Стратегия, определяемая внешней средой
Стратегия, определяемая внешней средой, наиболее характерна для вида бизнеса, в которых внутренние компетенции сравнительно быстро создаются (например, торговля) и не являются критическими для успеха всего дела. Успех дела заключается в понимание рынка и следование за ним, занятии соответствующих ниш и их полное использование. Внутренние ресурсы полностью следуют за требованиями внешней среды и подстраиваются под них. Задачей руководства в этих условиях является идентификация внешних возможностей и обеспечение адаптации организация может быстро менять профиль и является адаптивной либо исчезает. Такой тип стратегического процесса наиболее характерен для малых и средних компаний.
Процедура применения во многом напоминает предыдущую. Общая последовательность выглядит следующим образом.
1. Анализ объекта и групп влияния – это необходимый этап самоидентификации организации (наряду с выработкой идиалогии)
2. Анализ внешней среды и выбор направления развития являются ключевым компонентом для последующего принятия решения. Основной аспект делается на анализе рынка, его сегментов, предпочтений потребителей, а также действий конкурентов в борьбе за конкретные рыночные сегменты. Отраслевой анализ как таковой для данной ситуации применяется реже и только для средних и относительно крупных компаний
3. Выработка корпоративной идеологии
- Миссия, определяющая продукт, сегменты рынка и клиентов, на которых ориентируется компания, а также, возможно, на какие то внутрикорпоративные ценности
- Видение (нет акцента) в редких случаях и в основном на по объемам продажи и долям рынка
- Цели
4. Аудит внутренних ресурсов с точки зрения обеспечения развития в соответствии с идеологией. Как правило, анализ достаточности материально-финансовых ресурсов и обеспечивающих процедур, а также персонала на наличие необходимого уровня базовых навыков
5. Стратегия
- развитие компании
- достижения целей компании
6. План действий по реализации стратегии, включая внутренние организационные изменения. Короткий документ с основными положениями и, возможно, ряд приказов по изменению внутренних процедур
7. Контроль выполнения и внесение изменений
Процедура формирования стратегии компании от среды имеет множество модификаций и особенностей применения в конкретных условиях, В качестве примера можно рассмотреть «метод простых правил», который предполагает в качестве одного из вариантов развития идеи построения стратегии компании установить «простые правила».
Все правила можно свести в пять групп, которые вместе представляют собой последовательность реализации стратегии «простых правил (табл. 6).
Таблица 6 – Основные характеристики стратегии простых правил
Стратегическая логика | Следовать за возможностями |
Стратегические действия | Бросится в неопределенность. Находится в постоянном движении Захватывать возможности Завершить задуманное |
Стратегический вопрос | Что мы будем делать дальше |
Источник преимущества | Простые правила |
Где лучше всего работать | Быстро изменяющиеся, нечеткие рынки |
Продолжительность действия преимуществ | Непредсказуемая |
Риск | Риск эксплуатации неперспективных возможностей |
Операционные цели | Рост |
Общее количество правил колеблется от двух до семи. Когда ситуация становится более неопределенной, а возможности более распыленными, имеет смысл уменьшить количество правил с целью повышения гибкости. Создание правил не является упорядоченным регламентированным процессом. Они растут из опыта и достаточно часто из ошибок. Правила должны жить до тех пор, пока их применение дает эффективный результат, затем они должны видоизменяться при изменении внешних условий.
Таблица 7 – Принципы для установления простых правил в компании
Группы | Цель | Пример |
Правило выполнения операций | Определение ключевых особенностей выполняемых операций. Что делает их выполнение уникальным? | Правила компании Akamai для процесса обслуживания клиентов: штат должен состоять из технических специалистов самой высокой квалификации, ответ на любой вопрос должен даваться сразу и не требовать повторного запроса, персонал службы должен обязательно проработать какое-то время в департаменте клиентского обслуживания |
Правила границ | Определяет границы для поиска возможностей менеджерами | Ранее правило Cisco относящееся к поглощениям: поглощаемые компании должны иметь не менее 75 сотрудников, 75% которых – инженеры |
Правило приоритетов | Предлагает менеджерам ранжировать приемлемые возможности | Правило Intel для использования производственных мощностей: приоритет в использовании мощностей отдается продукции, приносящей большую валовую прибыль |
Правило привязки ко времени | Синхронизирует работу менеджеров со скоростью появления возможностей и работу других подразделений компании | Nortel для разработки продукта: команды разработчиков должны знать сроки поставки конечного продукта ключевому заказчику, цикл разработки не должен превышать 18 месяцев |
Правило ухода | Помогает менеджерам определить, когда следует избавляться от вчерашних возможностей | Правило компании Oticon для выхода из проектов, находящихся в разработке: если ключевой сотрудник проектной группы решает заняться другим проектом внутри компании, проект погиб |
Стратегия простых правил применима для условий высокой неопределенности окружающей среды, когда компания достигает успеха за счет использования возможностей среды и полностью ориентируется на их поиск. При этом следует учитывать, что используемые правила не следует сводить в длинные трудночитаемые инструкции, в этом случае они будут не способствовать деятельности, а парализовывать ее, отвлекая менеджеров от поиска возможностей и быстрого их использования.
Эта методика находится на стыке предпринимательского подхода и построения стратегии в зависимости от изменения внешних условий, хотя сами авторы активно открещиваются от этого, считая свое изобретение самостоятельным.