Статья 17. Права потребителя в сфере торгового и других видов обслуживания
1. За всеми потребителями в равной мере признается право на удовлетворение их потребностей в сфере торгового и других видов обслуживания. Установление любых преимуществ, применение прямых или косвенных ограничений прав потребителей не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.
2. Потребитель имеет право на свободный выбор товаров и услуг в удобное для него время и на свободное использование электронных платежных средств с учетом режима работы и обязательных для продавца (исполнителя) форм (видов) расчетов, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.
Продавец (исполнитель) обязан всячески содействовать потребителю в свободном выборе продукции и форме ее оплаты.
Запрещается принуждать потребителя приобретать продукцию ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента, любым способом ограничивать использование им электронных платежных средств, если согласно законодательству Донецкой Народной Республики продавец (исполнитель) обязан принимать их к оплате.
3. Продавец (исполнитель) обязан предоставить потребителю достоверную и доступную информацию о наименовании, принадлежности и режиме работы своего предприятия.
4. Потребитель имеет право на проверку качества, безопасности, комплектности, меры, веса и цены приобретаемой (заказываемой) продукции, демонстрацию безопасного и правильного ее использования. По требованию потребителя продавец (исполнитель) обязан предоставить ему контрольно-измерительные приборы, документы о качестве, безопасности, цене продукции.
В случае, если в течение гарантийного срока необходимо определить причины потери качества продукции, продавец (исполнитель, производитель) обязан в трехдневный срок со дня получения от потребителя письменного согласия организовать проведение экспертизы продукции. Экспертиза проводится за счет продавца (исполнителя, изготовителя).
Если в выводах экспертизы будет доказано, что недостатки возникли после передачи продукции потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки или действий третьих лиц, требования потребителя не подлежат удовлетворению, а потребитель обязан возместить продавцу (исполнителю, предприятию, которое выполняет его функции) расходы на проведение экспертизы. Потребитель, продавец (исполнитель, производитель) имеют право на обжалование заключений экспертизы в судебном порядке.
5. В случае нарушения прав потребителя на предприятиях сферы обслуживания продавец (производитель, исполнитель) и работники этих предприятий несут ответственность, установленную законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 18.Признание недействительными условий договоров, ограничивающих права потребителя
1. Продавец (исполнитель, производитель) не должен включать в договора с потребителем условия, которые являются несправедливыми.
2. Условия договора являются несправедливыми, если вопреки принципу добросовестности его следствием является существенный дисбаланс договорных прав и обязанностей во вред потребителю.
3. Несправедливыми являются, в частности, условия договора о:
1) освобождении или ограничении юридической ответственности продавца (исполнителя, производителя) в случае смерти или повреждения здоровья потребителя, вызванных действиями или бездействием продавца (исполнителя, производителя);
2) исключении или ограничении прав потребителя по отношению к продавцу (исполнителю, изготовителю) или третьему лицу в случае полного или частичного неисполнения или ненадлежащего исполнения продавцом (исполнителем, производителем) договорных обязательств, включая условия о взаимозачете, обязательстве потребителя по оплате и его требований в случае нарушения договора со стороны продавца (исполнителя, производителя);
3) установлении жестких обязанностей потребителя, тогда как предоставление услуги обусловлено только собственным усмотрением исполнителя;
4) предоставлении возможности продавцу (исполнителю, производителю) не возвращать средства на оплату, осуществленную потребителем, в случае отказа потребителя заключить или выполнить договор, без установления права потребителя на получение соответствующей компенсации от продавца (исполнителя, производителя) в связи с расторжением или невыполнением ним договора;
5) установлении требования относительно уплаты потребителем непропорционально большой суммы компенсации (более пятидесяти процентов стоимости продукции) в случае невыполнения им обязательств по договору;
6) предоставлении продавцу (исполнителю, производителю) права расторгнуть договор с потребителем по собственному усмотрению, если потребителю такое право не предоставляется;
7) предоставлении продавцу (исполнителю, производителю) права не возвращать средства на оплату не предоставленной продукции в случае расторжения договора по инициативе продавца (исполнителя, производителя);
8) предоставлении продавцу (исполнителю, производителю) права расторгнуть договор, заключенный на неопределенный срок с потребителем без уведомления его об этом, кроме случаев, установленных настоящим Законом;
9) установлении неоправданно малого срока для предоставления потребителем согласия на продление действия договора, заключенного на определенный срок, с автоматическим продлением такого договора, если потребитель не выразит соответствующего намерения;
10) установлении обязательных для потребителя условий, с которыми он не имел реальной возможности ознакомиться перед заключением договора;
11) предоставлении продавцу (исполнителю, производителю) права в одностороннем порядке изменять условия договора по собственному усмотрению или на основаниях, не указанных в договоре;
12) предоставлении продавцу (исполнителю, производителю) права в одностороннем порядке изменять характеристики продукции, являющиеся предметом договора;
13) определении цены товара на момент его поставки потребителю и предоставлении продавцу (исполнителю, производителю) возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор при увеличении цены по сравнению с той, которая была согласована на момент заключения договора;
14) предоставлении продавцу (исполнителю, производителю) права определять соответствие продукции условиям договора или предоставлении ему исключительного права относительно толкования договора;
15) ограничении ответственности продавца (исполнителя, производителя) относительно обязательств, принятых его агентами, или обусловливает принятия им таких обязательств с соблюдением лишних формальностей;
16) установлении обязанности потребителя выполнить все обязательства, даже если продавец (исполнитель, производитель) не выполнит своих;
17) предоставлении продавцу (исполнителю, производителю) права передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу, если это может стать следствием уменьшения гарантий, возникающих по договору для потребителя, без его согласия.
4. Перечень несправедливых условий в договорах с потребителями не является исчерпывающим.
Положение пункта 8 части третьей настоящей статьи не применяется к условиям договоров о предоставлении потребительского кредита, согласно которому кредитодатель устанавливает право расторгнуть договор в одностороннем порядке при наличии оснований, определенных законодательством Донецкой Народной Республики, и при условии немедленного уведомления каждой из сторон о расторжении договора.
Положение пункта 11 части третьей настоящей статьи не применяется к договорам, заключенным на неопределенный срок, при условии установления в таких договорах обязательности уведомления заранее потребителя о намерении изменить условия договора и предоставления ему в связи с этим права на расторжение договора.
Положение пункта 13 части третьей настоящей статьи не применяется к положениям об индексации цены, соответствующим законодательству Донецкой Народной Республики, если условия и метод расчета цены четко и недвусмысленно определены в договоре.
Положения пунктов 8, 11 и 13 части третьей настоящей статьи не применяются к:
1) операциям с ценными бумагами, финансовыми услугами и другими товарами или услугами, цена которых зависит от изменения котировок или индексов на биржах и ставок на финансовых рынках которые не контролируются продавцом;
2) договорам о купле-продаже иностранной валюты, дорожных чеков или о международных денежных переводах, номинированных в иностранной валюте.
5. Если положения договора признано несправедливым, включая цену договора, такое положение может быть изменено или признано недействительным.
6. В случае, если изменение положения или признание его недействительным обусловливает изменение других положений договора, по требованию потребителя:
1) такие положения также подлежат изменению;
2) договор может быть признан недействительным.
7. Положение, которое было признано недействительным, считается таковым с момента заключения договора. Если в положение вносятся изменения, такие изменения считаются действующими с момента их внесения.
8. Нечеткие или двусмысленные положения договоров с потребителями толкуются в пользу потребителя.
9. Если в результате применения условий договора, ограничивающих права потребителя, потребителю причинены убытки, они должны возмещаться виновным лицом в полном объеме.
Потребитель имеет право на возмещение убытков, причиненных ему производителем (исполнителем, продавцом), в связи с использованием последним преимуществ своего положения в производственной или торговой деятельности.
Статья 19.Запрет нечестной предпринимательской практики
1. Нечестная предпринимательская практика запрещается.
Нечестная предпринимательская практика включает:
1) совершение действий, которые квалифицируются законодательством Донецкой Народной Республики как проявление недобросовестной конкуренции;
2) любую деятельность (действия или бездействие), вводящую потребителя в заблуждение или являющуюся агрессивной.
2. Если предпринимательская практика побуждает или может побудить потребителя дать согласие на осуществление сделки, на которое в другом случае он не согласился бы, такая практика вводит в заблуждение относительно:
1) основных характеристик продукции, таких как: ее наличие, преимущества, опасность, состав, методы использования, гарантийное обслуживание, метод и дата изготовления или предоставления, поставка, количество, спецификация, географическое или иное происхождение, ожидаемые результаты потребления или результаты и основные характеристики тестов или проверок товара;
2) каких-либо оговорок относительно прямой или косвенной поддержки производителем продавца или продукции;
3) цены или способа расчета цены или наличия скидок или других ценовых преимуществ;
4) потребности в услугах, замене составляющих частей или ремонте;
5) характера, атрибутов и прав продавца или его агента, в частности информации о нем и его активах, квалификации, статусе, наличии лицензии, аффилированности и права интеллектуальной или промышленной собственности, его отличиях и наградах;
6) права потребителя или опасности, которая ему угрожает.
Предпринимательская практика является вводящей в заблуждение, если во время предложения продукции потребителю не предоставляется или предоставляется нечетким, непонятным или двусмысленным способом информация, необходимая для осуществления осознанного выбора.
3. Запрещаются как такие, которые вводят в заблуждение:
1) предложение для реализации продукции по определенной цене, если существуют основания полагать, что продавец или исполнитель не сможет предоставить такую продукцию по такой цене или в таких объемах, что можно предположить, учитывая предлагаемую цену и характеристики продукции;
2) предложение с целью реализации одной продукции до реализации другой;
3) отказ от предъявления потребителю товара, который предлагается, и принятие заказа или не предоставление товара в течение разумного срока или демонстрации дефектного образца товара;
4) недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества товаров или с целью побуждения потребителей к принятию быстрого решения лишения их достаточного периода времени для принятия осознанного решения;
5) предложение к свободной реализации продукции, которая изъята из оборота или относительно оборота которой существуют ограничения;
6) недостоверное утверждение, что существует угроза личной безопасности потребителя или его семьи, если он не приобретет или не закажет продукцию;
7) образование, эксплуатация или содействие развитию пирамидальных схем, когда потребитель платит за возможность получения компенсации, которая предоставляется за счет привлечения других потребителей к такой схеме, а не за счет продажи или потребления продукции;
8) использование сообщения о распродаже в связи с прекращением хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, его структурного подразделения или прекращения соответствующего вида хозяйственной деятельности, если это не соответствует действительности.
Перечень форм предпринимательской практики, вводящих в заблуждение, не является исчерпывающим.
4. Агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния и существенно влияет или может повлиять на свободу выбора или поведение потребителя относительно приобретения продукции.
При установлении того, содержит ли предпринимательская практика элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния, во внимание берется:
1) время, характер и повторяемость предложений по приобретению продукции;
2) употребление оскорбительных или угрожающих выражений;
3) использование тяжелого для потребителя обстоятельства, о котором продавцу или исполнителю было известно, для влияния на решения потребителя;
4) установление обременительных или непропорциональных внедоговорных препятствий для осуществления потребителем своих прав по договору, включая положение о праве потребителя расторгнуть договор или заменить продукцию или заключить договор с другим субъектом хозяйствования;
5) угроза осуществить незаконные или неправомерные действия.
5. Как агрессивные запрещаются такие формы предпринимательской практики:
1) создание впечатления, что потребитель не может оставить помещение продавца (исполнителя) без заключения договора или осуществления оплаты;
2) осуществление длительных и (или) периодических визитов к жилью потребителя, несмотря на требование потребителя о прекращении таких действий или оставления жилья;
3) осуществление постоянных телефонных, факсимильных, электронных или иных сообщений без согласия потребителя;
4) требование оплаты продукции, поставленной продавцом (исполнителем), если потребитель не давал прямого и недвусмысленного согласия на ее приобретение.
Перечень форм агрессивной предпринимательской практики не является исчерпывающим.
6. Сделки, совершенные с использованием нечестной предпринимательской практики, являются недействительными.
Субъекты хозяйствования, их работники несут ответственность за нечестную предпринимательскую практику согласно законодательству Донецкой Народной Республики.