Становление потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста
Мы создали условия для выявления у детей различных, имеющихся у них в данном возрасте потребностей в общении со взрослым, в предметном манипулировании и гипотетически существующей потребности в общении со сверстниками. В первой серии опытов детям предоставлялась возможность общаться друг с другом наедине, без игрушек и вмешательства взрослого; во второй — появлялась игрушка; в третьей — в опытах участвовал взрослый. Такая постановка эксперимента позволяла выявить особенности контактов детей в разных жизненных ситуациях и выделить влияние разных потребностей на взаимодействие испытуемых, а, также установить иерархию этих потребностей.
В поведении испытуемых мы выделили четыре категории действий, отражающих отношение детей к сверстникам. В I категорию вошли действия, характеризующие отношение к сверстнику как к интересному объекту. Подобные действия наблюдаются и при контактах со взрослым и с игрушкой. Они выражаются в ориентировочно-исследовательских движениях, направленных на ознакомление с различными качествами сверстника, и эмоциях, сопровождающих этот процесс: дети подходили к сверстнику поближе, улыбаясь, рассматривали его лицо, фигуру, одежду, привлекали к нему внимание экспериментатора. Во II категорию мы включили действия, общие для обращения со сверстником и игрушкой. Эти действия характеризовались изучением объектных качеств сверстника, 57
но их отличала особая бесцеремонность и они никогда не совершались применительно к взрослому. Дети дергали ровесника за волосы, за уши, хлопали рукой по голове, т. е. играли с ним как с куклой. В III категорию вошли действия, общие для поведения детей в отношении сверстника и взрослого: наблюдение за его действиями, прослушивание вокализаций, подражания. Сюда же включены и действия, адресованные сверстнику как партнеру по общению: улыбки, обмен игрушками, рассказы о своих умениях и т. д. IV категория объединяла действия, специфические только для контактов со сверстниками. Их отличала чрезвычайно яркая эмоциональная окраска: дети, радостно смеясь, разглядывали сверстника, восторженно следили за ним. К IV категории мы отнесли и действия с отрицательным зарядом: настороженное наблюдение за игрой ровесника, недовольство близким соседством с ним. Инициативные обращения к сверстнику как к субъекту . осуществлялись с особой раскованностью, малыши весело прыгали, кувыркались, дразнили друг друга и т. д. Особую группу составили негативные действия: ссоры из-за игрушек, недовольство бесцеремонным обращением ровесника.
В описанных четырех категориях выделились два аспекта отношения детей к другим людям — объектный и субъектный. Внешним признаком различения субъектных действий служили взгляды в глаза сверстнику, сопровождавшие то или иное действие и выражавшие отношение к нему (радость, ожидание, гнев и т. п.). Сходные на первый взгляд действия, например подражания, рассматривались в одних случаях как объектные (ребенок, понаблюдав за сверстником, ковырявшим свои колготки, производил то же самое действие со своей одеждой, не обращая внимания на дальнейшее поведение ровесника), а в других—как субъектные (увидев прыгающего в кроватке ребенка, малыш подбегает к нему и, радостно улыбаясь и глядя ему в глаза, тоже принимается прыгать перед ним). Выделенные аспекты позволили проследить изменения в отношении детей к ровесникам на протяжении раннего возраста от объектного к субъектному. Динамика этого отношения отражена в табл. 3, испытуемые подразделены на три возрастные группы: младшую (от 1,0 до 1,5 лет), среднюю (от 1,6 до 2,0 лет) и старшую (от 2 до 3 лет).
Данные представлены в виде частоты действий различных категорий, куда входили и их общая сумма, и количество разновидностей действий внутри каждой категории, и число детей, совершавших те или иные действия. Помимо количественных оценок учитывалась интенсивность каждого показателя в баллах. В итоге частота действий также выступала не в абсолютных, а в условных единицах.
Заключительная горизонтальная строка таблицы свидетельствует о том, что активность испытуемых по отношению к сверстнику возрастала от младшей группы к старшей. Однако внутри выделён-
Таблица 3
Частота действий детей по отношению к сверстнику в сумме
по трем сериям опытов (в усл. ед.)
Категории действий | Возрастные группы 1,0—1,5 1,6—2,0 2,0 —3 |
I. Общие для сверстника, взрослого и игрушки II. Общие для сверстника и игрушки III. Общие для сверстника и взрослого IV. Специфические для сверстника | 44 36 26 82 14* 0** 255 484* 976** 29 56* 494** |
В сумме | 410 590 1496 |
Примечание. * — статистически значимые различия между младшей и средней группами по критерию Вилкоксона при р< Д05. ** — статистически значимые различия между средней и старшей группами при p< 0,01.
ных категорий действий эта закономерность касалась лишь III и IV, в то время как в I и II обнаружились тенденции к сокращению.
Уменьшение количества действий I категории свидетельствует о том, что интерес детей к сверстнику как к объекту снизился, хотя здесь статистически значимых различий мы не обнаружили. Значительно сильнее сократилась с возрастом частота действий II категории. В младшей группе эти действия (29 разновидностей) совершали все испытуемые. После полутора лет неспецифические действия все еще имелись в репертуаре поведения 10 испытуемых (15 разновидностей), однако их обращение со сверстником стало более деликатным, осторожным. В старшей группе подобные действия встречались только у 5 детей, количество их разновидностей сократилось до 6. Обращение со сверстником как с объектом постепенно исчезает из поведения детей.
Анализ содержания действий III категории, включающей и объектные и субъектные действия, выявил, что в двух младших группах преобладающей по отношению к сверстнику оказалась деятельность, направленная на ознакомление с его объектными свойствами и не имеющая целью установление контактов с ним. Количество таких действий в. младшей группе составило 76,8% от общей суммы действий данной категории, в средней—59,7%, а в старшей— только 30,6%. Содержанием этих действий явилось наблюдение за игрой ровесника, подражания его действиям, а также сопровождавшие эти действия эмоции. Субъектные действия детей младшей и средней групп состояли из выражения расположения сверстнику с помощью коммуникативных эмоций. В поведении детей старшей группы впервые появилась такая прогрессивная для детских контактов форма коммуникативных действий, как эмоционально окрашенные игровые действия, с помощью которых ребенок не только показывал свое отношение к сверстнику, но и
демонстрировал перед ним свои умения, а также вызывал его на ответную активность. Такую форму инициативных действий мы наблюдали в поведении детей на протяжении всего раннего возраста по отношению к взрослому, и лишь у малышей третьего года жизни мы обнаружили ее появление по отношению к сверстнику. 98,9% от общей суммы игровых действий, обращенных к сверстнику, пришлось на старшую возрастную группу.
Итак, состав и количество объектных действий III категории с возрастом сокращаются, а субъектных—увеличиваются, что свидетельствует об активном стремлении малышей к общению со сверстниками.
Наиболее резким изменениям подверглась IV категория действий. Ее удельный вес составил 9% от общего числа инициативных действий в младшей группе, 18,4%—в средней и поднялся до 43,1%— в старшей. Качественные различия в составе этой группы действий заключались в следующем. В младшей и средней возрастных группах действия, адресованные сверстнику как субъекту, имели преимущественно отрицательный характер; с их помощью дети выражали недовольство поведением сверстника, нежелание общаться с ним (сердитые взгляды в глаза, отталкивание от себя и т. п.). В поведении детей старшей возрастной группы специфика отношения к ровеснику выражалась в стремлении малышей к установлению и поддержанию общения. В репертуаре поведения детей появились особые игровые действия, в которых выражалось отношение к ровеснику как к равному ребенку существу, с которым можно побаловаться, посоревноваться в умениях. Одновременно с инициативными действиями специфического характера появились соответствующие, им подражания и совместные действия: дети весело танцевали, взявшись за руки, наперебой выкрикивали слова, кувыркались, перебрасывались предметами, прыгали, хвастались своей ловкостью и т. п.
Значительно, менялась на протяжении раннего возраста чувствительность детей к воздействиям сверстников. Так, доля ответных действий с положительным знаком составила в младшей группе 39,2% от общего количества ответных действий, в средней—50,5%, а в старшей—89,2%. На полюсе отрицательных ответных действий картина была обратной—от 30% негативных реакций у младших детей к 5,9%—у старших. В старшей группе детей почти не наблюдалось равнодушного отношения малышей к обращениям ровесников, в то время как в младшей группе почти 32% инициативных действий детей остались без ответа.
Сопоставление полученных данных с четырьмя критериями потребности в общении приводит к следующим выводам.
Для детей начала второго года жизни характерно преобладание по отношению к сверстнику таких форм деятельности, которые сопоставимы с I и II критериями потребности в общении: интересом и эмоциональным отношением. Они выражаются в ориентировочно-
исследовательских действиях, связанных с ознакомлением со сверстником как с интересным объектом восприятия, и в эмоциональных экспрессиях. Чувствительность к воздействиям сверстника развита чрезвычайно слабо: ответные реакции детей часто имеют отрицательную направленность.
После 1,5 лет увеличивается выраженность двух первых критериев. Более четко выступают коммуникативные элементы поведения, но по содержанию они не отличаются от тех инициативных действий, которые наблюдаются у детей младшей возрастной группы. Соединение слабо развитой инициативы по отношению к сверстнику с недостаточной чувствительностью к его воздействиям приводит к тому, что при несомненном интересе детей друг к другу между ними не возникают взаимодействия, предполагающие ' обмен активностью. Детские контакты характеризуются в этом возрасте односторонностью воздействия одного ребенка на другого.
Начало третьего- года жизни знаменуется поворотом к субъектным отношениям между детьми. Интерес и внимание к объектным качествам другого ребенка сохраняются. Однако все более существенными становятся два других, специфических для общения критерия—инициативные действия, имеющие коммуникативную цель, и чувствительность к воздействиям ровесника. Они способствуют появлению контактов между детьми, в которых происходит взаимный обмен активностью. Поведение детей этого возраста удовлетворяет всем критериям, коммуникативной потребности.
Сравнение результатов опытов в трех экспериментальных ситуациях («чистое общение», ситуация с включением игрушки и с участием взрослого) выявило, что наибольшую активность по отношению к сверстнику дети всех трех экспериментальных групп обнаружили в ситуации «чистого общения». Специфические для общения критерии коммуник ативной потребности—инициативность и чувствительность к воздействиям ровесников — выражались наиболее ярко. Центральной фигурой, на которой сосредоточивалось внимание испытуемых, становится сверстник. Введение в эксперимент игрушки ослабляло интерес детей к сверстнику: ситуация опосредовалась уже игрушкой. Сокращались положительные и увеличивались отрицательные субъектные обращения ребенка к ровеснику, ослаблялось стремление к совместным с ним играм. Участие в опытах взрослого также отвлекало детей друг от друга; они наперебой стремились привлечь к себе внимание экспериментатора; количество субъектных действий, обращенных к ровеснику, резко сокращалось.
Таким образом, сопоставление потребности детей в общении со сверстниками с их потребностью в предметном манипулировании и в общении со взрослым показало, что новая коммуникативная потребность занимает последнее место- в иерархии потребностей.
Подход к общению как к деятельности, которая формируется на базе уже имеющихся у детей потребностей, вызывает необходимость анализа и в этой плоскости'. Разрабатывая концепцию генезиса общения применительно к общению детей со взрослыми, М. И. Лисина в качестве основы, на которой складывается коммуникативная потребность, выдвинула потребности ребенка в новых впечатлениях и в активном функционировании К раннему возрасту сложившаяся потребность в общении со взрослым не только действует наравне с предшествующими, но и оказывает решающее влияние на их содержание, способствуя переходу детей к новым видам активности (в частности, к формированию сначала предметного манипулирования, а затем предметной деятельности). Применительно к сфере общения детей со сверстниками можно предположить, что исходными для возникновения новой потребности выступают упомянутые выше потребности: в новых впечатлениях, в активном функционировании и (уже сложившаяся) в общении со взрослым. Две первые становятся основой для рождения у детей потребности в общении между собой, когда сверстник благодаря своей активности дает ребенку богатые впечатления и возможность направить активность на себя. Только третья исходная потребность мыслится в качестве конструктивного материала для формирования отношения ребенка к ровеснику как к субъекту — отношения, специфического именно для коммуникативной деятельности.
Анализируя происхождение потребности детей в общении со сверстником, мы пришли к следующим выводам. Первоначально ровесник воспринимается ребенком прежде всего как интересный объект, удовлетворяющий потребность в новых впечатлениях. Чуть позже он начинает удовлетворять потребность малыша в активном функционировании, ребенок обследует его как привлекательный •предмет. Вместе с тем уже в раннем возрасте дети иногда адресуют друг другу коммуникативные действия, выработанные в общении со взрослым. Первоначально это лишь прямой перенос их из одной сферы в другую, не отражающий специфики отношения именно к сверстнику, коммуникативные акты свидетельствуют только о том, что субъектность последнего воспринимается ребенком. По мере расширения контактов все больший интерес малышей начинают вызывать не объектные, а субъектные качества ровесников — способность отвечать на инициативу, выражать одобрение, умение сопрягать свои действия с поведением другого; перед ребенком раскрывается возможность общаться с равным ему партнером. - Обоюдная непосредственность поведения детей порождает специфику их взаимодействия в данном возрасте. Качественная особенность детских контактов с ровесниками состоит в том, что это эмоционально окрашенная игра, благодаря которой дети в максимально свободной форме демонстрируют друг другу свои умения. Поддержка сверстником самых необычных действий приводит ребенка в радостное возбуждение, а огромное удовольствие от процесса игры 62 помогает малышу реализовать имеющиеся у него потенции.