Избирательное отношение детей раннего возраста к сверстнику
Интересные данные об отношении детей раннего возраста к сверстнику мы получили с помощью метода изучения избирательности испытуемых к различным воздействиям. Этот метод успешно применялся при исследовании общения детей со взрослым и позволил установить наличие предпочтительного отношения детей к воздействиям взрослого и особый состав их действий в адрес последнего (X. Т. Бедельбаева, 1978; С. Ю. Мещерякова-Замогильная, 1979; Д. Б. Годовикова, 1979).
Перенесение указанного метода в сферу общения детей с ровесниками происходило следующим образом. Мы разработали две серии опытов, в которых сопоставлялось отношение детей к сверстникам, взрослым и игрушкам. Сверстник и взрослый входили в группу социальных объектов, а игрушки получили условное наименование несоциальных объектов (что не отрицает того факта, что они созданы в рамках человеческой культуры), в качестве несоциальных объектов выступали также изображения животных.
В I серии выявлялась избирательность восприятия детьми изображений на слайдах, на которых порознь или в различных сочетаниях были запечатлены взрослый, сверстник и животное. Во II серии определялось наличие у детей избирательного отношения к реальным сверстнику, взрослому и игрушке. Для этого ребенку, сидящему в кроватке, через определенные промежутки времени показывали один из объектов, скрытых остальное время за экраном. Основные результаты опытов представлены в табл. 4.
Как следует из таблицы, дети отдавали предпочтение социальным объектам — взрослому и сверстнику независимо от способов их предъявления. В то же время взрослый и сверстник воспринимались детьми по-разному. При демонстрации изображений (I серия) дети разглядывали фотографии сверстников дольше, чем снимки взрослых, выше была интенсивность и внимания, и эмоциональных проявлений. При восприятии изображений сверстника дети стремились вовлечь экспериментатора в совместное рассматривание, чаще и разнообразнее вокализировали. А при восприятии реальных взрослого и сверстника наши испытуемые развивали более высокую активность в отношении взрослого: максимальное (по сравнению с другими объектами) время рассматривания и сохранения интереса к нему, усилившуюся внимательность и наиболее яркое эмоциональное отношение.
Среди реакций детей на изображение сверстника особый интерес вызывают их вокализации, так как ознакомление не только сопровождалось большим числом высказываний, но и имело специфическое содержание. Оно заключалось в постоянном сравнении себя с ровесником, а иногда и в прямом отождествлении с ним. Последнее выражалось в том, что дети называли, изображен- 63
Таблица 4
Проявления избирательности к социальными несоциальным объектам при восприятии их в различных ситуациях в целом по выборке
Параметры избирательности | Объекты восприятия | ||
Животное | Взрослый | Сверстник | |
(игрушка) | |||
I серия — слайды | |||
Длительность рассматривания (в с) | 13* | 16*z | |
Интенсивность внимания (в' усл. баллах) | 163* | 196*z | |
Зрительные ориентировки (в усл. баллах) | 597* | 680* z | |
Двигательное оживление (в усл. баллах) | 206 ' | 223* | 263*z |
Эмоциональные проявления (в усл. баллах) | 161* | 304* z | |
Вокализации (в усл. баллах) | 130* | 154*z | |
II серия — реальные объекты | |||
Длительность рассматривания (в с) | 19* | 15*z | |
Количество проб, в течение которых объект | |||
вызывал интерес | 10* | 8*z | |
Интенсивность внимания (в усл. баллах) | 32* | 23*z | |
Зрительные ориентировки (в усл. баллах) | 3125* | 1236*z | |
Двигательное оживление (в усл. баллах) | 395* | 237*z | |
Эмоциональные проявления (в усл. баллах) | 14 026* | 7509*z | |
Вокализации (в усл. баллах) | 901* | 770*z |
Примечание * — различия значимы для социальных и несоциальных объектов, z — различия значимы для социальных объектов.
ного ровесника своим именем, в этих случаях наблюдался особенно
пристальный интерес к слайдам. Ребенок как бы изучал себя со
стороны. Некоторые испытуемые помещали -изображение ребенка
в знакомые житейские ситуации, объясняли его эмоциональное
состояние переживаниями, известными им по собственному опыту.
Ничего подобного не происходило при восприятии детьми изображений взрослого или игрушки (животного). Ознакомление с фото
графиями сверстников сопровождалось преимущественно познавательными эмоциями.
Анализ результатов II серии подтвердил полученные в предыдущих опытах данные о чертах сходства и различия в контактах детей с ровесниками и взрослыми. Сходство выражалось в стремлении привлечь к себе внимание сверстника, продемонстрировать ему свое отношение и показать свои умения. Средствами контакта служили эмоциональные экспрессии, игровые действия, вокализации, жесты. Чувствительность к воздействиям сверстника проявлялась в ответных действиях, содержание которых свидетельствовало о готовности детей общаться друг с другом.
Качественная особенность детских контактов с ровесниками заключалась в специфическом содержании: это эмоционально окра-
шенная игра, по ходу которой дети в максимально свободной
форме демонстрируют друг другу имеющиеся у них умения и
навыки.
Избирательное отношение детей к социальным воздействиям
и различие в поведении по отношению к взрослому и сверстнику объясняются не столько разницей в информативности объектов асоциального и несоциального окружения, сколько наличием у них обостренных социогенных потребностей. По нашим экспериментальным данным, восприятие другого человека не просто сопровождалось усилением активности испытуемых по сравнению с восприятием животного (игрушки), но и стимулировало поведение, адекватное ситуации общения. Так, разглядывая изображение сверстника, дети разговаривали с ним как с живым ребенком; фотографии взрослых вызывали у детей воспоминания о близких, желание видеть и общаться с ними.
Влиянием социальных факторов объясняется и предпочтение,
оказанное детьми взрослому по сравнению со сверстником (II се
рия). Взрослый занимал в этой ситуации пассивную позицию, а
сверстник вел себя очень активно и с точки зрения информативности
представлял собой больший интерес. Однако' наличие у детей более
острой потребности в общении со взрослым, нежели со сверстником,
стимулировало их к активным попыткам вступить с ним во взаимо
действие. Преобладание интереса к сверстнику при восприятии
слайдов связано, на наш взгляд, с актуализацией потребности
в самопознании, которая благодатным образом могла удовлетво
ряться в ситуации, позволяющей ребенку посмотреть на себя со
стороны.