков и т. д., т. е. своих физических возможностей, о вовлечении ими друг друга в раскованное, ярко эмоциональное, непосредственное действование рядом. Р. К. Терещук вкладывает в это понятие несколько иное взаимодействие детей более спокойное и молчаливое, менее экспрессивное, демонстрация сверстнику своих умений действовать с предметом, не связанная со стремлением вовлечь его в аналогичные действия. При этом отмечается большая заинтересованность во внимании сверстника. Общее для этих двух вариантов взаимодействия то, что оно осуществляется детьми рядом, а не вместе. Стремление к соучастию сверстника свойственно детям 2—3 лет, сразу после возникновения у них потребности в общении с ним. У детей 3—4 лет оно преобразуется благодаря большему включению во взаимодействие предметов, но в сущности остается очень близким и похожим на общение детей 2—3 лет.
Обратимся к результатам исследования Р. К. Терещук. На основе социометрических методов обследования детей и анализа их реального взаимодействия автор выделяет в каждой из трех возрастных групп испытуемых (3—4, 4—5 и 5—6 лет) детей с разным положением среди ровесников: популярных, малопопулярных и непопулярных. Прежде всего Р. К. Терещук интересовало, почему одни дети популярны, а другие — нет и одинакова ли причина популярности детей разного возраста. С этой целью она выясняла, зачем и почему (по каким поводам) дети разного возраста обращаются к популярным и непопулярным детям, а также ответы детей с разным положением на обращения к ним ровесников.
В табл. 9 представлены данные о частоте обращений дошкольников определенных возрастных групп к детям с разным положением. Из таблицы следует, что младшие дошкольники чаще всего обращались к популярным сверстникам с целью показать себя и завоевать их доброжелательное внимание. Значительно реже демонстрировали трехлетки свои способности в присутствии малопопулярных детей и почти совсем не проявляли себя в обществе непопулярных ровесников.
К малопопулярным детям представители этой группы чаще всего обращались за доброжелательным вниманием: Для сотрудничества младшие дошкольники выбирали непопулярных и малопопулярных сверстников, так как последние малоинициативны и уступчивы. В их присутствии испытуемые брали инициативу в свои руки и становились хозяевами ситуации (играли больше сами, перелистывали страницы книг, комментировали рисунки и т. п.). Непопулярный малыш удобен как наблюдатель действий партнера, удовлетворяя
Таблица 9 Количество разных по содержанию обращений дошкольников 3—6 лет к сверстникам с разным положением в группе (в абс. ед. в среднем для одного ребенка)
Характер обращений | |||||||
Воз- раст, лет | Положение сверстника в группе | Демонстрация умений и стремление вовлечь сверстника в соучастие | Поиск доброже лательно- го внимания | Стремле ние к со- трудни- честву | Поиск признания и уваже- ния | Разделе- ние пере живаний и согласование мнений | Всего обращений |
3—4 | Популярный | 1,7 | 2,5 | 1,3 | — | — | 5,5 |
Непопулярный | — | 0,5 | 0,9 | — | — | 1,4 | |
Малопопулярный | 0,3 | 1,4 | 0,7 | — | — | 2,4 | |
4—5 | Популярный | — | 3,6 | 3,0 | 1,8 | 10,6 | |
Непопулярный | — | 0,4 | 1,3 | 0,3 | — | 2,0 | |
Малопопуляриый | — | 1,1 | 1,7 | 0,3 | 0,1 | 3,2 | |
5—6 | Популярный | — | 2,5 | 6,0 | 2,0 | 4,5 | 15,0 |
Непопулярный | — | — | 0,7 | 0,4 | 0,1 | 1,2 | |
Малопопулярный | — | 1,1 | 1,8 | 0,9 | 0,2 | 4,0 |
тем самым не столько потребности товарища, в сотрудничестве, которая еще мало выражена в этом возрасте, сколько желанию партнера действовать с предложенными экспериментатором интересными предметами и потребности во внимании и доброжелательности сверстников. В присутствии детей с высокой и средней популярностью получить такую свободу становилось значительно сложнее, так как они тоже хотели действовать с предметами.
В среднем возрасте потребность в деловом сотрудничестве настолько велика, что уровень популярности ребенка не помеха для этого. Тем не менее дети в большей степени заинтересованы в сотрудничестве с популярными, обращаясь к ним вдвое чаще. Дети 4—5 лет уже остро нуждаются в доброжелательном внимании равного партнера. Положение ребенка в группе заметно влияло на количество обращений, свидетельствующих о наличии этой потребности. В первую очередь дети стремились к контактам с популярными ровесниками. Они обращались к ним по этим поводам чаще, чем к малопопулярным, в 3 раза, и чем к непопулярным — в 9 раз. А за уважением и признанием дошкольники среднего возраста практически обращались только к сверстникам с высоким положением в группе.
В старшей группе по сравнению со средней картина меняется мало. Сотрудничества и признания старшие дошкольники также требовали от всех ровесников, невзирая на их популярность. Но к популярным детям они обращались в связи с этим в 3 и 9 раз чаще, чем к непопулярным. За доброжелательностью чаще обращались к популярным, чем к остальным сверстникам, а своими чувствами и переживаниями делились почти только с детьми популярными. Обсуждаемые показатели еще не дают ответа на вопрос о причинах популярности детей, об основаниях для избирательного отношения к ним сверстников. Но они позволяют выстроить некоторую иерархию поводов, по которым дошкольники разных возрастных групп обращаются к другим детям. Так, у детей 3—4 лет на первом месте стоит желание продемонстрировать свои умения (самовыражение) популярному ребенку и получить его доброжелательную оценку. Дети 4—5 лет чаще всего ищут сотрудничества с партнером и его внимания, признания и уважения. Старшие дошкольники интенсивнее, чем дети средней группы, ищут сотрудничества с ровесниками, их уважения, а также сопереживания и согласования мнений. При этом в контактах с популярным ребенком именно эти виды обращений дошкольников к ровесникам увеличиваются.
Данные о том, как дети с разным положением среди сверстников отвечают на обращения к ним ровесников, свидетельствуют, что популярных всех возрастных групп отличает высокая чувствительность к обращениям сверстников. Они откликались почти на все обращения независимо от их характера. Малопопулярным и непопулярным детям свойственны в этом отношении более низкие пока-
затели. Они далеко не всегда отвечали сверстникам и, что особенно важно, чаще всего оставляли без внимания те обращения, которые наиболее важны для партнера. Эти дети не реагировали на стремление ровесника получить от них признание, внимание, не откликались на приглашение к сотрудничеству.
Избирательное отношение дошкольников к популярным детям
основывается на их высокой чувствительности к различным обра
щениям сверстников и способности удовлетворить запросы ровес
ников. Малая популярность и непопулярность ребенка связаны не
только с тем, что он не всегда отвечает на Обращения сверстников,
но и с тем, что он реже всего отзывается на самые главные для
партнера обращения (см. табл. 10). Так, непопулярные дети
4—5 лет совсем не реагируют на тех, кто ищет признания (что
для детей этого возраста очень важно!), 5—6-летние малопопуляр
ные и непопулярные в группе отзываются на это только в 25—50 %
случаев. --':.- а' •"-•
Анализируя причины предпочтения и неприятия дошкольниками сверстника, можно выстроить некоторую возрастную динамику смены содержания их потребности в общении с ним:'" у детей 3—4 лет доминирует потребность в самовыражении и доброжелательном внимании ровесников; у 4—5-летних — в сотрудничестве и признании; почти то же самое наблюдается у старших дошкольников.-
Итак, на протяжении дошкольного возраста все модификации содержания потребности в общении со сверстником интенсивно
Т а б л и ц а 10
Количество ответов дошкольников 3—6 лет на обращения ровесников (в %)
Возраст, лет | Положение ребенка в группе | Количество ответов на обращения разного содержания | ||||||
На деме-монстра-цию умений и стремление вовлечь в соучастие | На поиск доброжелатель-ного внима-ния | На стремле- ние к сотруд-ничеству | На поиск призна- ния и уваже-ния | На разделе-ние переживаний и согласование мнений | ||||
3—4 | Популярный | 98,0 | 92,3 | 83,3 | — | _ | ||
Непопулярный | — | 60,0 | 40,0 | — | — | |||
Малопопулярный | 36,3 | 66,7 | 50,0 | — | — | |||
4—5 | Популярный | — | 83,7 | 97,3 | 96,5 | 91,8 | ||
Непопулярный | — | 18,2 | 56,7 | — | ||||
5—6 | Малопоиулярный Популярный | — — | 66,7 100,0 | 78,5 99,1 | 63,5 100,0 | 100,0 — | ||
Непопулярный | — | 33,4 | 61,4 | 53,2 | 62,5 | |||
Малопопулярный | — | 61,3 | 36,4 | 25,0 | 71,3 | |||
Примечание. 0 — отсутствие ответов при наличии обращений; — - отсутст
вие обращений.
развиваются. Но видимо, до 6 лет три основные «страсти» толкают дошкольников к ровесникам: стремление к соучастию в забавах и самовыражению, к деловому сотрудничеству (в трех его вариантах) и жажда признания (потребность в уважении).
Стремление к соучастию в забавах и самовыражению — генетически первая модификация содержания потребности в общении со сверстником у дошкольников. Оно предполагает действование детей рядом, одновременно или попеременно, но обязательно веселое. От сверстника ребенок ждет внимания и оценки своим действиям (2—4 г), демонстрируя ему имеющиеся достижения в движениях и предметных действиях.
Следующая модификация содержания потребности в общении со сверстником у дошкольников — стремление к сотрудничеству. К выражению потребности в сотрудничестве с ровесниками у дошкольников могут быть отнесены три варианта проявлений. Прежде всего это стремление к собственно деловым контактам с другими детьми в рамках различных конкретных деятельностей (конструирования, игры). Далее стремление к сотворчеству с ровесниками при отсутствии регламентированности их взаимодействия какой-либо деятельностью, кроме той, которую дети «творят». Делом в этих случаях выступает само творчество детей, его процесс. К деловому сотрудничеству могут быть отнесены и случаи «обыгрывания» детьми возникающих в деловых ситуациях конфликтов (4—7 лет).
Потребность в признании до 6 лет занимает у дошкольников как бы сопутствующее место в сотрудничестве. Проявления этого содержания потребности в общении возникают, возрастают и уменьшаются вместе с аналогичными изменениями потребности в сотрудничестве (см. табл. 7 и 8). По количеству случаев и интенсивности их проявлений оно занимает второе место, после потребности в сотрудничестве, если иметь в виду все его варианты, вместе взятые.
После 6 лет у детей резко возрастает потребность разделить со сверстниками переживания, согласовать тачки зрения (потребность в сопереживании и взаимопонимании). Данное содержание потребности в общении со сверстником по количеству случаев и интенсивности проявлений занимает у детей 5—6 лет уже первое место даже по отношению к совокупно представленной потребности в сотрудничестве.
Потребность во внимании и доброжелательности, о которой писали М. И. Лисина и Р. А. Смирнова (1985), едва ли может выступить отдельной модификацией содержания потребности в общении дошкольников со сверстниками. Желание внимания и доброжелательности — генетически самое раннее содержание потребности в общении со взрослым у детей первого полугодия жизни. Жизненные задачи ребенка первого года жизни, порождающие это содержание его потребности в коммуникативной деятельности со
взрослым, в большей степени отличаются от тех, которые толкают трехлетку к взаимодействию с ровесником. Внимание и доброжелательность сверстника выступают, скорее, как необходимый фон или основа общения ровесников, как сопутствующий аспект потребности в самовыражении, признании и уважении.