Мотивация в работах отечественных ученых

Среди отечественных ученых ХХ века, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека, следует отметить прежде всего А.Ф. Лазурского, опубликовавшего в 1906 году книгу «Очерк науки о характерах». О влечениях, желаниях и «хотениях» (деятельной воли) человека рассуждал в своих работах и другой крупный отечественный психолог Н.Н. Ланге (1914). В 20-х годах ХХ века и позже вопросы мотивации поведения рассматривал В.М. Боровский (1927), Н.Ю. Войтонис (1929, 1935), стоявший на биологизаторских позициях. Л.С. Выготский в своих работах также не оставил без внимания проблему детерминации и мотивации поведения человека. Так, в учебном пособии «Педология подростка» (1930 - 1931) он отводит большую главу вопросу о сущности интересов и их изменении в подростковом возрасте. Безусловно положительным в его взглядах было убеждение, что интересы не являются навыками, как в то время считали многие психологи. В другой работе – «История развития высших психических функций» – Л. С. Выготский уделяет большое внимание вопросу о «борьбе мотивов». Одним из первых он стал разделять мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации. В 40-х годах мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривал Д.Н. Узнадзе (1966), говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко.

Е.П. Ильин считает, что вопрос об активности человека тесно связан с понятием воля, что не всякая причинная обусловленность поведения может считаться мотивом, а только та, которая связана с внутренним побуждением человека.

Теории мотивации и потребностей

Для описания мотивационного процесса в экономике и менеджменте принято использовать модели (теории) мотивации, которые условно могут быть проклассифицированы следующим образом:

- традиционные;

- содержательные;

- процессуальные.

Традиционные основаны на подходе использования политики «кнута и пряника» в части материального стимулирования работника. Основоположники – Фредерик Уинслоу Тейлор («Принципы научного менеджмента». – М., 1991), Генри Лоуренс Гант, Генри Форд.

Суть теорий сводится к тому, что для высокой мотивации работников к труду необходимо:

  • четко нормировать и организовывать труд;
  • переходить к сдельным формам оплаты труда при недопущении снижения сдельной ставки;
  • формировать единые для всех работников условия материальной мотивации;
  • компенсация «рутины» повышенным заработком (Г. Форд).

Проблемные области традиционных теорий :



  • основной упор сделан на материальное стимулирование;
  • факторы внутренней мотивации не принимаются в расчет;
  • постулируется единый подход к мотивации любых работников.

Содержательные основаны на рассмотрении отдельных потребностей (или мотивов), которые направляют деятельность индивида.

К содержательным теориям мотивации относятся:

  • теория иерархии потребностей Маслоу;
  • двухфакторная модель мотивации Герцбега;
  • трехфакторная модель Мак-Клелланда;
  • Х-, У-теория Мак-Грегора;
  • диспозиционная и аттитюдная модели (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, Г.В. Оллпорт и др.);
  • типологическая модель Герчикова;
  • система сбалансированных показателей Рамперсада.

Процессуальные рассматривают мотивацию как процесс и сосредоточены на том, как меняется процесс и результат мотивации под воздействием отдельных факторов (например, справедливости или ожиданий). К основным процессуальным теориям относятся:

  • Теория Портера-Лоулера
  • Теория ожиданий В. Врума
  • Теория справедливости С. Адамса

Теория мотивации А. Маслоу

В основу теории А. Маслоу (1954) лег принцип иерархичности интересов людей. Он предложил следующую классификацию потребностей человека:

  • Физиологические потребности (утоление голода и жажды, потребность в сне и отдыхе).
  • Потребности в безопасности - это обеспечение стабильности, защиты, свободы от страха, тревоги и т.д.
  • Потребности в принадлежности и любви выражаются в таких понятиях как семья, друзья, общение.
  • Потребность в признании реализуется через уверенность, независимость, репутацию, престиж, статус, внимание окружающих и славу.
  • Потребность в самоактуализации - это стремление человека к воплощению заложенных в нем потенций

Маслоу утверждал, что все приведенные потребности человека встроены в иерархическую структуру, в которой низший уровень занимают физиологические потребности, затем следуют потребности в безопасности, принадлежности и любви, потребность в признании и высшая потребность - потребность в самоактуализации.

Изменение первоочередных потребностей идет по линии от низших к высшим. По мере удовлетворения низших потребностей (физиологических), приоритеты человека направляются на реализацию интересов, стоящих более высоко в предложенной иерархии.

При этом потребности более низкого порядка не обязательно должны быть удовлетворены полностью. Главное, чтобы потребности, находящиеся на более высокой ступени иерархии были удовлетворены в меньшей степени, чем низшие.

Зададимся первым, поставленным в данном разделе вопросом об адекватности данной теории реальной действительности. Как представляется, данная теория, за исключением некоторых проблемных моментов, достаточно четко отражает общую динамику перехода человека от одних мотивирующих потребностей к другим. Если говорить о материальном достатке, как мотиве, обеспечивающем первые два уровня потребностей А. Маслоу, то мировая статистика дает достаточно четкий результат. В странах, где доход на душу населения превышает $20 тыс., не наблюдается зависимости между уровнем дохода и уровнем счастья населения. То есть данная сумма может рассматриваться, как примерный уровень достатка, после которого дальнейшее наращивание дохода перестает мотивировать человека. Вместе с тем, другие источники дают результаты измерения уровня счастья, при которых на первые позиции в рейтинге выходят не только экономически развитые страны, но и достаточно бедные (например, Колумбия или Бутан).

Проблемные области теории:

  • в реальности потребности более высокого ранга могут подавлять потребности более низких ступеней иерархии;
  • тезис А. Маслоу о том, что «удовлетворенная потребность не может рассматриваться как мотив». Ведь иерархия потребностей включает в себя не только потребности;
  • не совсем понятны критерии смены актуализированных потребностей. В какой момент, при каком уровне удовлетворения потребностей более низкого уровня начинают быть значимыми и удовлетворяться потребности более высокого уровня;
  • группы потребностей выделяемых А. Маслоу не подвергаются детальной оценке, и выбор удовлетворяемой потребности в их рамках не является у него объектом обсуждения.
  • отсутствует связь с внешними условиями хозяйственной деятельности индивида. Мотивирующие факторы рассматриваются как абсолютно эндогенно заданные;
  • всеобщее навязывание человеку возможностей в самоактуализации может иметь неоднозначный ответ. Ведь издержки подобных мероприятий вполне могут перекрыть положительный эффект в случае если человек имеет слишком большие амбиции в плане удовлетворения потребностей более низкого уровня;
  • полном отсутствии взаимозаменяемости потребностей (так как они находятся на разных уровнях иерархии) и возможности компенсации увеличения удовлетворенности одних потребностей, за счет снижения возможности удовлетворения других.

В целом, при оценке теории иерархии потребностей, А. Маслоу целесообразно воспользоваться цитатой Дж. О’Шонесси. «Теорию иерархии, возможно, лучше всего рассматривать как организующую концепцию, а не объясняющую модель».

2.2. Классификация учебной мотивации студентов, способы повышения мотивации студентов.

Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов.

Существуют следующая классификация учебной мотивации студентов:

- познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стать более эрудированным);

- широкие социальные мотивы (подразумевает долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, принести пользу обществу); выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение;

- прагматические мотивы (иметь более высокий заработок, получать достойное вознаграждение за свой труд);

- профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

- эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);

- статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность);

- коммуникативные мотивы; (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);

- традиционно-исторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

- утилитарно-практические мотивы (меркантильные, научиться самообразованию, стремление усвоить отдельный интересующий предмет);

- учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

- мотивы социального и личностного престижа (утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе и в определенном ближайшем социальном окружении);

- неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения.

Мотивация обучения — средства побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Мотив — это направленность студента на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением студента к ней и отношение к предмету его деятельности.

В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, т. к. истинный источник человека находится в нем самом. Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества — в виде намеков, указаний, подсказок, понуканий, требований, принуждений, т. е. это учеба как вынужденное поведение и нередко встречает внутреннее сопротивление личности. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения — внешнему нажиму, а мотивам учения — внутренним побудительным силам.

Эти мотивы могут иметь неодинаковую силу влияния на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избежания неудач.

Учебный процесс относят это сложный вид деятельности, мотивов для обучения существует множество, и они могут проявляться не только отдельно в каждом человеке, но и сливаться в единое целое, формируя сложные мотивационные системы.

Способы повышения мотивации студентов:

Процесс мотивирования студентов преподавателем. Студент — это не школьник, которому можно сказать «так надо», студенту необходимо объяснить каким образом знания ему пригодятся в будущем. И если преподаватель отвечает в духе «в жизни пригодится», то обучающийся теряет интерес. Студент приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, а и затем (в большей степени), чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их будущей деятельности.

Стимулирование на результат, а не на оценку. Студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний. Для этого можно проводить интегрированные уроки (семинары), на которых прослеживается связь образовательного и специального предметов. Здесь широко используются познавательные мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию.

Связка студент-преподаватель. Студенту очень важно, чтобы педагог был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы (даже, если

они отдаленно связаны с темой урока). Преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации — укреплять уверенность в собственных силах студента. Чем больше доверяют учащимся, тем охотнее они сотрудничают с преподавателем в процессе обучения.

Уважение к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения. Д.Карнеги советует: «…не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже

не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте другому то, что вы хотите получить от него».

Заинтересовать их. Все студенты будут с удовольствием посещать занятия, если заинтересовать их своим предметом. Можно создать им такие ситуации на уроках, в которых они могли бы отстаивать свое мнение, принимать участие в обсуждениях, находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи, решать их путем комплексного применения известных им способов решения и т. п.

Использовать метод кнута и пряника. Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности — это введение рейтинговой системы оценки. Знания оценивать в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по тому или иному предмету за разные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных и практических, так и аудиторных). Т. е. в самом начале семестра обозначить расширенные возможности перед учащимися, чтобы студент осознавал и понимал, что его отсутствие на лекции или практическом занятии — это минус какой-то определенный балл, а подготовка доклада, выступление на конференции, подготовка презентации и т. д. — плюс столько-то баллов. В итоге учащийся будет замотивирован конкретными бонусами и преференциями на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.

Мотивация личным примером. Интерес учащегося к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами педагога. Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы студентов, ценится ими.

Сдерживание своих обещаний. Нельзя обманывать студентов. Если обещали увлекательную экскурсию или провести интересный тест, соревнование или посмотреть фильм, то не отступать от намеченных целей.

Формирование положительного отношения к профессии. Необходимо подбадривать и одобрятьвыбор профессии студентов, акцентировать внимание наважных профессиональных компетенциях и специфических вопросах. Самому педагогу нужно уважительно относиться к различным профессиям, по которым учатсястуденты образовательного учреждения. Доброжелательный, спокойный тон, положительный, приветливыйнастрой, залог эффективного труда. Интонации должнобыть достаточно, чтобы выделить важное, сделать акцент,заставить задуматься. Если возникают дискуссионныемоменты среди представителей различных профессий, педагог-наставник должен уметь разъяснить и убедить каждого в нужности и важности своей специальности. Мывсе с детства знаем, что «все профессии нужны, все профессии важны».

Предоставление максимальной свободы выбора студентам. В учебном учреждении бывают дни самоуправления, которые мотивируют учащихся на самостоятельную деятельность. Предложите студентам разработать критерии и форму оценивания своих знаний, формувыполнения индивидуальной самостоятельной работы,тему доклада или вариант задания, рецензировать ответысвоих одногруппников. Каждый человек желает быть сопричастным к какому-то процессу, осознавать, что еготочку зрения принимают во внимание — это повышаетмотивацию.

Одобрять успехи студентов, демонстрировать их достижения (например, за хорошее или отличное выполнение работы). Публичная похвала, особенно с описанием достоинств и отличительных особенностей прибавляет студенту уверенности в себе, повышает еговнутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата.

Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности и их личным мнением по каким-либо вопросам. Интерес педагогак учащимся может быть взаимным. Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий и споров, рассмотрение различных ситуационных задач — важные методы не толькоорганизации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между педагогом и учащимся.

Контрольный блок

1.Какова сущность понятия «мотивация обучения»?

2. Раскройте сущность понятия «учебная деятельность».

3. Дополните определение: « ________ - это сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора».

4. Какие способы повышения мотивации студентов Вы знаете?

5. Дайте определение понятию, на котором основывается мотивация.

Тест

1. Мотив, который побуждает человека к тому, чтобы обладать властью над людьми и происходящими вокруг событиями, контролировать их, управлять ими, оказывать на них влияние – это мотив …… (власти)

2. Причины и факторы, управляющие поведением отдельно взятого человека, то что инициирует, направляет и поддерживает поведение данного человека в данной ситуации на определенном уровне активности – это:

a. Общение

b. Мотивы +

c. Нормы

3. Состояние нужды человека в чем-либо, что необходимо для его нормального физического или психологического существования и развития – это:

a. Потребность +

b. Желание

c. Увлечение

4. Конечный результат какого-либо действия, входящего в состав деятельности, направленной на удовлетворение определенной потребности – это

a. Цель +

b. Установка

c. Общение

5. Мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами –это:

a. Внутренняя мотивация

b. Устойчивая мотивация

c. Внешняя мотивация +

6. Мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности – это:

a. Внутренняя мотивация +

b. Внешняя мотивация

c. Неустойчивая мотивация

7. Мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться - это:

a. Мотив власти

b. Мотив саморазвития +

c. Мотив идентификации с другим человеком

8. Кто автор теории иерархии потребностей:

a. А.Маслоу +

b. А.Н.Леонтьев

c. Д. Аткинсон

9. Кто является автором теории двух факторов:

a. З.Фрейд

b. Ф. Гарцберг +

c. С.Л.Рубинштейн

10. Кто является автором психоаналитической мотивационной теории:

a. З.Фрейд +

b. Ф. Гарцберг

c. С.Л.Рубинштейн

11. Динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. В российской науке часто определяется как «опредмеченная потребность» - это….(мотив)

Практический блок

1. Найдите самостоятельно информацию о процессуальных и содержательных теориях мотивации.

2. Напишите эссе на одну из предложенных тем: «Моя мотивация к обучению», «Что меня вдохновляет?», «Мой девиз в жизни», «Кто из исторических личностей повлиял на моё развитие?».

3. Пройдите тест, проанализируйте свой результат и проведите тест у других. (Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной)

Опросный лист Факультет ……………………. Курс ……… Группа ……… Фамилия………………………… Имя …………………… Отчество………………….. Дата заполнения …………... Инструкция: Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» со следующими утверждениями. 1. Лучшая атмосфера занятий – атмосфера свободных высказываний. 2. Обычно я работаю с большим напряжением. 3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей. 4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии. 5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом. 6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии. 7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем. 8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе. 9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии. 10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше. 11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование. 12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии. 13. От каких из присущих вам качеств вы бы хотели избавиться? Напишите ответ рядом. 14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки). 15. Самое замечательное время жизни – студенческие годы. 16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон. 17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко. 18. При возможности я поступил бы в другой вуз. 19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на потом. 20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них. 21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей. 22. Я твердо уверен, что моя профессия дает мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни. 23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я. 24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании. 25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз. 26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации. 27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением. 28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий. 29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом. 30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напиши ответ рядом. 31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей профессией. 32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать. 33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное. 34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы. 35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии. 36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена. 37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим. 38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование. 39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом. 40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности. 41. Меня весьма тревожат возможные неудачи. 42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают. 43. Мой выбор данного вуза окончателен. 44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них. 45. Чтобы убедить в чем – либо группу, мне приходиться самому работать очень интенсивно. 46. У меня обычно ровное и хорошее настроение. 47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии. 48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней. 49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная. 50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора. Обработка и интерпретация результатов КЛЮЧ к опроснику Мотивация в работах отечественных ученых - student2.ru Шкала «Приобретение знаний» - за согласие ( «+» ) c утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 – 3,6 балла; по п. 26 – 2,4 балла; - за несогласие ( «–» ) с утверждением по п. 28 – 1,2 балла; по п.42 – 1,8 балла. Максимум – 12,6 балла. Мотивация в работах отечественных ученых - student2.ru Шкала «Овладение профессией» - за согласие по п. 9 – 1 балл; по п.31 – 2 балла; по п.33 – 2 балла; по п.43 – 3 балла; по п.48 – 1 балл и по п. 49 – 1 балл. Максимум – 10 баллов. Мотивация в работах отечественных ученых - student2.ru Шкала «Получение диплома» - за несогласие по п. 11 – 3,5 балла; - за согласие по п. 24 – 2,5 балла; по п. 35 – 1,5 балла; по п. 38 – 1,5 балла и по п. 44 – 1 балл. Максимум – 10 баллов. Мотивация в работах отечественных ученых - student2.ru Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются. Мотивация в работах отечественных ученых - student2.ru Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

4. Разработайте программу мотивации для своих испытуемых.

Диагностический блок

1. Установите соответствие между компонентами классификации учебной мотивации и их содержанием.

Прагматические мотивы А меркантильные, научиться самообразованию, стремление усвоить отдельный интересующий предмет
Утилитарно-практические мотивы Б стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность
Социальные мотивы В иметь более высокий заработок, получать достойное вознаграждение за свой труд
Статусно-позиционные мотивы Г выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение
Неосознанные мотивы Д получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу

(Ключ: 1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б, 5-Д)

2. Назовите отличия в употреблении понятий «мотивация» и «мотив».

3. Чем отличается подход в определение понятия «мотивация» у отечественных и зарубежных учёных?

Список литературы

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М., 1976.

2. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. М., 1972.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология под ред. В. В. Давыдова. // Педагогика-Пресс, 1999.

4. Кон И. С. Психология старшеклассника: монография. М.: Просвещение, 1982.

5. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у учащихся., 2000.

6. Подласый И. П. Педагогика: учеб. Для студентов. высш. учеб. заведений: В 2кн. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

7. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. Пособие для студентов вузов / И. П. Подласый — М.: изд. ВЛАДОС ПРЕСС, 2006.

8. Современные образовательные технологии: учеб пособие / кол. Авторов; под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КНОРУС, 2010.

9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. — М., 1986.

10. Чхартишвили Ш.Н. Место потребности и воли в психологии личности // Вопросы психологии. — 1958.— № 2.

11. Шахова И.П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1986. — № 6.

Наши рекомендации