Сущность и характеристика международного маркетинга
Существенных отличий между маркетингом на внутреннем и внешнем рынках не существует, поскольку на обоих рынках используются одни и те же принципы и методы маркетинговой деятельности. Однако определенная специфика мировых рынков придает международному маркетингу характерные черты, которые следует учитывать российским предпринимателям.
Применительно к внешнеэкономической деятельности российского предприятия разработка и активное осуществление эффективной сбытовой политики на внешнем рынке должна учитывать необходимость:
· обоснования необходимости производства той или иной продукции (товара, услуги) путем выявления существующего или потенциального зарубежного спроса;
· создания товара (услуги), наиболее полно удовлетворяющего требованиям конкретного рынка по сравнению с товарами, произведенными конкурентами;
· организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию продукции, отвечающей запросам зарубежных потребителей;
· наличия надежной, достоверной и своевременной информации о рынке, структуре и динамике конкретного потребительского спроса, вкусах, предпочтениях зарубежных потребителей;
· координации и планирования производственной, сбытовой и финансовой деятельности с учетом интересов международного рынка.
Основные предпосылки возникновения и развития международного маркетинга:
· независимость государств мирового сообщества;
· международное и национальное законодательства;
· превышение предложения над спросом, т. е. насыщенность товарами и услугами отдельных рынков;
· наличие национальных валютных систем;
· развитая конкуренция товаропроизводителей;
· развитая рыночная инфраструктура;
· рост жизненного уровня населения многих стран, соответственно — увеличение спроса на продукты питания, одежду, мебель, машины, компьютеры и другие товары длительного пользования;
· стремление национальных и транснациональных предприятий и организаций к расширению внешних рынков сбыта продукции;
· рыночное поведение потребителей в большинстве стран мира;
· развитие международной кооперации производства и оказания услуг.
Основной принцип международного маркетинга — ориентация конечных результатов производства на реальные требования и пожелания зарубежных потребителей. Из этого принципа вытекают следующие требования:
· надо знать международный рынок, всесторонне изучать состояние и динамику потребительского спроса на данный товар (услугу), использовать полученную информацию в процессе разработки и принятия научно-технических, производственных и хозяйственных решений;
· максимально приспосабливать производство к требованиям рынка для повышения эффективности функционирования предприятия, выпускать товары, ожидаемые потребителем, т. е. производить то, что продается;
· воздействовать на рынок и потребительский спрос всеми доступными легальными средствами в целях формирования его в необходимых для предприятия направлениях;
· развивать и поощрять на предприятии творческий подход к решению возникших в результате маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем, в первую
· очередь, по совершенствованию и повышению качества продукции и услуг;
· организовать доставку товара в таких количествах в такое время и в то место, которое больше всего устраивает конечного потребителя;
· обеспечить целевое управление всем процессом: научные разработки, производство, реализация, сервис;
· не опаздывать с выходом на рынок с новой продукцией;
· определять относительно однородные группы потребителей (осуществлять сегментацию рынка) и ориентироваться на те из них, в отношении которых предприятие обладает наилучшими потенциальными возможностями, и выпускать продукцию с учетом особенностей отдельных сегментов рынка;
· завоевывать рынок товарами наивысшего качества и надежности;
· добиваться преимуществ в конкурентной борьбе за счет повышения технического уровня и качества продукции, предоставления покупателю большего объема и лучшего качества сопутствующих услуг;
· оказывать содействие торговым посредникам, предоставляя им помощь в решении технических проблем и обучении персонала;
· ориентировать стратегию маркетинга на перспективу, ставя конкретные задачи по завоеванию международного рынка, расширению объема продаж, особенно на перспективных сегментах рынка;
· максимально использовать организацию управления по товарному принципу, что способствует приобретению персоналом высокопрофессиональных навыков управления производством и сбытом конкретных видов продукции и повышает ответственность руководителя за работу на отдельных товарных рынках.
Главное в международном маркетинге — целевая ориентация и комплексность, т. е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности в последовательную взаимосвязанную систему.