Поиск идей творческими методами

Основан на воображении и интуиции. Обычно реализуется в рамках «творческих групп»в соответствии с гипотезой о том, что благодаря эффекту синергии, или взаимодействия, группа людей более способна к творчеству, чем каждый из них в отдельности. В эту категорию методов входят методы «мозговой атаки» и синектики.

«Мозговая атака» - вероятно, самый популярный метод, так как его легко осуществить. Сеанс «мозговой атаки» проводится с единственной целью собрать как можно больше идей. В нем участвуют от шести до десяти человек с различным образованием и опытом. Согласно Осборну, основные правила при проведении сеанса таковы:

- Говорить все, что придет в голову, поощряется фантазия. Чем больше идей, тем лучше: среди них легче найти полезную.

- Любая критика или ограничения запрещены; оценка идей дается потом.

- Нужно систематически развивать идеи других, модифицируя и комбинируя их.

Такой подход часто оказывается эффективным; нередко за один часовой сеанс группе удается выдать более ста идей.

Синектика– более структурированный метод на основе принципов «мозговой атаки». Здесь реализован косвенный подход к поставленной проблеме, исходящий из гипотезы о том, что приобретенные привычки мешают подлинно свежему взгляду на проблему. Чтобы разбудить воображение, нужно создать «творческий круг», начав сначала двигаться в другом направлении. После того как проблема перенесена в другое, хотя и взаимосвязанное,измерение, можно приступить к поиску аналогий и идей, у которых больше шансов оказаться действительно новыми.

Использовать клиентов как источник идей

Описанные методы поиска идей обычно реализуются по инициативе разработчика. Показано, что на рынках товаров про­мышленного назначения идеи новых товаров часто исходят от клиентов, если они осознают существование проблемы (см. таблицу 2).

Таблица 2 – Поиск идей новых промышленных товаров.

Потребности промышленного клиента Возможности производителя
    Ограниченные Широкие
Ощущаемые потребности Доминирует инициатива клиента Совместная инициатива
Латентные потребности Никакой инициативы Доминирует инициатива производителя

Фильтрация идей

Цель второй стадии инновационного процесса - профильтровать предложенные идеи новых товаров, исключив те, которые несовместимы с ресурсами или задачами фирмы или просто непривлекательны. Производимая оценка предложенийподразумевает существование критериев отбора. На этой стадии углубленный анализ не проводится; нужно лишь быстро и с малыми затратами выделить проекты, заслуживающие дальнейшего рассмотрения, и отбросить те, которые для фирмы непригодны. Это еще не анализ осуществимости, а только предварительные оценки.

Как правило, для такой фильтрации лучше всего подходит Комитет по новым товарам. Простым и эффективным методом является оценоч­ная сетка,главные принципы которой таковы,

- Создается полный перечень ключевых факторов успехапо каждой функции: маркетинг, финансы, производство, НИОКР.

- Каждому фактору или группе факторов придается вес с учетом его относительной важности.

- Каждой идее нового товара экспертыиз Комитета по новым товарам приписывают баллы по каждому из факторов.

- На базе этих оценок рассчитывается сводный индекс качества.

Этот метод, с одной стороны, обеспечивает простой и систематиче­ский учет всех важных факторов и, с другой стороны, исходит из инте­ресов и возможностей фирмы.

Основными критериями, как правило, считаются следующие.

1. Расходы на реализацию

2. Вероятность технического успеха

3. Ожидаемая рентабельность

4. Размер потенциального рынка

5. Сроки разработки

6. Рыночные тенденции

7. Совместимость с целями

8. Коммерческий ноу-хау

9. Технологический ноу-хау

10. Ожидаемая доля рынка

11. Наличие патента

12. Потенциальный риск

13. Необходимые инвестиции

Разработка концепции товара

На этой стадии осуществляется переход от «идей», прошедших предварительную оценку, к концепции товара - письменное описание физических и воспринимаемых конечных ха­рактеристик товара и набора выгод, который он обещает опре­деленной группе пользователей.

Поскольку акцент делается на преимущества, которые получат пользователи, речь идет не просто о техническом документе. Концепция конкретизирует понятие товара как набора свойств, или атрибутов. По­нятно, что одна и та же идея товара может привести к разным конце­пциям. Определяя концепцию, фирма делает выбор, исходя из своих целей.

Наши рекомендации