IX. Оценка состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности)
Также как и в 2015 году, в 2016 году гарантирующие поставщики занимают долю на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии около 75% на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в большинстве регионов их доля близка к 100%. При этом, в ряде регионов только гарантирующий поставщик является субъектом оптового рынка электрической энергии и все остальные энергосбытовые компании покупают электроэнергию у него. В некоторых регионах произошло возрастание рыночной доли гарантирующего поставщика электроэнергии, в том числе за счет поглощения энергосбытовых компаний.
Доли остальных энергосбытовых компаний не превышают 35% на розничных рынках электрической энергии (мощности). В ряде регионов произошло ослабление доли гарантирующего поставщика за счет увеличения доли иных энергосбытовых организаций.
Розничные рынки купли-продажи (поставки) электрической энергии относятся к потенциально конкурентной сфере деятельности, в условиях, если продажа электроэнергии осуществляется несколькими энергосбытовыми организациями в зоне деятельности гарантирующего поставщика, на одной и той же территории в границах сетей соответствующей сетевой организации. В связи с этим необходимо отметить, что в ряде регионов наблюдается тенденция развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии, выразившаяся в появлении независимых энергосбытовых компаний, продающих покупаемую ими на оптовом рынке электроэнергию на розничном рынке, наряду с гарантирующими поставщиками.
X. Выводы
В рамках проведения анализа состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) в 2016 году Управлением регулирования электроэнергетики установлено следующее.
1. Картина состояния конкурентной среды в регионах России в целом является схожей по сравнению с 2015 годом: в 2016 г. территориальными органами были отмечены 683 энергосбытовых организаций (в их числе филиалы энергосбытовых организаций, действующих на территориях нескольких субъектов Российской Федерации), 315 из которых обладали статусом гарантирующего поставщика.
2. Розничные рынки электрической энергии (мощности) во всех субъектах Российской Федерации характеризуются высокой степенью концентрации в условиях неразвитой конкуренции.
3. Доминирующее положение на розничных рынках электроэнергии в пределах административных границ субъектов Российской Федерации занимают гарантирующие поставщики с долей более 50% (в большинстве регионов доля близка к 100%). При этом в отдельных регионах отмечается увеличение их доли на рынках.
4. Системная задача по повышению платежной дисциплины в целом по отрасли стоит как перед участниками рынков, так и перед федеральными органами исполнительной власти, ответственными за функционирование рынков электроэнергетики.
В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 15.02.2016 № Пр-278 подготовлен и 5 апреля 2017 года принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в I чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности».
5. Актуальной является необходимость разработки новых и совершенствования действующих нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики.
6. Необходимо продолжать антимонопольный контроль за действиями субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности), в том числе гарантирующих поставщиков, которые обладают реальной рыночной властью и могут препятствовать входу на розничные рынки электрической энергии (мощности) новых энергосбытовых организаций, а также выходу сбытовых компаний и крупных потребителей на оптовый рынок электрической энергии.
7. Отдельно отмечаем, что величины сбытовых надбавок, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации неоднородны, недофинансированы и зачастую принимаются исходя из субъективных факторов, не учитывающих экономическую конъюнктуру. В целях устранения перекосов в тарифном регулировании и во исполнение указания Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 04.08.2015 № П9-38530 ФАС России разработан акт Правительства Российской Федерации об изменении порядка ценообразования с переходом на эталонные затраты гарантирующих поставщиков при формировании сбытовой надбавки, что позволит снизить сбытовые надбавки, которые превышают эталонные затраты, при поэтапном (за 5 лет) повышении надбавок в регионах, где они были ниже эталонных и искусственно сдерживаются. Оценочно экономический эффект от действия предлагаемой ФАС России нормы составит до 12,6 млрд. рублей снижения доходов гарантирующих поставщиков, имеющих самые высокие надбавки в отрасли.
8. Учитывая 100% долю либерализации цен на электрическую энергию (мощность) с 01 января 2011 года, необходимо совершенствование антимонопольного контроля, направленного на недопущение и пресечение манипулирования ценами на оптовом и розничном рынках электрической энергии и мощности.