Характеристика поведения продавца и покупателя экстравертного и интровертного типов личности
Экстраверсия (Е) Интроверсия (I)
Продавец | Покупатель | Продавец | Покупатель |
Разговорчив и общителен | Не боится общения | Способен слушать и слышать клиента | Уходит от общения, может казаться безразличным |
Контролирует ситуацию общения | Открыт, много говорит | Дает клиенту шанс принять собственное решение | Надо дать ему осмотреться |
Продавец | Покупатель | Продавец | Покупатель |
Легко вступает в контакт, объединяет людей | Имеет потребность высказаться, рассуждает вслух | Лаконичен | Чтобы разговорить, надо спрашивать |
Объединяет людей | Свое мнение по любому поводу | Мало энтузиазма | Не любит, когда его перебивают |
Выражена лицевая экспрессия | Эмоционально реагирует в конфликте | Эмоционально не реагирует | Холоден и неэмоционален |
2. Ощущающий тип личности— полагается на ощущения и реальные факты, рассуждает от частного к общему. Ориентирован на настоящее. За деталями может не видеть сути. Как руководитель тонет в деталях. Чтобы понять происходящее, смотрит и слушает, любит выяснять подробности. Чаще принимает стандартные решения. Не терпит орфографических ошибок. Практичен.
Его еще называют «конкретный тип личности», так как он живет в мире реальных ощущений, доверяет глазам, ушам, ощущениям, замечает детали.
Интуитивный тип личности— полагается на интуицию и опыт. Рассуждает от общего к частному. Ориентирован на будущее. Часто «витает в облаках», не чувствует землю под ногами. Как руководитель дает слишком общие указания. Любит оригинальные решения, общие описания. Рассеян. Читает быстро, не всегда обращая внимание на ошибки.
Его еще называют «абстрактным типом личности», он живет в мире теорий и обобщений, воспринимает мир через призму внутренних концепций и схем.
Таблица 2
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПРОДАВЦА
И ПОКУПАТЕЛЯ ОЩУЩАЮЩЕГО (КОНКРЕТНОСТЬ S)
И ИНТУИТИВНОГО (АБСТРАКТНОСТЬ N) ТИПОВ ЛИЧНОСТИ
Продавец | Покупатель | Продавец | Покупатель |
Конкретное и детальное знание продукта | Дотошный, задает конкретные вопросы и ждет конкретных ответов | Силен в продажах сложных продуктов | Интересуется обобщениями |
Фиксация на конкретных фактах и результатах | Любит потрогать, пощупать, примерить | Способен увлечь, заразить энтузиазмом | Реагирует на слоганы. «Престиж» и «бренд» для него не пустые слова |
Опасен перегрузкой клиента ненужной информацией | Ждет подробных объяснений | Может описать товар в терминах пользы для будущего | Плохо вникает в логику. Ждет от продавца энтузиазма |
3. Рассудочный тип личности— принимают решения на основе фактов, объективных критериев, их трудно сбить с толку. Ведут себя достаточно жестко («классический генерал»). Четко следуют правилам. Оценивают других по их делам. Могут обидеть, даже не заметив этого. Не понимают чувств и эмоций других. Спорят для достижения истины, могут идти на обострение конфликта.
Чувствующий тип личности— принимают решения на основе эмоций и чувств — «сердцем». Легко поддаются уговорам. Нарушают правила. Оценивают других через призму отношений. Уважают чувства других. Предвидят эмоции других, не переносят споров. Стремятся сглаживать острые углы.
4. Решающий тип личности— для него работа — дело серьезное, он все заранее планирует, предпочитает планомерность, испытывает удовольствие от результата, прежде чем начинать новый проект, любит закончить предыдущий. Живет по расписанию, которое нелегко изменить. Может спокойно работать под давлением. Все, что наметил, выполняет. Наслаждается предвкушением будущего.
Воспринимающий тип личности— работа должна приносить ему радость, имеет «веер» возможностей, испытывает удовольствие от процесса. Любит быть свободным и не зависеть от планов, ведет несколько проектов одновременно. Легко меняет свои планы, переносит дела на следующий день, предпочитает свободный подход. Может довольствоваться или наслаждаться настоящим.
Таблица 3
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПРОДАВЦА
И ПОКУПАТЕЛЯ ЛОГИЧЕСКОГО (Т) И ЧУВСТВУЮЩЕГО (F)
ТИПОВ ЛИЧНОСТИ
Продавец | Покупатель | Продавец | Покупатель |
Хорошо убеждает, используя логику и факты | Анализирует соотношение цена — качество | Легко говорит на языке выгод клиента | Ориентирован на выгоды для себя и других |
Иногда больше хочет выиграть спор, чем продать товар | Подмечает в поведении продавца малейшие несоответствия слов и дела | Поддерживает клиента, даже если тот хочет отложить покупку | Очень чувствителен к отношению продавца |
Не понимает чувств клиента | Может спорить | Излишне сочувствует клиенту | Может купить, только чтобы не обидеть продавца |
Г. Экономические факторы
Экономические факторы в модели поведения потребителя учитывают понятие «полезности», т.е. способности товара или услуги удовлетворять конкретные желания потребителя (теория предельной полезности). На потребительский выбор влияют не только нужды, желания, но и рыночная цена, реальные доходы, закон социального сравнения.
Экономисты выделяют ряд закономерностей, влияющих на поведение потребителя.
Эффект цены— заключается в том, что спрос на товар обусловливается качествами, присущими товару.
Эффект присоединения к большинству— товар покупается потому, что его покупают большинство людей. Этот эффект выражает стремление людей не отстать от жизни, соответствовать тому кругу, в котором они хотели бы вращаться, чтобы быть модными, элегантными или не быть «белой вороной» и пр.
Эффект сноба— объясняет потребление во имя статуса: другие представители значимой группы «нашего» сноба тоже потребляют этот товар, а те, кто не относятся к избранной группе, не покупают. Этот эффект зависит от поведения других в референтной группе.
Эффект Веблена— заключается в показательном, демонстративном потреблении: товар имеет более высокую, а ненизкую цену, приобретение его — это удовлетворение потребности в престиже, тщеславии. Этот эффект зависит от цены.
Отношение к ценам опосредовано доходами потребителей. Различают:
1. Реальный доход— возможность покупать те или иные товары с учетом изменения цен. Реальный доход — это покупательская способность располагаемой суммы денег. На него может влиять инфляция.
2. Номинальный доход— сумма денег, получаемых в единицу времени.
3. Совокупный доходвключает в себя заработную плату, другие денежные начисления до уплаты налогов, а также льготы, дотации и прочие вещные и денежные блага.
4. Располагаемый доход— это то, что остается после уплаты налогов и обязательных платежей.
Ученые лаборатории экономической психологии Калужского государственного университета выделили шесть групп факторов, влияющих на поведение потребителя: культурные, социальные, экономические, физические, ситуационные, психологические.
Культурные, социальные и экономические факторы мы рассмотрели выше.
Д. Физические детерминанты потребительского поведения— это прежде всего анатомические особенности человека: рост, размер, полнота, тип телосложения, физическое здоровье, а также психофизиологическое состояние и особенности природной среды.
Таблица 4