Проявление избирательности в отношениях младенцев
Изучая особенности избирательных отношений между младенцами, мы-стремились, с одной-стороны, окончательно установить, соответствуют или не соответствуют отношения между младенцами статусу деятельности общения, а с другой — прояснить вопрос о возможности существования привязанностей и расположений детей друг к другу в столь раннем возрасте. Кроме того, мы пытались проверить, способны ли дети первого года жизни к избирательным отношениям с ровесниками, определить, в чем проявляется избирательность (если она имеет место), и выявить, что лежит в ее основе1.
Используя шкалу баллов, нам удалось с помощью количественных
1 Решая вопрос об избирательности младенцев в контактах с ровесниками, мы употребляем понятие «избирательные отношения» (синоним — предпочтения) как более емкий и лучше отражающий специфику выявляемых отношений, а не «привязанность», под которой понимают поиск и установление близости с другим индивидом, прежде всего с матерью и теми, кто окружает ребенка.
показателей и охарактеризовать контакты младенцев, и определить наличие у них предпочтений (количественная оценка поведения детей уже неоднократно использовалась в ряде работ, выполненных под руководством М. И. Лисиной, и доказала свою продуктивность: JI. Н. Галигузова, 1983; Т. М. Землянухина, 1982; Р. И. Деревянко, 1983).
Но что принять "за свидетельство наличия избирательности у детей первого года жизни? Мы выдвинули два критерия. Прежде всего, в качестве показателя избирательности выступило устойчивое выделение ребенком одного из двух партнеров, который мы назвали устойчивость избирательных отношений. Критерием устойчивой избирательности служило предпочтение ребенком одного из партнеров в 5 (или более) из 7 серий экспериментов. Нас интересовало прежде всего количество детей с выраженной устойчивой избирательностью отношений. Полученные данные представлены в табл. 2.
Второй критерий — индекс предпочтения, позволяющий судить о мере выраженности предпочтения ребенком одного из партнеров. Индекс предпочтения определялся на основе сопоставления количества и интенсивности контактов ребенка с каждым из партнеров. < Если количественно таковые контакты младенца с одним сверстником , превосходили соответствующие показатели в отношении к другому не менее чем в 1,5 раза, то мы рассматривали это как свидетельство . наличия избирательности и достаточной ее выраженности. Для определения индекса предпочтения фиксировались восемь показателей поведения ребенка, адресованных сверстнику: 1) суммарный показатель активности, 2) количество серий, в которых ребенок обнаруживал предпочтение партнера, 3) отношение к ребенку, владеющему игрушкой; 4) отношение к ребенку, экспонируемому взрослым визуально, 5) отношение к ребенку во время организованных контактов (физического и эмоционального), 6) общий балл ориентировочно-исследовательских действий, 7) общий балл эмоциональных проявлений, 8) общий балл инициативных действий.
Анализ данных, представленных в табл. 2, свидетельствует,
Таблица 2 Возрастная динамика проявления избирательных отношений у младенцев (гс=15)
Избирательность | Избирательности. | |
по устойчивости | по показателю | |
Возрастные группы | выделения партнера | индекса предпочтения |
I II III IV Всего | K-во детей | К-во детей |
что из всех наших испытуемых, несмотря на разнообразие экспериментальных ситуаций, половина — 31 ребенок проявляли устойчивую избирательность к одному из партнеров. Значительно меньше детей предпочитали одного из партнеров по критерию индекса избирательности. Их насчитывалось всего 17 человек.
Наличие избирательных отношений у младенцев по указанным критериям свидетельствует, что они существуют у детей на протяжении всего первого года жизни. Больше всего младенцев, проявляющих избирательность, отмечается в самой младшей группе и минимальное их число — в старшей. Таким образом, мы видим, что с возрастом проявления избирательности в отношениях со сверстниками не возрастают, а сокращаются.
Обратимся к качественному анализу избирательных отношений наших испытуемых. Мы установили, что на первом году жизни избирательные отношения у детей проявлялись в основном в ориентировочно-исследовательских действиях: малыши избирательно относились к тем сверстникам, которые активно привлекали к себе их внимание. У самых маленьких наших испытуемых активность выражалась в часто возникающем комплексе оживления, спонтанной двигательной активности. Именно этого рода активность и служила основой для избирательного отношения к сверстнику у детей 3—4 мес. К концу полугодия также предпочитались динамичные дети, действия которых направлялись не на удовлетворение собственной потребности в активности, а на привлечение к себе внимания взрослого. В 8—9 мес предпочитаемых детей отличала не только двигательная, но и познавательная активность. У них больше, чем у других, выражен интерес к игрушке и действиям с нею. Кроме того, их характеризовала яркая положительно окрашенная эмоциональность. В конце года малыши избирательно относились к эмоциональным, динамичным сверстникам, обладающим богатым репертуаром инициативных действий и самостоятельно вступающим в контакты с другими детьми.
Из наших экспериментальных данных выяснилось, что наиболее ярко предпочтительнее отношения проявлялись в контрольных пробах, когда младенцы находились рядом друг с другом в пустом манеже. Присутствие игрушек во всех возрастах мешало избирательности отношений. Организующее воздействие взрослого само по себе предопределяло характер предпочтений.
Проанализируем избирательные отношения в зависимости от возраста испытуемых и от экспериментальных ситуаций. Полученные материалы свидетельствуют о том, что в самой младшей возрастной группе они проявлялись в предпочтительном внимании к сверстнику как к интересному объекту. Тем самым младенец удовлетворял одну из своих жизненно важных потребностей — потребность во впечатлениях. К концу первого полугодия, так же как и в более раннем возрасте, предпочтение младенцев выражалось в зрительном внимании. Но теперь на него заметное влияние оказывал находя- 48
щийся рядом взрослый. Кроме того, именно у полугодовалых детей мы обнаружили начатки избирательной эмоциональности к предпочитаемым сверстникам.
Во втором полугодии -уменьшается количество детей, у которых выявлены устойчивые избирательные отношения к предпочитаемым сверстникам. У них помимо избирательного внимания к подвижным и эмоциональным сверстникам предпочтения выражались в проявлениях готовности ответить партнеру. Это свидетельствует о том, что предпочитаемый сверстник полнее удовлетворяет потребность младенца не столько во впечатлениях, сколько в активном функционировании. В конце года дети также учитывали индивидуальные особенности своих партнеров: предпочтения проявлялись к тем сверстникам, которые чаще вступали с ними в совместные действия и игры, подражали им.
На предпочтения младенцев существенное влияние оказывали
взрослый и игрушка. Вмешательство взрослого заметно нивелирова
ло предпочтительное отношение к определенным сверстникам, что
свидетельствует о нестойкости отмеченных избирательных отноше
ний.
Проверенный количественный и качественный анализ показал, что между младенцами существуют избирательные отношения, которые содержательно изменяются от начала к концу года. Наши испытуемые отдавали предпочтение тем сверстникам, которые были интересны для рассматривания и наблюдения, а также проявляли большую активность, эмоциональность и инициативность при взаимодействии с ровесниками. Таким образом, избирательность у младенцев, особенно в первом полугодии, носит объектный характер, базирующийся на ориентировочно-исследовательских действиях, которые составляют основу познавательной активности и связаны с удовлетворением потребности детей во впечатлениях./ К концу года такого рода избирательность ослабевает. Возникают первые признаки избирательности, имеющей характер субъектного отношения. В уменьшении случаев «объектной» и слабой выраженности «субъектной» избирательности мы видим причину общего сокращения количества избирательных отношений между младенцами.
Исходя из анализа экспериментальных данных, мы считаем, что существующие между младенцами контакты и избирательные отношения побуждаются потребностями в новых впечатлениях и активности. Другой ребенок, как их источник, помогает малышу удовлетворить эти уже существующие потребности, которые выступают условиями возникновения контактов между младенцами. Особая же потребность в общении с ровесниками пока находится в стадии становления.