Маркетинг во внешнеэкономической деятельности российских фирм и предприятий
Рассмотренные выше вопросы дают общее представление об основных направлениях проводимых в развитых странах исследований и практических мероприятий в области маркетинга.
Внешнеторговые объединения России накопили многолетний опыт выступлений на внешних рынках. Разработаны и используются методы анализа и прогноза конъюнктуры товарных рынков, включая определение и прогноз цен, во многих странах действуют различные агентства и смешанные компании, рекламирующие и реализующие российские товары.
Комплексные целевые программы маркетинга, охватывающие все составляющие производственно-сбытовой деятельности хозяйственных организаций являются инструментарием, использование которого дает возможность разрабатывать и осуществлять необходимые мероприятия по повышению эффективности их внешнеэкономической деятельности.
Организация рыночных исследований.В большинстве случаев отечественными предприятиями и внешнеторговыми организациями внешние рынки изучаются только для того, чтобы начать экспортировать или расширить экспорт уже выпускаемой продукции, т. е., проще говоря, изучаются возможности продать то, что производится. В то же время, в соответствии с теорией и практикой маркетинга, цель изучения рынка — это прежде всего учет рыночных требований в процессе модернизации выпускаемой продукции и освоение производства новых товаров. Такое изучение должно иметь комплексный характер и включать следующие основные вопросы:
· сбор, обработка и систематизация информационных материалов по мировому рынку в целом и по отдельным регионам и странам, а также проведение структурного анализа емкости этих рынков;
· изучение деятельности международных экономических организаций;
· сбор и изучение информации технико-экономических и коммерческих условий поставки товаров фирмами и предприятиями ведущих стран-экспортеров;
· проведение согласованной коммерческой политики различными внешнеторговыми и производственными организациями страны при выходе на один и тот же рынок, регион.
Сейчас в промышленно развитых странах Запада и Востока мало кто производит товары по старой схеме: сначала создать что-либо, пусть даже самое новое, а потом стараться кому-то это новое продать. Нет, теперь в первую очередь изучают, что именно требуется потенциальному потребителю сегодня, что потребуется ему завтра, какие образцы товаров уже имеются на рынке, а потом соответственно и планируют и организуют производство.
Вот таких всеобъемлющих и целенаправленных рыночных исследований в Российской Федерации пока не хватает. Следует еще раз подчеркнуть, что изучение рынка как основополагающего отправного элемента комплексных маркетинговых исследований открывает значительные, но пока еще недостаточно используемые возможности российского экспорта товаров, особенно готовых изделий, в том числе машин и оборудования. Успех выступлений на внешних рынках зависит от соответствия качества и других технико-экономических параметров товара требованиям рынка. Поэтому мероприятия, обеспечивающие выпуск продукции на уровне (или еще лучше — выше уровня) этих требований, — ключевое звено комплекса маркетинговых мероприятий в сфере производства. Предпосылкой и основой разработки номенклатуры запускаемых в производство товаров служат результаты изучения рынка, дающие представление о том, какие товары-аналоги и на каких условиях реализуются на рынке. Выпускаемый товар сопоставляется с зарубежными аналогами, данные о которых получены в процессе изучения внешних рынков. Такое сопоставление должно включать:
· сравнение качественных характеристик российских товаров с зарубежными аналогами;
· выявление достоинств и недостатков предлагаемой на экспорт продукции;
· изучение степени удовлетворения специфических требований отдельных рынков
· выявление новых сфер использования товара (например, изучение возможностей применения легковых автомобилей для эксплуатации в качестве такси, а грузовых - для перевозки отдельных специфических грузов);
· изучение перспективных направлений научно-технического прогресса в соответствующих отраслях мировой экономики и на этой основе подготовка рекомендаций по созданию и запуску в производство новых товаров.
В российских условиях изучение рынка — важнейший отправной этап всех маркетинговых исследований, поэтому основной ведущий подотдел (или группа) отдела маркетинга должен заниматься всеми конъюнктурно-ценовыми проблемами в пределах товарной номенклатуры отдельного взятого предприятия.
Вопросы:
1. Что должны включать в себя разработка эффективной сбытовой политики на внешнем рынке?
2. Перечислите требования исходящие из основного принципа международного маркетинга.
3. Что включает в себя макросреда маркетинговой среды?
4. Состав основных факторов международной маркетинговой среды?
5. Какие этапы включает в себя сопоставление отечественных товаров с зарубежными аналогами при выходе на зарубежные рынки?
Список литературы
1. Акулич И.Л. Маркетинг. Учебник. 7-ое издание, Мн.: Вышэйшая школа, 2010г., 480 с.
2. Данченок Л. А. Маркетинговое ценообразование и анализ цен. М.: МЭСИ, 2008.
3. Сейфуллаева М.Э. Международный маркетинг: Учебник для студентов вузов. Издательство:Юнити-Дана, 2012 г.320с.
4. Международный маркетинг. Курс лекций. Доцент кафедры МАУ Артюхова Т., 2010 год
5. Ноздрева, Р. Б. Международный маркетинг : учебник, М.: Экономиста, 2005. 990с.