Цель и задачи курсовых работ
Курсовые работы занимают важное место в учебном процессе высших учебных заведений. Их цель и главное назначение состоит в подготовке студентов к самостоятельному выполнению исследовательской работы, в овладении начальными навыками, в развитии их творческого потенциала. Отсюда основными задачами курсовых работ являются:
1) овладение первичными навыками ведения исследовательской работы; развитие творческих способностей индивидуально для каждого студента;
2) подготовка студента к выполнению выпускной квалификационной работы, как начальной формы научно-исследовательской деятельности;
3) усвоение методов грамотного ведения, оформления и редактирования деловой переписки, а также использование практических и аналитических подходов: бизнес-планов, заключений, обзоров, записок, справок и т. д.
Умение вести исследование – подбирать, анализировать, обобщать материал, системно излагать его научным стилем, обосновывать выводы, оформлять – характеризует специалиста с высшим образованием. Начальной формой научно-исследовательской деятельности студента является выпускная квалификационная работа, в то время как выполнение курсовой позволит будущим выпускникам овладеть основными элементами исследовательской работы. Среди других форм развития творческого потенциала студентов – рефераты, эссе, научные доклады на студенческой научной конференции и др.
В соответствии с целью и задачами назначение курсовых работ конкретизируется в овладении студентами следующих знаний, умений и навыков:
- работать с библиографией, использовать каталоги и справочную литературу, статистический и инструктивный материалы;
- разрабатывать основной план;;
- понимать и грамотного структурировать введение к любой исследовательской работе;
- использовать методики и стиль изложения материалов;;
- оформлять работу в соответствии с общеустановленными требованиями;
- доказывать обоснованность своих суждений;
- составлять список использованной литературы;
- демонстрировать культуру защиты своей точки зрения или признания ее неправомерности, определение оценочных критериев уровня подготовленного проекта.
Для студентов второго курса задачами курсовой работы являются овладение навыками использования библиографии и составления списка литературы; умение составить план; усвоить назначение введения и заключения умение работать с периодической литературой; развитие умения самостоятельного изложения текста; проблемного рассмотрения материала; критического отношения к рассматриваемой литературе и наличия собственного мнения; полное усвоение требований редакционного оформления.
Выбор темы курсовой работы
Тематика курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» согласно учебному плану разрабатывается и утверждается преподавателями кафедры и, как правило, содержит перечень тем как общетеоретического и исторического содержания, так и тем, отвечающих потребностям современной практики. Студент самостоятельно выбирает тему. Совпадение тем у студентов одной учебной группы недопустимо. Студент вправе предложить и свою тему, не указанную в перечне кафедры по данной дисциплине, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем.
Тема курсовой работы может быть выбрана исходя из желания восполнить недостаток знаний в какой-то области, лучше подготовиться к предполагаемой будущей профессиональной деятельности, а также определиться под воздействием тематики научного студенческого кружка или возможности использования интересных практических материалов и др.
Конечный срок выбора тематики устанавливается студенту руководителем. За студентом, не определившим к этой дате круг своих интересов, тема закрепляется научным руководителем.
Структура курсовой работы
Структурные элементы курсовой работы:
- титульный лист;
- задание на курсовую работу (проект);
- реферат;
- содержание (оглавление);
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- вспомогательные указатели;
- приложения;
- презентационный материал.
На основании стандарта предприятия СТВ 2.5.1.17–2009 устанавливаются следующие требования к оформлению, структуре и порядку защиты курсовых работ.
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей работы. Он должен содержать следующие сведения:
– полное наименование министерства, вуза, факультета, кафедры;
– тему курсовой работы;
– вид документа (курсовая работа или курсовой проект);
– сведения об исполнителе (ФИО студента, номер группы);
– сведения о научном руководителе и консультантах (ФИО, ученая степень, ученое звание);
– место и год выполнения.
Образец титульного листа приведен в приложении 1.
Задание на курсовую работу
Задание на выполнение курсовой работы является нормативным документом, устанавливающим границы и глубину исследования (разработки) темы, а также сроки представления работы на кафедру в завершенном виде. В задании указывают тему курсовой работы (проекта); перечень основных вопросов, подлежащих исследованию или разработке; срок сдачи выполненной курсовой работы (проекта) на кафедру.
Образец задания представлен в приложении 2.
Реферат
Реферат – изложение главных положений и основных выводов курсовой работы (проекта); включает в себя:
- информацию о составе пояснительной записки (количество страниц, иллюстраций, количество таблиц, количество приложений);
- перечень ключевых слов, который должен характеризовать тематику курсовой работы, в него включают от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, написанных прописными буквами в строку через запятые. Точка в конце слов не ставится;
- реферат должен содержать следующую информацию: объект исследования; предмет исследования; цель работы; метод исследования; полученные результаты и их новизна; область применения.
Содержание
Содержание (оглавление) – это путеводитель по курсовой работе студента, его помещают в начале работы. Содержание должно включать в себя перечень структурных элементов курсовой работы (проекта) с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, в том числе:
– введение;
– разделы, подразделы, пункты, подпункты;
– заключение;
– список использованных источников;
– вспомогательные указатели;
– приложения.
Пример оформления содержания приводится в приложении 3.
Введение
Во введении к курсовой работы (проекта) обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования. Кроме того, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также отмечаются положения, которые выносятся на защиту.
Таким образом, введение – очень ответственная часть курсовой работы (проекта), поскольку она не только ориентирует на дальнейшее раскрытие темы, но и содержит все ее необходимые квалификационные характеристики. Поэтому основные элементы введения к курсовой работе (проекту) рассмотрим более подробно.
Актуальность — обязательное требование к любой курсовой работе (проекту). Поэтому вполне понятно, что введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.
Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать его издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-2 страниц машинописного текста показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
Проблему часто отождествляют с вопросом, т. е. с положением, которое так же, как и вопрос, нужно разрешить. Считается, что проблема – тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Это отчасти верно, поскольку специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Однако для науки вопрос проблемой не является.
Чтобы сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема пока не раскрыта или раскрыта лишь частично, или не в том аспекте, и потому нуждается в дальнейшей разработке.
Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изучаемой проблемы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и потому перечень работ и их критический разбор необязательно давать в хронологическом порядке их публикации.
От формулировки научной проблемы и доказательства того, что часть проблемы, которая является темой данной курсовой работы (проекта), еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с поставленной целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить..., вывести формулу... и т. п.).
Формулировать задачи необходимо как можно более тщательно, поскольку их описание для решения должно составить содержание глав курсовой работы (проекта). Важно также и потому, что заголовки рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – то, что находится в границах объекта.
Еще один обязательный элемент введения курсовой работы (проекта) – указание на методы исследования, которые служат инструментом для наработки фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.
Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, библиографических) и указываются методологические основы проведенного исследования.
Основная часть работы
Основную часть курсовой работы (проекта) следует делить на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.
В структуре основной части должно быть выделено не менее двух глав, а в их составе не менее двух параграфов и т. д.
Обязательным структурным элементом курсовой работы (проекта) является аналитический обзор темы. Аналитический обзор представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определенной теме, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета исследования.
К тексту аналитического обзора предъявляются следующие основные требования:
– полнота и достоверность информации;
– наличие критической оценки использованной информации;
– логичность структуры;
– композиционная целостность;
– аргументированность выводов;
– ясность, четкость и лаконичность изложения.
Заключение
Курсовая работа (проект) заканчивается заключительной частью, которая так и называется «Заключение».
Как и всякое заключение – эта часть курсовой работы (проекта) выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку в процессе защиты.
В «Заключении» раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики; приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы.
В «Заключении» не допускается повторения содержания введения и основной части, в частности выводов, сделанных по главам.