Понятие, сущность, цели и значение маркетинга
Содержание
Введение. 3
1. Понятие, сущность, цели и значение маркетинга. 4
2. Функции маркетинга. 9
3. Современный маркетинг, его концепции и составляющие. 13
Заключение. 22
Список использованной литературы.. 23
Введение
В современной рыночной экономике, в условиях рынка роль маркетинга очень важна. Любое предприятие или компания, так или иначе, прибегает к его услугам, что положительно отражается на результате. Действительно, ни одно предприятие не сможет функционировать без маркетинговой службы, которая способна не только повышать спрос на товары и услуги фирмы, но и позволит ей дольше существовать.
Но маркетинг направлен на помощь не только предприятию, но и потребителю, потребности которого безграничны и постоянно возрастают. В свою очередь, ресурсы предприятия ограничены, из чего следует, что данные потребности не всегда получается удовлетворять в лучшем виде или удовлетворять вообще. Подход к потребителю, анализ трендов и вкусов – результат этих действий в наше время неоценимо способствует успеху самого предприятия.
Маркетинг очень востребован, чем и вызвано его быстро развитие и постоянное изменение. Для определенных условий, обстоятельств и спроса подходит определенный вид маркетинга, маркетинговая концепция и стратегия. Зачастую, значение маркетинга, его функции и сложности не воспринимаются, а берутся во внимание только его плюсы и выгода. Понятие маркетинга неразрывно связывается с рекламой, что является неполным представлением о маркетинге, как философии и методологии современного предпринимательства. Значение, функциональность и работа маркетинга гораздо шире, чем организация рекламы продукта или услуги, как это воспринимается современным обществом. Организации службы маркетинга, стратегии, контроль и планирование в нем остаются неясными для потребителя, а порой даже и для предприятий.
В условиях фирмы задачи маркетинга выстроены пошагово, вне зависимости от внешних факторов, исключая нужды, вкусы и рынок, его состояние.
Функции маркетинга
Маркетинг задевает массу людей всевозможными различными способами, это неминуемо вызывает противоречия. Не всех устраивает деятельность по современному маркетингу, инкриминируя его в разрушении окружающей среды, усиленной атакой глупой рекламы, в образовании ненужных потребностей, в вырабатывании у молодежи чувства ненасытности и других провинностей. Остальные гневно заступаются за маркетинг.
Какая же главная мысль и цель в системе маркетинга? Предполагается четыре альтернативных варианта ответа:
1. Аналитическая функция.
2. Продуктово-производственная функция.
3. Сбытовая функция.
4. Функция управления, коммуникаций и контроля.
Первая цель состоит в том, чтобы максимизировать потребление или максимизировать прибыль. Подобную цель ставят перед собой все коммерческие организации. Мысль этой цели в том, чтобы как можно больше увеличить потребление товара всеми возможными способами, что привело бы к расширению производства, и в следствии это к повышению прибыли. Для этого потребителя убеждают в том, что «Чем больше потребление - тем лучше результат».
Вторая цель мало чем отличается от третьей и четвертой цели. Состоит она из заботы о потребителях. Увеличение степени удовлетворенья покупателей от приобретенного товара. Потребители, получив огромное удовлетворение от покупки, придут за этим товаром ещё не один раз и вероятно купят его уже в большем количестве, а так же могут прорекламировать его свои родственникам и друзьям, тем самым приносят немалую выгоду производителям.
В маркетинге существует и третья цель, которая предоставляет максимальный и разнообразный выбор для потребителей. Одна сторона этой цели, помогает полностью удовлетворить потребности покупателей в выборе качественного товара, а другая сторона предупреждает о том, что увеличение производства, возможно, не повлечёт за собой рост спроса, а цена товара возрастет из-за значительных издержек. Повышение цены товара породит гнев потребителей. Получается своеобразная замкнутая цепь. Эта цель подходит только тем компаниям, которые убеждены в том, что вся их продукция будет иметь максимальный спрос.
Повышение уровня жизни, как считают многие - самое основное в жизни. Это мы и будем считать четвёртой целью, а состоит она из трех принципов. На мой взгляд, первый принцип совершенствования или улучшения уровня жизни включает в себя повышение качества и увеличения количества и расширения ассортимента, а так же приемлемой цены товаров. Увеличение позитивного воздействия маркетинга на физическую и окружающую, культурную и духовную среду, всё это второй принцип. В этом случае цель фирмы должна предопределять формирование улучшения окружающей среды и общекультурных ценностей. Справедливо заметить, что измерить качество жизни трудновато, как и удовольствие от покупки отменного товара.
Для отличной и производительной работы любая фирма обязана поставить перед собой эти перечисленные четыре цели максимизации, хотя данное не всегда получается, вследствие этого появилось новое название цели - альтернативная.
Аналитическая функция, так же присутствует в анализе маркетинга и состоит она из исследования:
a) рынков:
Очень важно любому производителю выбирать из огромной массы рынков более приоритетный и подходящий. Выбор рынка сбыта, подвержен влиянию множества факторов: импортно-экспортной политики стран, географического положения и объема потребления рынка, конкуренции - страны производителя и потребителей, а также постоянство экономики этих стран, прогнозирование развития рынка. Очень значительны и объемы потребления рынка, поскольку неизменно лучше, когда реализация товаров на рынке максимальная. Присутствие огромного количества конкурентов на рынке порождает весьма конкурентную борьбу. Побеждает с большим опытом сильнейший конкурент. Немалое воздействие оказывает импортно-экспортная политика на реализацию товаров страны-производителя и стран-потребителей, ведь большое значение имеет размеры таможенных пошлин и таможенное законодательство.
b) потребителей рынков:
Все рынки насыщенны немалым количеством покупателей, а отличаются они друг от друга по разным критериям. Аналитическая функция поможет нам и здесь. Вот спасение - сегментирование. Сегментация рынка позволяющая поделить всех потребителей на группы по потребностям и месту жительства, по возрасту и полу и другое. Ориентировка производителей на найденную одну или несколько групп потребителей и сориентируют на них своё производство.
c) товара:
Сначала перед тем, как представить свою продукцию на рынке производитель тщательно штудирует товарную структуру рынка. Формируется она из наименований товаров - аналогов и товаров - заменителей, предлагаемых на данном рынке конкурентами, сервиса конкурентов, их качества и их технического уровня, особых требований к товару.
2. Производственная функция маркетинга состоит из:
а) создания конкурентоспособного качественного товара в рыночной среде. Производство продукции организованное таким образом, чтобы изготовляемый товар был товаром, удовлетворяющий покупателей и их потребности по техническим характеристикам и качеству, которые определяют конкурентоспособность товара. Товар ещё при разработке должен быть сформирован как товар - универсальный для обусловленных сегментов рынка.
b) создание базы материально - технического снабжения.
Задача этой базы снабжение материалами и сырьем, разнообразными комплектующими из найденных каналов по установленным ценам и без перебоев. Правильно выстроенная система материально - технического снабжения исключает сбои в этой цепи.
3. Сбытовая функция состоит из:
a) организации системы доставки продукции до потребителя.
Эта функция состоит из системы мероприятий, которые стоят промежутком между производством и реализацией товара. Системный подход доставки продукции должен быть гибким и отлаженным, в первую очередь для пищевых товаров, так как большая часть из них являются быстро портящимися продуктами. Производителю необходимо учитывать затраты в определенную сумму на доставку товара потребителю, которые выключают в себя упаковку, транспортировку и хранение продукции.
b) сервис или сервисное обслуживание организации, заключается в комплексе услуг по реализации и движению товаров. Это функция является дополнением первой подфункции сбытовой функции. Предложения сервиса для организации - это стабильное доведение продукции до покупателя с использованием разнообразных услуг. Функция управления основана в планировании и контроле над производством товара. Отлично запланированная деятельность, подкрепленная расчетами и исследованиями, анализом и прогнозами развития данного вида производства допускает возможность быть уверенными в положительном результате. Степень риска при этом уменьшается.
Планирование бывает трех видов:
1) долгосрочное или стратегическое:
Долгосрочное планирование применяется для определения сценария, развития фирмы в целом на 10 - 20 лет.
2) среднесрочное:
Среднесрочные планы разрабатываются для осуществления конкретных проектов, составляются в основном на 3-5 лет.
3) краткосрочное (оперативное):
Краткосрочное планирование применяется для организации производства на год, для решения конкретных поставленных задач и для анализа финансовых результатов.
Заключение
Маркетинг одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких как розничные торговцы, коммивояжеры, исследователи маркетинга, работники рекламы, заведующие производством новейших и марочных товаров. Сегодня мы все обязаны разбираться в маркетинге.
Список использованной литературы
1. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. - 2-е изд. / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2012. – XII, 804 с.
2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник / Под общ. ред. Багиева Г.Л. М.: Экономика, 2014. – 703 с.
3. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финпресс, 2013. – 656 с.
4. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. - Изд-е 2-е с изм. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012. – 334 с.
5. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга: Учебное пособие / Пер. с англ. М.: Издательский Дом «Вильямс», 2013. – 688 с.
Содержание
Введение. 3
1. Понятие, сущность, цели и значение маркетинга. 4
2. Функции маркетинга. 9
3. Современный маркетинг, его концепции и составляющие. 13
Заключение. 22
Список использованной литературы.. 23
Введение
В современной рыночной экономике, в условиях рынка роль маркетинга очень важна. Любое предприятие или компания, так или иначе, прибегает к его услугам, что положительно отражается на результате. Действительно, ни одно предприятие не сможет функционировать без маркетинговой службы, которая способна не только повышать спрос на товары и услуги фирмы, но и позволит ей дольше существовать.
Но маркетинг направлен на помощь не только предприятию, но и потребителю, потребности которого безграничны и постоянно возрастают. В свою очередь, ресурсы предприятия ограничены, из чего следует, что данные потребности не всегда получается удовлетворять в лучшем виде или удовлетворять вообще. Подход к потребителю, анализ трендов и вкусов – результат этих действий в наше время неоценимо способствует успеху самого предприятия.
Маркетинг очень востребован, чем и вызвано его быстро развитие и постоянное изменение. Для определенных условий, обстоятельств и спроса подходит определенный вид маркетинга, маркетинговая концепция и стратегия. Зачастую, значение маркетинга, его функции и сложности не воспринимаются, а берутся во внимание только его плюсы и выгода. Понятие маркетинга неразрывно связывается с рекламой, что является неполным представлением о маркетинге, как философии и методологии современного предпринимательства. Значение, функциональность и работа маркетинга гораздо шире, чем организация рекламы продукта или услуги, как это воспринимается современным обществом. Организации службы маркетинга, стратегии, контроль и планирование в нем остаются неясными для потребителя, а порой даже и для предприятий.
Понятие, сущность, цели и значение маркетинга
Маркетинг (от англ. market – рынок) – это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью организаций и предприятий, направленная на изучение предпринимательской среды, рынка, запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг.
Маркетинг тесно связан с базовыми категориями экономической теории, такими как обмен, максимизация прибыли, полезность, специализация, рациональность. Модель "экономического человека", рационально принимающего решения для достижения своих эгоистических интересов, рассматривалась в маркетинге как основа представления о принятии решений и поведении потребителей.Идеология маркетинга базируется на теории индивидуального выбора исходящего из принципа приоритета потребителя. В основе системы конкурентного обмена по А. Смиту лежат следующие положения:
1. Люди стремятся получить вознаграждение от жизни, это побуждает людей к труду и является двигателем роста индивидуального развития.
2. Вознаграждение определяется индивидуальными особенностями, предпочтениями которые зависят от культурного развития и социального положения.
3. Именно с помощью свободного и конкурентного обмена люди и организации достигнут своих целей наилучшим образом. Если обмен свободен, то произойдет только тогда, когда будет полезен для обеих сторон. А если он конкурентен, то риск злоупотребления производителем своей рыночной позиции ограничен.
4. Принцип приоритета потребителей, который в настоящее время трансформировался во всем известную форму – клиент всегда прав.
В основе маркетинга всегда лежит идея его как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Процесс обмена требует работы. Для успешных продаж необходимо совершать поиск покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договариваться о ценах. Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса.Философия маркетинга требует, чтобы предпринимательская деятельность концентрировалась вокруг потребителя, поэтому один из главных принципов маркетинга гласит, что производить необходимо то, что продается, а не продавать то, что производится. К основным понятиям маркетинга можно отнести следующие:
Нужда – чувство ощущаемой нехватки чего-либо, требующее удовлетворения.
Нужды людей многообразны и сложны. Чем больше значит для него них или иная нужда, тем глубже они переживают, если она не удовлетворяется. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее. Потребность – специфическое желание, формирующееся под воздействием генетических, культурных, социальных, личностных, географических и других факторов.
Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества. По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются с все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или ряда специфических нужд.
Спрос – потребность, подкрепленная покупательской способностью. Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Обмен – процесс получения желаемого путем предложения взамен другой ценности. Обмен, наряду с самообеспечением, отъемом, попрошайничеством является одним из способов, посредством которых отдельные лица могут получить желаемый объект. Можно сосредоточиться на создании вещей, производство которых они хорошо освоили, а потом поменять их на нужные предметы, сделанные другими. В результате совокупное производство товаров в обществе возрастает.
Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:
1. Сторон должно быть как минимум две.
2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представить ценность для другой стороны.
3. Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.
4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.
5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.
Эти условия создают всего лишь потенциальную возможность обмена. Его успешность зависит от соглашения между сторонами о его условиях. Если соглашение достигнуто, можно сделать вывод, что в результате обмена все его участники получают выгоду (или, по крайней мере, не несут ущерба), поскольку каждый из них был волен либо отклонить, либо принять предложение.
Итак, маркетинг ― вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
В обществе популярно мнение, что маркетинг – удел продавцов, но это не так. Эту точку зрения можно рассмотреть через понятие «рынок», к которому маркетинг, как человеческая деятельность, так или иначе, имеет отношение.
Рынок ― совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Выделяется два понятия:
· Рынок продавца - рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть покупателям.
· Рынок покупателя ― рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть продавцам.
Для потребителя маркетинг, главным образом, направлен на удовлетворение нужд и потребностей, на предоставление человеку наиболее широкого выбора. Для предпринимателя или предприятия маркетинг направлен на формирование и стимулирование спроса, расширение объемов продаж, рыночной доли и увеличение прибыли. Цели маркетинга — это желаемое положение компании, марки, товара, которое можно достичь скоординированными усилиями всех сотрудников компании в более или менее определенный промежуток времени. Достижение целей маркетинга видится в совершенствовании продукции в интересах покупателей и стимулировании сбыта с целью получения высокой прибыли в долгосрочном периоде. Целевой комплекс маркетинга:
· получение прибыли - как главная цель бизнеса;
· удовлетворение потребителей;
· развитие предприятия и сферы деятельности.
· максимально высокое потребление
· достижение максимальной потребительской удовлетворенности;
· предоставление максимально широкого выбора;
· максимальное повышение качества жизни.9
Цели маркетинга имеют определенную иерархию и структуру, в которую входят экономические цели предприятия (прибыль, рентабельность) и психологические, ориентированные на достижения результатов воздействия маркетинговых мероприятий на менталитет и покупательское поведение потребителя (мотивация, формирование потребности в продукте).
В структуре целей маркетинга Е. Голубков выделяет следующее:
· Общая цель - достижение целей организации путем проведения эффективной маркетинговой политики
· Цель отдельных товаров и рынков – получение прибыли и увеличение объемов продаж и доли рынка
· Цели элементов комплекса маркетинга – разработка товара, установление цены, движение продукта к потребителю и его продвижение.
Задачи маркетинга в условиях фирмы направлены главным образом на повышение спроса на товар или услугу и на удовлетворение потребностей потребителей и решения существующих проблем.
1. Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в областях, интересующих фирму.
2. Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы.
3. Анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма, включая исследование деятельности конкурентов.
4. Формирование ассортиментной политики фирмы.
5. Разработка ценовой политики фирмы.
6. Участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения фирмы, включая разработку ценовой политики.
7. Сбыт продукции и услуг фирмы.
8. Коммуникации маркетинга.
9. Сервисное обслуживание.