Можно ли пренебрегать вступлением?

Можно ли его сокращать? Или убирать из презентации совсем? Мы уже не раз обраща-

лись за аналогиями к другим областям жизнедеятельности человека и находили там модели,

подсказавшие нам правильные решения. Давайте представим, что мы просто умираем с

голоду.

– Мама, дай чего-нибудь поесть!

– Садись, сынок, поешь салатику, я сейчас сложный гарнир выложу вокруг котлетки.

– Да не надо сложный, котлету давай.

– Погоди, она сейчас разогреется.

– Да не надо «разогреется»!

Хватаем холодную котлету прямо руками и кидаем в рот. Сократили вступление. Ибо

функция вступления – подготовить нас к основной части. Если мы говорим о питании –

подготовить желудочно-кишечный тракт. Когда мы голодны, он готов, и тратить время и

силы на вступление ни к чему.

Он и она трогали под столом коленки друг друга – не могли дождаться, когда разой-

дутся гости. Наконец они остались одни, бросились друг к другу, и началась прелюдия минут

на двадцать. Нет? Конечно, нет. Они тут же в прихожей переходят к основной части: психика

и физиология давно готовы, во вступлении нет необходимости.

Давайте рассмотрим случаи, когда можно пренебречь вступлением или, во всяком слу-

чае, существенно его сократить.

– У презентатора с аудиторией есть история отношений. Его не просто

хорошо знают, а хорошо знают с положительной стороны. Его выступления

ждут.

– Презентация является частью большой программы и идет не первым

пунктом. К моменту начала презентации публика «разогрета».

– Презентатора представляет ведущий или предыдущий

выступающий. И не просто называет имя и должность, а принимает на себя

функцию вступления, создавая соответствующую атмосферу в аудитории.

Он говорит об авторитетности выступающего, его компетентности в

обсуждаемом вопросе, важности темы и так далее.

– Презентация очень короткая и проводится в строго ограниченное

время. Когда не хватает времени на еду (или прочее), чем мы жертвуем?

Салатом и десертом. Прелюдией и финальными ласками. В презентации то

же самое.

Давайте теперь рассмотрим случаи, когда можно пренебречь заключением или сокра-

тить его.

– После презентации состоится выступление, продолжающее начатую

тему.

– После презентации будет проходить другая презентация.

– Оратор передает слово ведущему или другому выступающему и

проводит следующую презентацию.

– После презентации намечена неофициальная часть (банкет, фуршет,

коктейль, танцы).

А пока несколько советов. Я не рекомендую во вступительной части показывать слайды. Поскольку это период установле-

ния взаимодействия с аудиторией и выхода из него, важно, чтобы в это время присутство-

вал и зрительный контакт. Выйдя к месту проведения презентации, сделайте паузу, оглядите

зал, стараясь на долю секунды задержаться на каждой паре глаз. Проследите, чтобы выра-

жение вашего лица было не угрюмо-напряженным, а расслабленным и доброжелательным.

Вы вскоре увидите, что выражения лиц сидящих в зале тоже меняются. Презентатор и ауди-

тория как солнце и луна: что он транслирует, то аудитория отражает. Если на вашем лице

будут напряжение и страдание, ждите такой же реакции в зале.

Итак, при установлении зри-

тельного контакта помните, что наиболее обделенными вниманием всегда остаются фланги

и галерка. Не бойтесь передержать паузу. Субъективное время для вас и для сидящих в зале

не совпадает. Бойтесь скорее недодержать ее. И упаси вас бог начать презентацию, пока в

зале продолжается хождение. Дождитесь, пока установится полная тишина и публика пол-

ностью сосредоточит внимание на вас. В противном случае не удивляйтесь, если хождение

и разговоры будут продолжаться в течение всего вашего выступления.

Не рекомендую показывать слайды и в самом финале презентации. Здесь тоже необхо-

дим зрительный контакт. После того как погаснет проектор, попросите сделать свет поярче

и произнесите заключительные слова, сохраняя зрительный контакт с аудиторией. При этом

задержите взгляд чуть дольше на тех, кто смотрит на вас рассеянно или не смотрит совсем.

Яркий свет поможет и в том случае, если в финале презентации вы отвечаете на вопросы

аудитории.

Вступление

Задача вступления – сразу захватить внимание слушающих, установить с ними эмо-

циональный контакт, заинтриговать. Внимательно прочитайте варианты вступления. При

составлении текста презентации подберите наиболее подходящий. Не начинайте выступле-

ния, пока не убедитесь, что все смотрят на вас и готовы слушать.

Интересный факт…

…имеющий прямое или косвенное отношение к теме. Важно, чтобы он поражал

воображение. Для придания факту значимости используйте следующие приемы.

– Сравнение довольно абстрактных величин с понятными. Это те

самые вагоны, из которых можно было бы сцепить состав от Земли до

Луны. Это те самые тысячи километров шелка, которыми можно было бы

обернуть Землю вокруг экватора трижды. Это те самые высаженные за

время субботников деревья, которых хватило бы, чтобы обеспечить чистым

воздухом города Марсель, Фергану или Козельск.

– Подкрепление визуальным образом. Два фото в сравнении. До

и после. (Вспомнилась реклама средств для снижения веса.) Один из

менеджеров компании сотовой связи «ВымпелКом» намеревался начать

презентацию словами: «У нас десять миллионов абонентов». Вряд

ли эти сведения могли поразить воображение собравшихся. Ведь это

общеизвестный факт, о котором уведомляют даже уборщицу, принимаемую

на работу в эту компанию. Но поскольку речь шла о серьезном деле

– организации единого колл-центра, упоминания этого числа было не

избежать. Какое решение нашел наш герой? На экране появился стадион,

заполненный людьми. Его изображение занимало весь слайд. «Это

стадион „Уэмбли“ с высоты птичьего полета, – прокомментировал слайд

выступающий. – На нем сейчас сто тысяч зрителей». Зрелище действительно

было впечатляющим. На следующем слайде было уже сто таких же

изображений, уменьшенных в сто раз. «А это сто стадионов „Уэмбли“. На

них в сумме десять миллионов человек. Именно столько у нас абонентов, и

каждый из них в среднем один раз в сутки звонит в наши колл-центры». В

зале раздался возглас удивления.

– Увязывание абстрактных величин и понятий с объектами,

вызывающими эмоции у аудитории. Наиболее распространенный пример

– обращение политиков к женщинам: «Давайте подумаем, как программа

нашей партии скажется на жизни наших детей!»

Удивительный факт…

не имеющий никакого отношения к теме выступления. Особый интерес, как показала

практика, вызывает сообщение удивительного факта, начинающееся словами: «Знаете ли

вы, что…» или «Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что.». Даже если это не имеет

никакого отношения к теме. Мостик от этого факта к теме придумать несложно. Некоторые

технологи называют этот прием «Встреча с чудом». Мой коллега Виталий Ильинский свои

семинары начинает оригинально. Поприветствовав аудиторию, он достает обычный шарф

и предлагает соревнование, кто завяжет шарф быстрее всех. Участники его выступления

понимают, что это как-то связано с темой, и включаются в работу. Когда определяется побе-

дитель, Виталий говорит, что может завязать шарф еще быстрее. Он делает почти незамет-

ное движение рукой, и участники видят узел Шарф самый обыкновенный. Виталия просят повторить, он делает это снова и снова. Понятно, что в этот момент внимание аудитории и

контакт с ней – стопроцентные. Тогда Виталий говорит: «Вы в рекламе (пиаре, продажах)

не первый год. Возможно, вы думаете, что знаете все и ничему новому я вас научить не

могу. Точно так же вы несколько минут назад думали, что никто быстрее вас не может завя-

зать шарф. Так вот, я знаю секрет, который позволяет этот шарф завязывать так быстро. Я

знаю несколько секретов в рекламе (пиаре, продажах), которые позволяют сделать ее более

эффективной и добиваться тех же результатов с меньшими затратами ресурсов». Разгадку

фокуса с шарфом он показывает в самом конце семинара, сохраняя интригу.

Задание.Соберите коллекцию подобных фактов из разных областей

знания. Мы ежедневно проходим мимо такой информации. Теперь вам

придется ее отслеживать. Особенно важно, чтобы эти факты шли вразрез с

общепринятым мнением. Например, что воздух во времена динозавров был

гораздо загазованнее, чем в век технического прогресса. Или что основной

источник кислорода на Земле – вовсе не тайга, леса Амазонки и бабушкина

герань на подоконнике, а океанический планктон. Или что бабушка

Сильвестра Сталлоне прекрасно говорит по-русски, ведь он потомок не

только итальянских мафиози, но и эмигрантов из Одессы. Во-первых,

попрошу эти факты не использовать, потому что в своих презентациях

их использую я, а во-вторых, вам придется перед презентацией, во время

которой вы решите привести факт из собственной коллекции, подумать,

каким образом его связать с темой или ключевым выводом вашего

выступления.

Оттяжка

Этот прием хорошо знаком нам по рекламе. Первые десять секунд мы не можем понять,

что рекламируется. В это время мы переглядываемся друг с другом, в недоумении пожимая

плечами. Желание узнать, что же будет дальше, заставляет нас смотреть внимательнее. И

пусть выясняется, что рекламируемый объект недостоин нашего внимания (что чаще всего

и бывает), цель достигнута – мы смотрим рекламный ролик. Так бывает, что презентатор

начинает, например, с пересказа сказки «Золотой ключик». Сидящие в зале догадываются,

что так и задумано, но внимание их к происходящему возрастает. Очень уж интересно, как

будет выкручиваться выступающий.

Вопрос или цепочка вопросов

Не ждите от аудитории активности в самом начале вашего выступления. Степень

интерактивности следует наращивать постепенно, так что на этом этапе задавайте вопросы,

не требующие ответа. Используйте этот прием в случаях, когда внимание аудитории рассе-

яно, когда она утомлена. Такое начало будет уместным, если вы точно знаете, что выступаете

во втором десятке докладчиков

Наши рекомендации