Детализация и анализ разрывов
На этом этапе важную роль грамотная детализация ("декомпозиция") общих утверждений. Как правило, клиенты ожидают идеальных продуктов и услуг, недостижимых в реальной жизни. Поэтому задача аналитика в том, чтобы понять, как можно максимально приблизиться к идеалу и максимально подробно описать все возможные варианты и сценарии, чтобы затем можно было выбрать оптимальный вариант.
Детализация разрывов осуществляется на основе:
- Анализа данных аудита маркетинга, т.е. данных о предприятии с одной стороны и выявленных стратегических разрывов с другой стороны
- А также на основе:
- Исходного перечня (см. выше)
- Мнений персонала, руководства, экспертов
- Изучения эффективности бизнес-проессов конкурентов (бенчмаркинг)
- Перечень факторов (см. выше)
В процессе анализа разрывов необходимо ответить на следующие вопросы
- В чем заключаются разрывы?
- Как мы попали в эту ситуацию?
- Хотим ли мы заполнить эти разрывы?
- Можем ли мы заполнить эти разрывы?
- Каким образом мы можем преодолеть разрывы, чтобы достигнуть целей?
- Использовать резервы
- Расширить долю рынка
- Захватить новые сегменты (см. матрицу Ансоффа)
- Выйти на новые рынки и т.д.
В процессе оценки существующего разрыва необходимо выяснить, преодолим ли он вообще. Если разрыв слишком велик для преодоления его с помощью собственных ресурсов, целесообразно либо пересмотреть желаемое будущее, либо разбить его достижение на несколько переходных этапов, либо растянуть процесс на более длительный период времени.
Целеполагание: цели и целевые показатели
Целевое состояние. Необходимо разработать и задокументировать желаемое положение компании.
- Спрогнозируйте параметры спроса и предложения
- Разработайте несколько сценариев
- Определите, какая компания будет адекватна рыночной ситуации в будущем для каждого сценария
Разработка комплекса целей, целевых состояний, целевых показателей производится на основе
- собственного видения руководства
- лучших отраслевых примеров (benchmarks)
- теоретически возможных и необходимых критериев
В процессе целеполагания рекомендуется придерживаться S. M. A. R. T. принципов ("умных целей"): *
- Определенность, точность, ясность, недвусмысленность ( Specific)
- Измеряемость (Measurable )
- Достижимость (Achievable )
- Реалистичность, соотносимость с другими процессами (Related )
- Конкретность по срокам выполнения (Time-bound)
___________________________
* Впервые описаны Питером Друкеромв 1954 году в книге «Практика Управления».
Прогнозирование развития
Данный этап позволяет оценить, какое положение могла бы занимать ваша компания; просчитать все возможные преимущества, которые она получит вследствие принятия тех или иных решений.
Другими словами мы изучаем "цену вопроса", т.е. получаем понимание размера эффекта от ликвидации разрывов и стоимость работ по ликвидации этих несоответствий.
Задачи
- Прогноз изменений внешней среды
- Оценка привлекательности возможностей и альтернатив
- Оценка привлекательности мероприятий по ликвидации разрывов
Реализация
Прогноз рынка
Долгосрочный (5-10лет) и среднесрочный (1-3 года) прогноз развития рынка осуществляется на основе:
- PEST-анализа (исходные данные для анализа макросреды);
- Метода экспертных оценок;
- Математических моделей:
- С помощью экстраполяции;
- На основе математических моделей (например, cash flow) и т.д.
Прогноз развития
- Пессимистический вариант— существующие условия работы не изменяются, улучшений нет.
- Оптимистический (идеальный) вариант— все разрывы успешно ликвидированы, максимально возможная эффективность, недостижимый идеал.
- Вероятный вариант— частичная ликвидация разрывов, расчитанная на основе имеющихся в компании возможностей.
Оценка привлекательности
Сопоставляя прогноз развития внешней и внутренней среды компании, можно сделать вывод о привлекательности возможностей и альтернатив.
Разработка набора инициатив и мероприятий по ликвидации выявленных разрывов и достижению желаемого целевого состояния.
Источниками инициатив и идей мероприятий могут выступать:
- сотрудники различных служб;
- участники каналов сбыта
- информация о деятельности конкурентов;
- правительственные службы;
- данные маркетингвых исследований: возможности, основанные на желаниях и нуждах потребителей, неохваченных деятельностью конкурентов;
- научные разработки: возможности создания новых товаров на основе фундаментальных исследований, новых технологий.
Примеры результатов см. ниже, в разделе "Результаты"
Как известно невозможно сразу делать все одновременно, поэтому из общего перечня улучшений необходимо выбраны те, которые удовлетворяют большинству нижеперечисленных критериев:
- Доступны для бюджета компании;
- Обеспечивают наилучшую финансовую отдачу, прибыльность;
- Максимально соответствуют стратегическим целям, плану развития компании, не противоречат прочим бизнес-процессам;
- Способны принести эффект немедленно;
- Способствуют улучшению рыночной позиции компании, как например:
- увеличению рыночной доли компании;
- повышению имиджа продуктов, улучшению репутации компани;
- повышению удовлетворенности и лояльности клиентов и т.д.
Планирование
На этапе планирования подробно описывается комплекс мероприятий и инициатив по ликвидации избранных разрывов.
Задачи
- Разработка бизнес-плана или плана мероприятий
См. также планирование маркетинга
Реализация
На данном этапе необходимо разбить комплекс работ по каждому разрыву на составляющие, отвечающие каждому значимому функциональному, отраслевому, территориальному и другим направлениям деятельности, по которым впоследствии будет вестись планирование. Такая "декомпозиция" на отдельные элементы позволит в дальнейшем сгруппировать их в основные категории и таким образом собрать "с нуля" целостный и непротиворечивый бизнес план, без ненужных повторов или бесконечных итераций.
Примерная структура бизнес-плана или плана мероприятий
- Ценности
- Цели и задачи
- Видение
- Миссия
- Фокусировка
- Целевые рынки, сегменты
- Решаемые проблемы
- Профили идеальных клиентов
- Описание продукции
- Свойства и выгоды продукции
- Статус продукта, имидж
- Производственный план
- Ценностные установки, предлагаемые ценности
- Дифференциаторы и барьеры
- Ключевые связи и отношения
- План маркетинга
- Конкурентная среда
- Размер рынка
- и т.д.
- Команда
- Организационный план. Ликвидация разрывов:
- информационные,
- коммуникационные,
- финансовые,
- маркетинговые,
- административные,
- технические, технологические
- Финансовый план
- Доходы
- Затраты
- Cash Flow
- Контроль и корректировка
- Прочее. Допущения и предположения
Результаты
Результатом GAP-анализаможет быть принятие нового плана развития компания или принятие отдельных решений, например о:
- Модернизации продукции, изменения функциональности продукции, репозиционировании в другой сегмент потребителей;
- Пересмотре ассортимента;
- Изменении порядка работы с поставщиками;
- Пересмотре структуры бюджета компании;
- Пересмотре ценовой политики
- Изменение системы скидок
- Введении инновационных бизнес-процессов;
- Пересмотре рекламных мероприятий для изменения имиджа товаров;
- Улучшении инфраструктуры по работе с клиентами;
- Повышении производительности отдельных процессов (количество звонков, контактов и т.д.);
- Мероприятиях повышения лояльности клиентов;
- Разработке (оптимизации) маркетинговой информационной системы;
- Реализации программы развития корпоративной культуры;
- Реализации программы стимулирования персонала;
- Программе инвестиций;
- Выделении в отдельную группу более перспективных клиентов
- Пересмотре программы связи с общественностью — PR
- Пересмотре программы особых отношений с органами власти — GR
и многое, многое, многое другое...
Методология
Анализ текущей позиции
- Аудит маркетинга компании;
- Данные финансового аудита и управленческого обследования компании (частично);
- Метод динамических нормативов;
- Маркетинговые исследования:
- Экспертные интервью;
- Perceptual Mapping;
- Сопоставление профилей конкурентных брендов с учетом важности мотиваторов;
- Дом качества;
- Кластерный анализ;
Желаемая позиция
- Мозговая атака;
- Фокус-группа;
- Экспертные интервью;
- Кабинетные:
- SWOT-анализ;
- Контент-анализ;
Прогнозирование
- PEST-анализ (исходные данные для анализа макросреды);
- Метод экспертных оценок;
- С помощью экстраполяции;
- На основе математических моделей (например, cash flow);
Анализ разрывов
- Экспертные интервью;
- Тестирование, симуляции, эксперименты;
- Опросы персонала;
- Кабинетные, на основе MOST (managerial, operational, social, technological):
- Force Field Analysis;
- Мозговые штурмы;
- Transition Planning;