Оценка многокритериальной матрицы
Матрица «привлекательность-конкурентоспособность» приводит к анализу, подобному описанному выше в связи с матрицей БКГ, но с одним существенным отличием: отсутствует логическая связь между показателями конкурентоспособности и денежными потоками. Поскольку данный метод не исходит из какой-либо частной гипотезы, область его применения шире. Кроме того, он более гибкий, так как индикаторы выбираются исходя из конкретной ситуации.
Тем не менее существуют некоторые ограничения по применению подобных матриц.
- Проблемы измерений становятся более сложными; возрастает также опасность субъективизма. Она проявляется не только при выборе индикаторов и приписывании им весовых коэффициентов, но особенно при установлении значений по каждому критерию. Наиболее велика эта опасность для индикаторов конкурентоспособности, неизбежно связанных с самооценкой.
- При росте числа учитываемых критериев и числа направлений деятельности процедура оценки становится утомительной и сложной, особенно если имеющаяся информация неполна или неточна.
- Результаты чувствительны к используемому методу агрегированияфакторов, например к выбору весовых коэффициентов. Применение интегральных средних оценок - не всегда оптимальный метод оценки конкурентоспособности и привлекательности. Поэтому необходимо проверять чувствительность результатов к параметрам метода.
- Как и в случае матрицы БКГ, итоговые рекомендации носят слишком общий характер и требуют уточнения. Кроме того, здесь хуже прослеживается связь с финансовыми показателями.
В заключение следует отметить, что представленные методы различаются не только по способу оценки привлекательности рынков товара и преимуществ фирмы, но и по точности выводов.
Полезность портфельного анализа направлений деятельности
Портфельный анализ – это завершение и конкретизация процесса стратегического маркетинга, описанного в трех предшествующих главах. Независимо от применяемого метода этот анализ основывается на:
- четком распределении направлений деятельности по рынкам товара или сегментам;
- индикаторах конкурентоспособности и привлекательности, позволяющих сравнивать стратегическую ценность различных направлений;
- связи между стратегическим положением и экономическими и финансовыми показателями (особенно в методе БКГ).
Матричное представление позволяет обобщить результаты стратегического мышления и представить их в наглядной и выразительной форме. Кажущаяся простота этих методов обманчива: они требуют полной и надежной информации о состоянии рынков, о сильных и слабых сторонах фирмы и ее конкурентов. Более конкретно проведение такого анализа означает:
- большую работу по сегментации базового рынка,качество выполнения которой существенно влияет на надежность итоговых выводов; тщательный и систематический сбор подробных данных,которые обычно отсутствуют в явном виде и должны извлекаться из самых различных источников; качество этого процесса также влияет на конечный результат.
Главная слабость портфельного анализа – в получении картины настоящего (или даже недавнего прошлого), которую опасно экстраполировать.
Нужно, однако, заметить, что рассмотренные матрицы можно использовать в динамическом режиме, например сравнивая текущие позиции на каждом рынке товара с позициями, которых нужно достичь в следующем периоде.
Базовые стратегии развития.
Первая ступень разработки стратегии развития заключается в уточнении природы удерживаемого конкурентного преимущества, которое становится базой для дальнейших стратегических и тактических шагов.
В предшествующей главе было показано, что конкурентное преимущество можно определить, прибегнув к двум измерениям: «производительности» (преимущество по издержкам) и «рыночной силы» (преимущество в отношении приемлемой максимальной цены продаж). Чтобы выявить такое преимущество, нужно, проведя анализ конкурентной ситуации, ответить на следующие вопросы.
- Каковы ключевые факторы успеха для рассматриваемого рынка товара или сегмента?
- Каковы сильные и слабые стороны фирмы по отношению к этим ключевым факторам?
- Каковы сильные и слабые стороны самого опасного конкурента по отношению к этим же ключевым факторам?
Исходя из этой информации, фирма может: а) определить конкурентное преимущество, в отношении которого у нее наилучшая позиция; б) принять решение о достижении такого преимущества в конкретной области и, наконец, в) попытаться нейтрализовать конкурентные преимущества своих соперников.
Конкурентное преимущество
Уникальность
товара с точкиНизкие издержки
зрения покупателей
Концентрация |
Доминирование по издержкам |
Дифференциация |
сектор
Конкретный
сегмент
Рисунок 8 – Базовые стратегии по Портеру
Таким образом, выбираемые базовые стратегии будут различаться в зависимости от того, на какое преимущество они опираются.
По мнению Портера, существуют только три базовые конкурентные стратегии, различающиеся по своему целевому рынку (весь рынок или некоторый его сегмент) и по типу реализуемого конкурентного преимущества: по издержкам или по превосходящим качествам товара.