Советов для написания хороших текстов
Совет 1: разбивайте длинные предложения на короткие, чтобы избежать ошибок.
Совет 2: будьте искренними; пишите так, словно пишете знакомому человеку, но не другу. Не фамильярничайте, не используйте смайлы в первых двух-трех сообщениях. Лучше не ставить их вообще до близкого знакомства.
Совет 3: пишите много; минимум два текста в неделю. Тренируйтесь: стиль и качество письма вырабатываются со временем. Если знаете, что сами пишете плохо, — делегируйте задачу. Хороший пресс-релиз получится, когда напишете их 30–40 штук.
Совет 4: читайте свои тексты вслух. Они вам нравятся? Все ли гладко написано? Тестируйте тексты на обычных людях (родителях, друзьях). Все ли им понятно?
Совет 5: используйте сплит-тестирование (А/Б-тест) и выясняйте, какой из вариантов текста лучше и эффективнее. Отправляете два варианта текста по разным каналам — смотрите, на какой из них больше людей отреагирует.
Как правильно писать пресс-релиз
Пресс-релиз — информационное сообщение, содержащее новость об организации. Это главный инструмент PR-специалиста, который позволяет информировать журналистов о событиях и деятельности компании. Во всем мире рассылка пресс-релизов является наиболее распространенным способом создания новостей в СМИ. Если пресс-релиз составлен правильно, а информация в нем интересна, то журналисты могут дословно воспроизвести его в своей публикации. Для вас это очень хорошо, так как смысл пресс-релиза не будет искажен.
Этот документ по объему не должен быть более страницы. Главная информация располагается в первых двух-трех абзацах. Смысл пресс-релиза — ответ на вопросы «кто, что, где, когда и почему», который обычно размещают в первом абзаце. Во втором и третьем абзацах приводят цитаты, если речь идет о мероприятии и выступлениях на нем. Информация должна располагаться по мере убывания значимости (принцип «опрокинутой пирамиды»). В пресс-релизе пишут информацию краткими предложениями, используя шрифт размером 12–14 кеглей, интервал 1,5. В конце пресс-релиза обязательно указывают фамилию и имя контактного лица, способы связи с ним для получения дополнительной информации. Рекомендуем указывать не только почту, но и номер сотового телефона для оперативной связи.
Рассылают пресс-релиз за два-четыре дня до события. Если пресс-релиз отправляют факсом, то только на фирменном бланке, где в верхней части расположены логотип и информация о компании. Персональный бланк может содержать логотип или определенным шрифтом написанные ваши имя и фамилию, если вы уже сами бренд. Обзванивая журналистов, интересуйтесь о получении пресс-релиза, а не о сроках его публикации. Желательно подготовить дополнительную информацию, бонусы, эксклюзив. Вы должны быть грамотным специалистом, умеющим четко формулировать вопрос и не надоедать. Пресс-релиз — это не поле для креатива, а сухой, лаконичный текст, где всё по факту и по делу. Не экспериментируйте со шрифтами: текст должен быть читабельным, ФИО выделены, должности указаны, контакты актуальны. Возможны дополнительные приложения. Отправляйте пресс-релиз заранее, примерно за два-семь дней до события. Не посылайте пресс-релизы слишком часто: лучше выслать один и удачный, чем незначительные каждую неделю.
Как мы уже говорили, пресс-релиз структурируется по принципу «опрокинутой пирамиды»: текст сообщения выстраивается в последовательности от более значимой, ключевой информации к менее важным подробностям. Перевернутая структура дает следующие преимущества: во-первых, журналист, просматривающий статью, с первых строк узнает самое главное, даже если не дочитает материал; во-вторых, если на газетной полосе будет недостаток места, редактор сможет сократить материал, убрав дополнительные сведения, но не упустив главного; в-третьих, насыщенное начало привлекает и удерживает внимание читателя.
Обычно суть сообщения излагают в первом абзаце (лиде), а в последующих сообщают детали. Лид-абзац должен давать ответы на основные вопросы о мероприятии (так называемые 5W — от английского Who, What, When, Where, Why). Кто является участником события? Что это за событие? Когда оно произошло или произойдет, сколько продлится? Где? Почему оно произошло? Как или каким образом? Лид-абзац должен напоминать краткое изложение всего сообщения (не больше четырех-пяти строчек).
Именно заголовок и первый абзац являются ключевыми компонентами пресс-релиза. Очень важно помнить, что тема вашего пресс-релиза, как и новости, должна быть интересна аудитории СМИ, а не лично вам. Поэтому темы из серии «мы продали 100-тысячную единицу продукции», «я десять лет занимаюсь тренерской деятельностью» или «я создал новый бизнес» никак не применимы для изданий. Для размещения вашего пресс-релиза необходим информационный повод — что-то, о чем действительно интересно читать.
На рисунке ниже вы видите слева содержание вашего потенциального пресс-релиза, а справа — мысли, которые чаще всего есть в голове у журналиста во время прочтения. Напишите пресс-релиз так, чтобы журналист не заскучал, но в то же время получил всю нужную ему информацию.
Информационный повод
Информационный повод (или инфоповод) — событие, которое может заинтересовать журналистов и редакторов. Инфоповод проходит красной нитью через текст пресс-релиза, рассылку которого делают для достижения нескольких целей: получение бесплатных упоминаний в СМИ, повышение индекса цитируемости в интернете и получение бесплатных публикаций на тематических площадках. При наличии информационного повода цикл работы со СМИ выглядит следующим образом:
Генерация инфоповода.
Выбор СМИ из «Карты СМИ».
Написание и рассылка пресс-релиза.
Звонки в СМИ с целью подтверждения получения пресс-релиза.
Мониторинг ситуации и публикаций.
Отчет по работе.
Приведем пример: информационный повод от магазина электроинструментов.
Сеть магазинов «220 Вольт» предлагала всем, кто сделает фирменную татуировку, заплатить по 10 000 рублей. Был зафиксирован вал заявок, из-за чего организаторам приходилось на ходу придумывать ограничения для желающих: возраст, справка от дерматолога, фотографирование процесса. У любого инфоповода есть цикл жизни, и долго на одной идее без дополнительных «вливаний» ехать не получится. В рамках этого инфоповода были такие «вливания». Чернокожему парню сделали белую татуировку и рассказали об этом. Была объявлена акция, в рамках которой организаторы были готовы выплатить 30 000 рублей девушке, которая сделает татуировку на своей правой груди, при условии, что грудь не меньше третьего размера. Был проведен конкурс среди девушек, изъявивших желание поучаствовать в конкурсе, но по итогам все три выбранные победительницы татуировку делать отказались. На выплату вознаграждений ушло около 1 млн рублей.
Это пример отыгрыша крутого инфоповода, когда вы как бренд можете раскрутить любую идею. Пример человека-бренда, который может раскачать любой повод, — Никита Джигурда. В сеть была выложена видеозапись родов его жены. Это сработало на его образ своеобразного человека, со своими представлениями об этике и публичных выступлениях. Сам по себе Джигурда — человек интеллигентный, он внятно, четко и осмысленно излагает свои мысли. Другой пример раскрутки личного бренда, отличного от своего настоящего «я», — Артемий Лебедев. Да, есть «Живой журнал» Артемия, в котором мат и куча школьников в комментаторах, жаждущих провокаций, но на самом деле Лебедев очень интеллигентный человек. Если посмотреть видео с его участием, можно заметить, как он хорошо и чисто разговаривает, как корректно себя ведет. Но там, в «ЖЖ», его аудитория принимает такой канал коммуникации, своеобразное позиционирование и крутые инфоповоды.
Одним из ярких примеров скандальных инфоповодов Артемия, которые привлекали к нему внимание и, как ни странно, приводили новых клиентов, является его «информационная война с РПЦ». История противостояния началась в декабре 2008 года с размещения Артемием картинки с усопшим патриархом Алексием II в формате демотиватора в знак непризнания отмены всех развлекательных мероприятий в России из-за похорон патриарха. Продолжением послужил конкурс, объявленный в августе 2012 года Артемием в своем «ЖЖ», на создание коллажа с фото уже нового патриарха — Кирилла. Оба раза официальная реакция РПЦ была более сдержанной, чем у многих политиков, чиновников и общественно-политических деятелей. История продолжилась в сентябре, когда Лебедев, услышав о подготовке законопроекта об уголовной ответственности за богохульство (закон о защите прав верующих), разместил у себя в «ЖЖ» пост с использованием ненормативной лексики на баннере и в тексте. Как и следовало ожидать, всё та же «медийная часть поддержки РПЦ» довольно активно среагировала на данную выходку и пригрозила первым посадить по новому закону именно Лебедева.