Эволюция турпродукта в товар
Спрос формируется под лозунгом: «упал в грязь – встань, и убеди всех, что она лечебная». Районов, не представляющих ценность для туристов, не существует. Регионы, экономика которых находится в «запустении» – результат плохого маркетинга.
Потребители туристских услуг зачастую воспринимают сложный процесс интегрирования турпродуктов как «должное». Туроператор, заинтересованный в повышении привлекательности своих разработок, внедрения их на рынки, дифференцирует туристский продукт на три яруса:
Первый ярус. «Визитная карточка», ресурсы определяют вид туризма – стержень туристского турпродукта. Являются связующей нитью предложения со стороны туроператора и целью поездки со стороны туриста.
Второй ярус. Услуги, занимающие наибольший удельный вес и товары, которые составляют основу турпродукта. Над курированием процедур выявления целей, планирования методик менеджмента и стратегий маркетинга, способствующих жизнеспособности туристского продукта, корпят туроператорские и турагентские предприятия. Порядок основных услуг турпродукта включает транспортные, услуги проживания и питания, программы досуга.
Третий ярус. Растушеванная грань между основными услугами и дополнениями сложно распознаваема. Стартовый пакет услуг фокусирует внимание на понятиях – что включено в основу приобретённого турпродукта, а что можно приобрести дополнительно. Но в то же время их может и не быть. Дополнительные услуги играют важную роль в формировании впечатления туриста об отдыхе, стимулируя его стремление к повторному путешествию. Создаётся атмосфера, благоприятная для маневрирования туристских продуктов на рынке. Возможен метаморфоз дополнительных услуг в основные, рождаются отдельные категории туризма.
В туристской сфере, туроператор не производит первичные составляющие турпродукта, а отдельные отрасли не выпускают готовые туристские продукты. Генерируя аккумуляцию усилий отдельных отраслей, туроператорские предприятия компонуют цельный продукт – годный товар.
«Смак» туристского продукта возникает после принятия мер сертификации спроектированного продукта самим поставщиком. Таким способом «проверяющий» по достоинству оценивает качество разработанного товара на себе.
Соблюдая все каноны маркетинга, туристские агентства занимаются реализацией турпродукта в товар. Несмотря на обладание готовым турпродуктом, перед турагентом стоят сложные задачи по разработке стратегий:
- тщательное изучение структуры товара для выявления качества;
- поиск сегмента потребителей;
- грамотная локация аукциона турпродукта;
- анализ спроса и предложения на рынке;
- составление креативной рекламы;
Воздействие, поступающее на продукт, исключительно, косвенное. Туристский агент не имеет права менять спроектированную туроператором, структуру готового турпродукта [11, с.13].
Таблица 1.2 – Проектирование турпродукта разработчиком
Пластичность свежих товаров проявляется в их живой смене. При создании, товар обеспечивает производителя базисом. При отмирании туристского продукта, базисная основа помогает быстро «слепить» обновлённый вариант. В соответствии «модному приговору» – готовый продукт.
«Генерирование идей» состоит из количественных и качественных показателей. Их формирует потребительский спрос. Требования моды и предпочтений стабильно придают «тусклость» ранее «яркому» товару. Концепции «свежеиспеченного» турпродукта:
- присвоение стиля продукту
- выявление целевого сегмента потребителей
- сфера реализации
- оценка потенциала фирмы-разработчика
- на какую дестинацию ориентирован продукт
- спектр набора услуг
- классность предоставляемых услуг.
Сбытом дебютной партии промышляет пробный маркетинг. Маркетологи, занятые апробацией, шлифуют казусы посредством выявления оценки потенциальных потребителей товара. Дефицит времени, которым располагает жизненный цикл товара, подавляет возможность адекватного анализа показателей престижности.
Коммерциализация, направленная на извлечение прибыли, массово внедряет товар на рынок. Прилагаются усилия, исключающие моменты перенасыщения туристского рынка товаром. Вдобавок инновации туристского продукта, поставщики занимаются «рокировкой». Это означает: товар, которым пресыщены одни участники рынка, перемещается в зону потенциальных потребителей, не пробовавших ранее продукт. Необходимость снятия товара с конвейера угасает.
Эволюция турпродукта в товар [13, с.49]. Американский экономист Теодор Левитт протянул связующую нить между жизнью товара и человека. Это означает, товар проходит такие стадии как:
а) рождение – выход на рынок;
б) развитие – рост объёма продукции;
в) взросление – зрелость на рынке;
г) умирание – уход с рынка;
Отслеживание этапов жизненного цикла начинается с момента его появления на рынке. Потребительская оценка переключает фазы, меняя положение товара. Происходит метаморфоз турпродутка в товар.
Таблица 1.3 – Жизненный цикл товара
Модель жизни турпродукта помогает отслеживать экстремумы на определённом этапе его жизненного цикла. Являясь своего рода «микстурой», данная тактика помогает продлить жизнь товара.
Стадия разработки товара сфокусирована на главную идею. Маркетологи постоянно занимаются подготовкой рынка к появлению свежих продуктов. Происходит амортизация, которая «смягчает» возможность выброса товара с «аукциона». Отличной площадкой для апробации разработанного предложения может стать ярмарка, где происходит сбор мнений экспертов туристской индустрии о разработке. Это облегчает процесс составления прагматичной справки о пригодности товара.
Манёвр привлечения максимального объема покупателей возможен даже при минимальном наборе основных услуг транспорта и проживания, составляющих основу турпродукта. Образ «сиесты», характерный для отдыха, выступает усилителем аппетита потребителя. «Утоление» происходит посредством обретения «букета» дополнительных услуг [8, с.42].
Обволакивая фактуру туристского продукта в процессе готовки, маркетинг, становится «кляром». В условиях турбулентного поведения рынка, маркетологи амортизируют движение товара.
Цели, которые преследуют дистрибьюторы не только распространение, но и детализация стратегий опережающего маркетинга, нацеленного на формирование статуса товара в глазах потребителя.
Программа продвижения поглощает все коммуникационные каналы. Цель – манипулирование внимания реципиента. Посредством инструментов маркетинга, осуществляется «декорирование» предложений. «Синергизм» дополнительных возможностей стимулирования, придаёт и дополнительную ценность товару. Немедленный рост сбыта при этом ограничен на определённый период времени.
Контакт с реципиентом:
а) немедленный анализ проблем, всецело поглотивших настроение потенциального клиента;
б) «яркая вспышка» в виде потрясающей фразы или яркого образа, цель которой – «зажечь» воображение потребителя;
в) созидательной обстановке способствует принятие клиента как личности, нуждающейся в признании. Выигрыш у того продавца, который выступает не только адресантом, но и адресатом;
г) формация предложений по разрешению проблем клиента. Профилактика в виде помощи в работе с «диагнозом» каждого отдельного клиента;
д) аргументация поставщика колоритна. Имеет переливной характер в тональности слабых и сильных доводов. Напористость аргументов «сдавливает» клиента, понижая «степень уюта» во время обмена информацией. С другой стороны, пассивная аргументация создаёт недоверие со стороны реципиента. Качественный сбор знаний об особенностях покупательского поведения снижает коэффициент возражений потребителя. В технику общения с клиентом включены такие методы как:
- «эффект бумеранга». Метаморфоз минусов коммерческого предложения в плюсы. Выброс встречных вопросов, нацеленных на переосмысление негативного мнения о продукте;
- «эффект весов». Баланс между чашами плюсов и минусов товара;
- «эффект погоды». Принятие «пасмурного настроения» клиента, немедленный переход к описанию преимуществ, нацеленных на пробуждение приятных эмоций;
- «эффект капли». Многократность в форме ненавязчивых утверждений собственного мнения агента. Правило типа «Капля камень точит».
Логическим завершением является навык распознания момента готовности потребителя к приобретению пакета туристских услуг.
Рисунок 1.3 – Комплектация маркетинговых решений
При падении спроса на товар, маркетологи активно пользуются методами вакцинации сконцентрировавшись на корректирующих стратегиях. Каждый метод должен быть нацелен на определённую опасность.
Контроль над циркуляцией стратегий отражает статус программ по устранению препятствий при движении товара. Ассигнования, направленные на снижение возможного раскола процесса, несущего монолитный характер проектирования на разделы, упрощает курирование жизненных фаз туристского продукта.
Меню ценообразования включает информационный «коктейль», пресс-релиз товара. Сбалансированное наполнение, нацеленное на высокий спрос продукта, комбинирует комплекс показателей прозрачности фактов, свежести идеи, аккомпанирования качества. Завершающий акцент ценовой политики продукта – престиж.
Таким образом, можно сделать вывод, что туристский продукт — это заранее разработанный, реализуемый по единой цене, комлекс туристских услуг. Деление услуг на «основные» и «дополнительные» происходит на этапе приобретения пакета туристом. Успех туристских фирм зависет от привлекательности разработанного продукта. Стратегии, нацеленные на цену, продвижение и распространение товара на рынке, образуют основную часть маркетинга. Некомпетентность разработчиков сказывается на производимом товаре. Проблема заключается в том, что потребителю невсегда удаётся получить набор желаемых услуг за «баснословные» деньги.