Сегментация: социально-демографическая, поведенческая, социально-культурная, по стилю жизни. Построение сетки сегментации.
· Соц — демогр-я сегм-я. Это процесс раздел. всех пок-лей рынка на однородн.е группы по поло-возрастным критериям, доходу или социальному статусу в общ-ве. Явл. самым распространенным методом сегментации рынка, т.к. критерии данного метода сегм-я легко поддаются измерению, а, =>, размеры сегментов поддаются точному математическому расчету.
Пол | женщины или мужчины |
Возраст | до 6 л, 6-11 л, 12-19 л, 20-25 л, 26-30 л, 30-35 лет, 65+/ или новорожд. дети, подростки, взрослое население, пенсионеры |
Ур-нь дохода | Потреб-ли с высоким, средн. или низким ур-м дохода / или с описанием точных границ дохода: менее 3 тыс.руб, 3-5 тыс. руб,5-10 тыс.руб |
Жизненный цикл семьи | одиночки, молодая семья без ребенка, молодая семья с ребенком, семья в браке более 5 лет, пожилые супруги и т.д |
Наличие, возраст и кол-во детей | есть дети / нет детей; новорожденные/ дети в возрасте от 1,5 до 3 лет/ дети в возрасте от 3-7 лет/ подростки и т.п; один ребенок/ 2 ребенка/ 3 и более детей |
Национальность, расовая прин-ть | русские, американцы, украинцы, восточные народы, европейские нации |
Род занятий | умственный труд или технич спец-ты; собственники бизнеса, назначенные руководители бизнеса, руководители среднего звена, офисные работники; пенсионеры, студенты, домохозяйки и т.п |
Образование | высшее, среднее, средне-специальное, без образования; знание языков и т.п |
Сфера работы | строительство; образование; питание; розничная торговля; здравоохранение и т.п |
Важные события | дни рождения, окончание учебного заведения, юбилеи, национальные праздники, спортивные события |
Религиозные убеждения | католики, протестанты, мусульмане, иудеи, индусы |
Поколения | родившиеся до 1964 года, родившиеся в период с 1964-1980, родившиеся после 1980 |
· Поведенческое сегм-ние рынка — проц.разделения пок-лей рынка в однородн. группы по поведению, кот. они проявляют в момент выбора, соверш. покупки и исп-ния товара.
Поведенческие признаки сегм-ции рынка выступают доп. описательными характер-ми целевой ауд-ии, но также сущ-т примеры, в кот. критерии поведения потреб-ля играют осн. роль:
· Сегм-ние по интенс-ти исп-я товара: раздел-е потреб-ей на группы по частоте исп-я п, исп-ся для планир-я целей рекл-х кампаний, поиска источн-в роста и оценки потенц-а рынка.
· Сегм-е по отн-ю к бренду: исп-ся в медиапланировании и разраб. ассорт-ой стр-гии продукта
К поведенч-м признакам можно отнести любые параметры, кот. могут описать процесс совершения покупки потреб-м. Некоторые из них:
Признаки сегм-я | Описание |
Место соверш . покупки | где потр-ль предпочит. совершать покупку: аптека, гипермаркет, супермаркет, дискаунтер, магазин у дома, интернет-магазин |
Частота соверш. покупки и част. потр-я продукта | раз в нед., 2 раза в нед., более 2-х раз в нед. и т.п |
Искомые выгоды для потребит-й | то, что явл. осн. движущей силой покупки: кач-во, сервис, экономия, скорость |
Отношение к товару | лояльные / нелояльные / отказавшиеся или восторженное, благожелательное, безразличное, отрицательное или враждебное |
Ключ. драйверы покупки | цена, качество, уровень сервиса, подтверждение статуса |
Повод для соверш. покупки | обыденная покупка или особое событие |
Ожидаемый рез-т | высокие или нейтральные ожидания от приобретения товара |
Статус пок-ля | не пользующийся, бывший покупатель, потенциальный покупатель, новый покупатель, постоянный покупатель |
Степень готовности совершить покупку | неосведомленный, осведомленный, знающий,интересующийся, желающий совершить покупку |
Степень вовлеченности в покупку | требуется или не требуется срочное решение проблемы |
· Соц-культурная сегм-ция, как и сегм-ция по выгодам, исходит из идеи о том, что лица, сильно различающиеся в соц-демографических терминах, могут демонстрировать весьма схожее поведение, и наоборот. Задача закл-ся в создании более человечного образа пок-лей, кот. не исчерпывается только их соц-демографическим профилем, но несет также информацию об их системе ценностей, активности, интересах и мнениях. Сегм-ция по стилю жизни, называемая также психографической, пытается идти еще дальше, в область мотиваций и индивидуальности в аспекте потребления. Т.О, стиль жизни используется как индикатор индивидуальности.
· Как напоминает Валет-Флоранс, концепция стиля жизни строится вокруг трех уровней анализа, с различной степенью приближения по отношению к акту покупки:
· -На самом стабильном и неизменном ур-не располагаются индивид. личностные ценности, т.е. твердые убеждения в том, что опред. образ жизни или опред. жизненная цель лучше, чем др.
· -На промежуточном ур-не находится совок-ть деят-ти, интересов и мнений, свойственных личности, демонстрирующая ее систему ценностей и более близкая к акту покупки.
· -На периферийном ур-не находится совок-ть приобретенных и потребленных товаров, которая является мимолетным отражением двух предшествующих уровней.
· Валет-Флоранс предлагает определять стиль жизни человека как взаимодействие этих трех уровней: группа лиц со схожим поведением на всех трех уровнях является однородной с точки зрения стиля жизни. Таким образом, стиль жизни - это глобальный продукт системы ценностей личности, ее отношений и активности, а также ее манеры потребления. Он описывает сущность жизни группы людей и отличает ее от других групп.
· Анализ стиля жизни может касаться любого из этих трех уровней, причем чем более уровень приближен к акту покупки, тем легче его наблюдать, но тем менее он стабилен. Большинство эмпирических исследований стиля жизни касались анализа активности, интересов и мнений (поэтому они получили название АИМ) и в меньшей степени - системы ценностей.
· — Активность личности - ее характерное поведение и манера проводить время.
· — Интересы личности - ее предпочтения и то, что она считает для себя важным в окружающей среде.
· — Мнения - касаются идей личности, того, что она думает о себе, об окружающей среде, политике, промышленности, экологии и т. д.
· — Главные социально-демографические характеристики - фазы жизненного цикла семьи, доход, образование.
· 13. Содержание методов стратегического анализа: SWOT-анализ, аналитическая схема ЦРКО.
· SWOT-анализ — метод стратегич. Планир-я, заключ.я в выявл-и факторов внутр-й и внешней среды орг-ции и разделении их на 4 категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).
· (S) и (W) явл. факторами внутр. среды объекта анализа, (т.е. тем, на что сам объект способен повлиять); (O) и (T) явл. фак-ми внешн. среды (Т.е. тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролир-ся объектом). Напр-р, пр-тие управл. собств. торговым ассорт-м — это фактор внутр. среды, но законы о торговле не подконтрольны пре-тию — это фактор внеш. среды.
· Объектом SWOT-анализа м.б. не только орг-ция, но и др. соц.-эконом-е объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политичю партии, некоммерческие организации (НКО), отдельные специалисты, персоны и т. д.
· SWOT может быть представлена визуально в виде таблицы:
· Положит. влияние | · Отрицательное влияние | |
· Внутр.среда | · Strengths (св-ва проекта или коллектива, дающие преимущ-ва перед др.и в отрасли) | · Weaknesses (ослабляющие проект) |
· Внешн. среда | · Opportunities (внеш. вероятные факторы, дающие доп. Возм-ти по достижению цели) | · Threats (внеш. вероятные факторы, кот. могут осложнить достиж. цели) |
· SWOT-анализ эффективен при осуще-нии начальной оценки текущ. ситуации, но он не может заменить выработку стратегии или качественный анализ динамики.
· Сильные стороны SWOT-анализа:
· -универс-й метод, кот. применим в самых разнообразных сферах экономики и упр-я. Его можно адаптировать к объекту исслед-я любого ур-ня (продукт, пр-ятие, регион, страна и пр.).
· - гибкий метод со свободным выбором анализир-х элем-в в завис-ти от поставл-х целей (напр-р, можно анализ-ть город только с точ. Зр. туризма или с точ.зр. работы транспорта и т.д.).
· -Может исп-ся как для оперативной оценки, так и для стратегич-го планир-я на длит. период.
· -Исп-ние метода, не требует спец-х знаний и налич. узкопрофильного образования.
· Недостатки:
· - показывает только общ. факторы. Конкретные мероприятия для достиж. поставленных целей надо разрабатывать отдельно.
· -Зачастую при SWOT-анализе происходит лишь перечисление факторов без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними.
· -Анализ даёт в большей степени статичную картинку, чем видение развития в динамике.
· -Рез-ты предст-ы в виде качеств. опис-я, в то вр. как для оценки сит-ции треб-ся колич. пар-ры.
· -SWOT-анализ явл. субъективным и зависит от позиции и знаний того, кто его проводит.
· -Для качеств-го SWOT-ан. Необх. Привлеч. больших массивов инф-ции из разных сфер, что требует значительных усилий и затрат.
· Задача SWOT-анализа — дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.
· Для более полной отдачи от метода исп-ся также построение вариантов действий, основанных на пересечении полей. Для этого последовательно рассматривают различные сочетания факторов внешней среды и внутренних свойств компании. Рассматриваются все возможные парные комбинации и выделяются те, что должны быть учтены при разработке стратегии.
· СИВ показ., какие сильные стороны необх. Исп-ть, чтобы получить отдачу от возможностей во вн. среде.
· СЛВ показывает, за счет каких возможностей внешней среды организация сможет преодолеть имеющиеся слабости.
· Поле СИУ показывает, какие силы необходимо использовать для устранения угроз.
· Поле СЛУ показывает, от каких слабостей необходимо избавиться, чтобы попытаться предотвратить нависшую угрозу.
· Возможности | · Угрозы | |
· Сильные стороны | · СИВ | · СИУ |
· Слабые стороны | · СЛВ | · СЛУ |
· Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
Пока единственным инструментом для анализа ресурсов и способностей фирмы на их соответствие определениям и предпосылкам (их неоднородности и немобильности), принятым в ресурсной концепции, является разработанная Дж. Барни, опирающаяся на четыре критерия такого соответствия. Как отмечалось в разд. 5.2, эта схема предполагает последовательную проверку ресурсов и способностей фирмы на основе вопросов о том, насколько они являются ценными, редкими, труднокопируемыми соперниками, и того, насколько политики и процедуры организации содействуют извлечению экономических выгод от ресурсов, удовлетворяющих этим требованиям. От характера ответов на данные четыре вопроса (вся аналитическая схема может быть обозначена аббревиатурой ЦРКО) зависит решение о том, к числу сильных или слабых сторон фирмы следует относить ее конкретный ресурс или способность.
·