Лекция 29 Природа и значение розничной торговли.
При выборе системы распределения производитель должен определить не только длину канала распределения, организационную форму и интенсивность распределения, но и формулу торговой организации (вариант позиционирования), в которой потребителю будут представлены его продукты. В оптовой и розничной торговле выделяется большое количество формул, которые различаются на основе:
– цен на предлагаемые продукты;
– ширины и глубины ассортимента;
– объема и типа предлагаемого обслуживания;
– месторасположения;
– целевой группы.
Исходя из названных выше критериев, можно выделить две крайние формы торговой организации с целым спектром промежуточных формул. Этими крайними формами являются:
Сервисное распределение
Эта формула направлена на покупателей, которые очень ценят качество, сервис, и удобное месторасположение. Оказание первоклассных услуг неизбежно приводит к относительно высоким торговым наценкам и, следовательно, относительно высоким ценам.
Ценовое распределение
Эта формула ориентирована на восприимчивых к цене потребителей. Цены держатся на низком уровне за счет того, что продукты покупаются по низким ценам и не сопровождаются большим количеством услуг.
Выбор формулы торговой организации, помимо прочего, определяется целевым рынком, позиционированием и планируемым производителем комплексом маркетинга.
Выбор конкретного магазина
После того как производитель отдал предпочтение определенной формуле магазина или определенному типу оптовой компании, ему предстоит принять еще несколько решений:
– выбор одной или нескольких торговых организаций в случае, когда производитель предпочитает интегрированную организационную форму;
– выбор конкретных торговых организаций.
Выбор торговой организации определяется следующими факторами:
– целями, которые ставит перед собой производитель по объему продаж;
– долей рынка конкретных организаций;
– связью с целевыми рынками;
– возможностями совместной работы;
– позицией на переговорах.
При выборе оптового посредника требуется большая осмотрительность и осторожность, чем при выборе фирмы-партнера в обычных коммерческих сделках, поскольку под угрозу ставится ни одна или несколько сделок, а качество сбытовой деятельности фирмы на рынке и ход коммерческих операций в течение длительного времени в целом. Поэтому помимо основных требований, предъявляемых к выбору фирм-контрагентов, рекомендуется также:
- убедиться, что выбранный посредник не является одновременно посредником конкурирующей фирмы, поскольку он может полностью прикрыть рынок сбыта для вашей продукции;
- при прочих равных условиях отдать предпочтение специализированному посреднику, так как он имеет больший опыт по продаже именно данного товара (хотя товар может сбываться более интенсивно, если будет предлагать вместе с другими товарами, т.е. универсальным посредником);
- предпочесть более известную фирму, имеющую более высокую репутацию на рынке;
- выяснить источники финансирования посредника – предоставляются ли ему кредиты и каким именно банком;
- определить степень оснащенности материально-технической базы посредника (конторы, склады, ремонтные мастерские, демонстрационные залы, учебные центры и т.д.), уровень квалификации работающего персонала;
- заключать пробные краткосрочные соглашения о посредничестве (на один год), позволяющие на практике узнать о возможностях и деловой ответственности посреднической фирмы;
- посетить фирму посредника, чтобы убедиться в ее солидности и компетентности;
- расширять число привлекаемых посреднических организаций, поскольку при ограниченном их количестве повышается зависимость от них и, следовательно, степень риска;
- принимать во внимание местоположение, количество магазинов, глубину географического проникновения, специализацию и номенклатуру продаваемых товаров и услуг, общую маркетинговую концепцию и программупосредника.
Отношения с выбранными посредниками направляются в русло достижения синергического эффекта для достижения рыночного успеха и превосходства над конкурентами. Менеджеры по работе с торговыми посредниками разрабатывают программы стимулирования и мотивации их работы. Наиболее типичные способы мотивации торговых партнеров:
- продуктовый (посреднику предоставляют возможность заниматься реализацией уникальных, особо привлекательных для покупателей товаров);
- логистический (сокращение сроков поставки, оперативное выполнение заявок);
- защитная оговорка (о возврате непроданного товара по цене закупки, консигнационное соглашение);
- ценовой (предоставление скидок, составление стабильных прейскурантов цен);
- финансовая поддержка (скидки по кредиту, продление сроков кредита, скидки за оплату наличными);
- облегчение процесса продажи (обучение персонала, разработки программ по продвижению товара, осуществление ремонта и т.п.).
Для мотивации работников могут проводиться конкурсы на лучшие формы обслуживания, привлечение новых клиентов и т.п. и присуждение призов. Подведение итогов работы за год, а также конкурсов часто принимает форму торжественной церемонии и публичного признания заслуг и успехов.
При использовании независимых торговцев в розницу выбор торговых точек осуществляется на основе следующих критериев (при данной формуле магазина):
- объем продаж магазина в данной продуктовой линии;
- возможности роста объема продаж;
- товарный ассортимент;
- способ работы;
- имидж торговца в розницу;
- опыт торговца и совместной работы с ним;
- связь со специфическими целевыми рынками;
- желание поддерживать ценовую политику;
- желание включить различные варианты в ассортимент;
- желание закупать товар в определенных объемах;
- наличие в продаже товаров-конкурентов;
- характер клиентуры;
- финансовое положение торговца в розницу и т.д.
Успех выбора магазинов и формулы магазина для канала распределения производителя зависит от его позиции на переговорах.
В целом можно выделить ряд специфических факторов, определяющих позицию производителя на переговорах:
– имидж производителя;
– известность и предпочтение торговой марке;
– предлагаемая дилерская поддержка;
– место продукта в общем ассортименте торговца;
– репутация производителя как торгового партнера;
– другие каналы распределения производителя;
– потенциальная прибыльность продукта;
– затраты на хранение.