В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов (франкирования цен)
Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути следования товара от производителя до потребителя производитель включает транспортные расходы в цену товара.
- Франко-склад поставщика – в цену включаются все расходы по доставке товара на склад производителя («ex works»).
- Франко-станция отправителя – в цену включаются расходы по доставке товара от производителя до железнодорожной станции отправления и его погрузке, если груз отправляется по железной дороге (FOR – франко-вагон меньше полного, или «free on rail, less than full load»).
- Франко-вагон станция отправления – в цену включаются расходы по доставке товара от производителя до железнодорожной станции отправления и его погрузке, если груз отправляется по железной дороге (FOR – франко-вагон полный, или «free on rail, full load»).
- Франко-граница – в цену включаются все расходы по доставке товара до границы между государствами, если товар транспортируется за границу («delivered at frontier»).
- Франко-порт отправления или франко-вдоль борта судна – включаются все расходы до порта с выгрузкой груза на причале перед судном (ФАС – вдоль борта судна, или «FAS – free alongside ship»).
- Франко-борт судна – включаются все расходы до порта, в том числе стоимость погрузки товара с причала на борт судна (цена ФОБ – франко-борт судна, или «FOB – free on board»).
- Франко-судно порт назначения – включает все расходы до порта назначения (КАФ – стоимость и фрахт, или «KAF – cost and freight»).
- Франко-судно-порт назначения и страхования – включает все расходы до порта назначения, а также страховку товара от риска гибели или порчи при перевозке (СИФ – стоимость товара, страхование и фрахт, или «CIF – cost, insurance, freight»).
- Франко-порт назначения – включает все расходы до порта назначения, в том числе стоимость выгрузки («ex quay»).
- Франко-склад потребителя – включает все расходы по доставке товара потребителю (поставлено, пошлина оплачена, или «delivered duty paid»).
В зависимости от географической «привязки»
- Отпускная цена предприятия по месту изготовления – цена, одинаковая для всех покупателей, при которой товар оплачивается и передается по месту изготовления, а собственность и весь риск переходят к покупателю. При этом «выигрывает» самый близко расположенный территориально покупатель, однако для предприятия есть риск потерять отдаленных клиентов.
- Единая цена – для всех покупателей одинаково независимо от их местоположения, но включает издержки фрахта по усредненной ставке. При этом выигрывает наиболее удаленный покупатель, а для продавца проще осуществлять расчеты.
- Зональная цена – одинаковая цена для покупателей, расположенных внутри определенной территориальной «зоны». У покупателей внутри зоны нет ценовых преимуществ, хотя имеется определенное перераспределение издержек. Недостаток – на территориях вблизи условных границ зон покупатели вынуждены платить существенно разные цены.
- Цена базисного пункта – цена, включающая издержки фрахта до определенного, выбранного продавцом, базисного пункта. Продавец начисляет каждому покупателю дополнительные фрахтовые издержки к отпускной цене из расчета от базисного пункта до местоположения покупателя. Фирма-производитель может выбрать в качестве базисного пункта место, наиболее благоприятна для нее с позиции ценовой конкуренции (если бы все продавцы выбрали в качестве базисного пункта один и тот же город, то это означало бы, что у всех конкурентов одинаковые надбавки за поставку продукции и, следовательно, ценовая конкуренция здесь отсутствует).
В зависимости от способа предоставления информации об
Уровне цены
– Публикуемая (номинальная) – цена, объявляемая в специальных и фирменных источниках информации. Как правило, отражает уровень мировых цен крупнейших поставщиков данной продукции (например, на пшеницу и алюминий – цены Канады, на пиломатериалы – цены Швеции, на каучук – цены Сингапурской биржи, на пушнину – цены Санкт-Петербургского и Лондонского аукционов, на чай – цены аукционов в Калькутте, Коломбо и Лондоне). Отражает уровень фактически заключенных сделок за некоторый прошлый период и используется в переговорах для установления исходной цены.
Публикуемые цены классифицируются следующим образом:
- справочные (по товарам во внутренней или внешней торговле, которые публикуются в различных печатных изданиях, экономических газетах и журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах и прейскурантах);
- биржевые котировки (цена товара, являющегося объектом биржевой торговли);
- цены аукционов;
- цены фактических сделок (как правило, регулярно не публикуются, а появляются в печати эпизодически по конкретным операциям);
- цены предложений крупных фирм (отражают монопольный характер поставок товара, имеют в общем-то справочный характер).
- Расчетная цена поставщика – цена, применяемая в контрактах на нестандартное специальное оборудование, производимое по индивидуальным
заказам.
- Фактурная – определяется условиями поставки, обусловленными в контракте. Является ценой купли-продажи.
- Предложения – указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок.